В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Владимир Маковеев
Заместитель председателя редакционного совета
Более 160 участников V Форума операторов мультисервисных сетей собрались 13 ноября в Центре международной торговли. На мероприятии обсуждались вопросы CAPEX, OPEX, ARPU, взаимодействия операторов, вещателей, производителей контента и государства в условиях финансового кризиса. Об особенностях V Форума MultiPlay мы поговорили с заместителем председателя редакционного совета журнала "Broadcasting" Владимиром Григорьевичем Маковеевым.
— Форум MultiPlay проходит уже не первый год. В чем, на Ваш взгляд, отличие этого мероприятия от предыдущих?
— На Форуме многим стало ясно, что в стране произошел перелом в общественном мнении, существо которого вынесено мною в заголовок: ведь до самого последнего времени считалось, что российский потребитель еще не готов платить "живые деньги" за телевидение. Относилось это за счет "советского менталитета", о чем написано уже достаточно. Кстати, книгу, процитированную в эпиграфе, в руках я, каюсь, не держал, но видел в библиографии и удивлялся, как же давно этот вопрос волнует людей!
Хорошо известно, что все системы массового обслуживания, телевидение в том числе, в своем развитии имеют пороговый характер. К настоящему времени некий порог оказался преодоленным, и платное телевидение в России вошло в моду! О нем много пишут и еще больше говорят! В подмосковном транспорте из неспешного разговора почтенных тетушек теперь можно узнать много нового и интересного о "Триколоре", "Акадо" и "Стриме". Торговые марки как столичных, так и провинциальных компаний платного телевидения стали привычными в лексиконе российских обывателей.
Операторам явно удалось приспособить новые информационные технологии к древним потребностям человека и старым, привычным продуктам. Российские кабельные и спутниковые компании поняли наконец, что их услуги должны приходить в дом просто и естественно, а потребителей смогли убедить, что услуги эти общедоступны и пользоваться ими можно свободно, играючи.
Участники Форума убедились сами и убедили друг друга, что новые технологии действуют, работают, а потребители готовы оплачивать новые информационные продукты.
— Отразился ли финансовый кризис на программе Форума, выступлениях гостей и атмосфере самого мероприятия?
— К сожалению, отразился и на программе и атмосфере Форума, хотя, думаю, что организаторы здесь явно перестарались: в данной фазе кризис можно было бы и не заметить! Здесь же участники наперебой старались убедить друг друга, что никакого кризиса в отрасли нет, а самое трагическое из слышанных мною заявлений заключалось в том, что рост некой сети в будущем году может составить только 25% вместо привычных 40%!
Но ведь, как сказал мудрец, даже разговоры о невозможном убивают ростки возможного. Теперешние же разговоры о кризисе для многих -это лишь хороший повод что-либо не сделать.
Кроме того, в рыночной экономике подобные кризисы - явление перманентное, мы в России попросту к ним не привычны, а многие лишние разговоры нагнетают обстановку "конца света", иногда доходя до мазохизма. Я, например, даже и затрудняюсь назвать время, когда в российском телерадиовещании в последние 20 лет был бескризисный период.
— Целесообразно ли во время финансового кризиса проводить подобные мероприятия?
— Более чем целесообразно! Они создают у их участников, особенно у регионалов, драгоценное "чувство локтя", уменьшают мнительность и "самоедство".
Полагаю, что на Форуме MultiPlay в итоге найден оптимальный формат для доверительного разговора о насущных проблемах:ведь в"полупрозрачной" экономике вроде нашей теперешней самые важные и надежные сведения - ненаписанная строка и не произнесенное с трибуны слово. Более того, на таком форуме, благодаря его интерактивной природе, совершенно невозможен провокационный вброс сомнительных идей под видом информации.
Поэтому пусть будет "больше форумов хороших и разных!" (парафраз из Маяковского).
— Как, на Ваш взгляд, не заслонила ли тема финансового кризиса главной темы последних лет — цифровизации страны?
— Технологический прогресс в сторону цифровизации - процесс объективный и, более того, естественный! И в России более четверти века он уже идет полным ходом! Разговоры о кризисе могут несколько скорректировать этот процесс, причем необязательно негативным образом.
Ведь все передачи и программы телерадиовещания готовятся, хранятся и передаются по каналам связи в цифре, вещание через спутники по всем системам идет в цифре, успешно проходит цифровизация в системах кабельного телевидения, - по официальным данным, аудитория цифрового телевидения превышает 10%. Уверен, что как только "просветлеет" нормативная база и "цифра" в кабеле сможет принести уверенный доход оператору, то этот показатель очень быстро возрастет в несколько раз!
После этого вконец запутанные в настоящее время проблемы перехода на цифровые технологии в наземном эфире вдруг окажутся значительно более ясными, и завершение цифровизации телевизионного вещания уже не потребует решительного административного вмешательства. Пример тому - опыт внедрения цветного телевидения, при котором на первых порах также потребовалось некоторое государственное участие.
— Какие темы, обсуждавшиеся на Форуме, Вы считаете наиболее актуальными и важными?
— Самое важное и удачное на Форуме -внимание к регионам. Ведь основными тенденциями на рынке мультимедийных услуг сейчас являются консолидацион-ные процессы на региональном уровне. Ликвидация отставания регионов от Москвы (информационного неравенства!) идет даже стремительнее, чем это когда-то было на рынке сотовой связи.
Многие регионы теперь впереди столиц и очень гордятся своими достижениями. К счастью, все участники Форума обладали вполне достаточным чувством меры и юмора! Ведь не секрет, что с библейских времен жители провинции жили в убеждении, что "эти типы в столице совсем свихнулись...".
Сейчас темп роста рынка мультимедийных услуг оценивается примерно в 40% в год. Москва и другие мегаполисы уже приближаются к порогу насыщения своих рынков. К концу этого года при всех разговорах о кризисе в основном российский рынок будет сформирован и поделен, а прирастать он будет только за счет регионов.
Очень симптоматичен особый интерес участников Форума к телевидению высокой четкости: технология эта дорогая, а рекламодатели, как уже стало ясно из мирового опыта, вовсе не жаждут участвовать в финансировании ТВЧ, поскольку на эффективности рекламы оно практически не сказывается. В этом свете переход на цифровые технологии повышает инвестиционную привлекательность кабельных сетей платного телевидения, поскольку в них нет радиочастотных ограничений для ТВЧ и имеются лучшие возможности по защите этого драгоценного контента от пиратов.
— Какие вопросы, на Ваш взгляд, не были затронуты на Форуме, и какие необходимо обсудить на следующем мероприятии?
— Как согласились участники Форума, к 2010 году на нашем рынке может в основном закончиться процесс консолидации, в результате чего сложится группа из трех-четырех операторов многоканального телерадиовещания федерального уровня. По имеющемуся опыту из смежных отраслей подобные проекты национального масштаба особо приветствуются в организационной форме государственно-частного партнерства, пока еще совершенно не исследованной в телерадиовещательном сообществе и явно нуждающейся в общественном обсуждении.
Мне как-то попались на глаза графики роста распространения Интернета в мире и снижения прибыльности звукозаписи, оказавшиеся в точной противофазе. Было бы интересно обсудить по аналогии перспективы телевидения в связи с развитием широкополосных каналов в Интернете.
В заключение хотел бы призвать всех читателей ВС к оптимизму, хотя избыточный оптимизм был в нашей отрасли причиной многих ошибок. Но мне показалось, что главными оптимистами на Форуме были кабельные операторы из средних российских городов. Их сети достаточно велики, чтобы их не "сдуло разговорами о кризисе", и достаточно малы, чтобы можно было "нутром чуять" настроения у своих клиентов. (Цитирую: "Наши дела никогда не будут лучше, чем дела наших клиентов"!)
Они лучше всех понимают, что завтра, как и сегодня, у жителей нашей, не слишком благоустроенной страны будет спрос на телевизионные зрелища. Завтра, как и сегодня, им будут нужны на дому новые информационные услуги. Завтра, как и сегодня, рядом с привычным традиционным телерадиовещанием будет жить и процветать телерадиовещание платное. Завтра, как и сегодня, последние научно-технические чудеса породят у клиентов новые информационные потребности. Завтра, как вчера и сегодня, жизнь кабельных операторов будет трудной, тревожной и прекрасной.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2008
Посещений: 12930
Автор
| |||
В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций