В рубрику "Оборудование для видеомонтажа" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Дмитрий Богданов, эксперт
Осталась позади та эйфория, которой сопровождалось появление первых камер и магнитофонов High Definition. Сегодня мы все чаще задаемся вопросами: с какой компрессией они работают? каков алгоритм сжатия? Нам уже мало того, что компьютер в состоянии прокачать поток не-компрессированного HD. Мы хотим видеть совместную работу монтажных станций над материалом, сложный многослойный монтаж. Очевидно, что сегодня мы переживаем важнейший этап формирования критериев спроса на рынке оборудования High Definition
Предстоящая выставка NAB'2005 (Лас-Вегас), без сомнения, станет знаковым событием именно с точки зрения развития производства в формате High Definition (HD). Дело в том, что в ее рамках ожидается представление новинок, которые позволят предложить потребителю различные перспективы развития H D-производства на ближайшее будущее.
По информации от компании Ikega-mi, именно к этой выставке готовится опытный образец камеры HD, в которой в качестве носителей информации используются не кассеты, а жесткие диски FieldPak2. Предполагается использование этих дисков как на этапе production, так и postproduction — в сочетании с монтажными станциями Avid DS Nitris и МС Adranaline. Подобная технология используется в серийном образце кам-кордеров Ikegami DNS33W, правда, в Standart Definition (SD). Запись на диски будет осуществляться с компрессией DNxHD.
Компания Avid в период, прошедший после окончания выставки NAB'2004, "выкинула" на рынок HD-ре-шения как для Media Composer Adrenaline, так и для софтверной версии Xpress Pro, на основе компрессии DNxHD. Таким образом, практически у всех продуктов линейки Avid появилась возможность работы с HD, причем с одновременным доступом к материалу нескольких станций разного уровня.
В момент появления камеры HD c дисковым носителем и компрессией DNxHD технические решения от Avid могут оказаться предпочтительными. Дальнейшее повышение качества — это преимущественно вопрос скорости процессоров, носителей, шин, а значит, только вопрос времени и общего технического прогресса в области Hi-Tech.
Кроме того, среди "неубиваемых" козырей Avid остается работа в составе рабочих групп (производство сериалов, потоковое телевизионное производство).
Такой акцент уже оправдал себя. Именно с применением технологии рабочих групп на основе Unity создавались самые громкие фильмы последних лет ("Властелин колец", "Гарри Поттер", "Пираты Карибского моря" и многие другие). Конечно, в первую очередь имеется в виду черновой монтаж кино (рис. 1).
До сих пор при кинопроизводстве видеовыход с кинокамеры использовался исключительно для оценки отснятого материала до момента его проявки. Естественно, это позволяло свести к минимуму расходы на пересъемку неудачных эпизодов. Однако в последнее время в США все более популярной становится технология производства кино (в том числе кино для телевидения), показанная на рис. 2.
Конечно, на российской почве может существовать своя специфика. Так, на заре появления электронного кинематографа в нашей стране автор этих строк был вынужден выдумывать нечто подобное в условиях наличия двух камер Ci-neAlta и одного видеомагнитофона HDW-F500. Специфика процесса состояла в том, что съемки на натуре, которые продолжались в течение полугода, происходили за несколько тысяч километров от магнитофона. Для HDW-F500 это расстояние оказалось непреодолимым. Просматривать отснятый материал и осуществлять его предварительный монтаж с помощью накамерных магнитофонов в полевых условиях представлялось невозможным. В результате родилась схема работы (рис. 3), которая оказалась вполне работоспособной.
Но с появлением законченной цепочки production-postproduction с компрессией DNxHD перед Unity откроются совершенно новые перспективы on-line производства HD, причем с довольно высоким и, что немаловажно, гибко изменяемым качеством. Правда, пока речь может идти лишь об on-line-производ-стве сериалов и продукции HDTV, но все же (рис. 4) ...
Одним из лидеров в области производства техники для производства в формате HD по-прежнему остается Sony. Камеры и мониторы этой компании являются тем эталоном, по которому ориентируются при оценке состояния техники современного электронного кинематографа.
Однако очевидно, что HDCAM в настоящее время оценивается как техника вчерашнего дня. Sony явно отвела ему роль прорыва. На очереди формат, задающий совершенно иной уровень качества цифрового кино — HDCAM SR.
Для Sony определение направления дальнейшего развития — это еще и вопрос преемственности технологии производства носителей и воспроизводящих-записывающих устройств, их совместимости с предыдущими версиями и форматами. Именно стремлением сохранить за собой право эксклюзивного использования кодека HDCAM продиктовано развитие направления нелинейных монтажных систем Xpri. Тот, кто выбрал для себя формат HD от Sony, получит неоспоримые преимущества, используя на этапе postproduction именно Xpri. Эти преимущества настолько существенны, что уверенно перевешивают возможные естественные шероховатости непрофильного для Sony продукта. Правда, вопросом остается, как скоро Xpri сможет работать с HDCAM SR, сохраняя исходное качество картинки. Но то, что именно Xpri сможет это делать раньше и эффективнее других, не вызывает сомнения: Sony по-прежнему никому не предоставляет свой кодек.
С другой стороны, Sony уже сегодня имеет мощную поддержку нового формата системами нелинейного монтажа и обработки изображений от известного канадского производителя Discreet (подразделение Autodesk). На российском рынке продвижение этих продуктов затруднено прежде всего тем, что качество этих систем, как правило, бескомпромиссно — следовательно, их стоимость тоже. Кроме того, они базируются преимущественно на платформе Unix, что предполагает организацию серьезного производства и технической поддержки.
Компания Discreet заявила о поддержке HDCAM SR в ноябре 2003 г. на выставке Inter BEE в Японии, рассчитывая использовать возможности компонентной записи на кассету и компонентные интерфейсы нового формата. В этом году на выставке в Лас-Вегасе Discreet представит новые версии Smoke, Flame и Fire с использованием 4:4:4 RGB — формата, намного более подходящего для современной компьютерной обработки и высококачественных медиаприложений, чем урезанный 4:2:2 формат YUV. Таким образом, это еще одно из ожиданий NAB'2005.
Sony подчеркивает, что новая линейка оборудования HDCAM SR создана с целью развития и поддержки семейства CineAlta (добавлю от себя — и Digital Betacam в производстве для Standart Definition, так как сохраняется возможность проигрывать кассеты этого формата и конвертировать сигнал Digital Betacam в HD). В самом деле, появление портативного рекордера, да еще с двумя каналами записи стандартного HD-SDI, значительно упрощает задачу натурных съемок.
Что же касается режима записи с высоким качеством (до 880 Мбит/с), то именно компонентная запись HDCAM SR использовалась при работе над фильмом "Звездные войны. Эпизод 3". Но электронный кинематограф без компромиссов — это не только Sony (рис. 5).
Не случайно Avid стремится разрабатывать системы разного уровня, которые могли бы работать как с кино, так и с HDTV — правда, на разных уровнях и этапах технологического процесса. В стремлении охватить все этапы производства Avid не гнушается черновой работой — отработкой технологии off-line-монтажа. Для этой компании важны, в первую очередь, технологические новинки интеграции на основе IT-технологий, работа в составе рабочих групп, то есть охват всего технологического процесса, а во вторую очередь — максимальное сохранение исходного качества. Этот вопрос не может не рассматриваться, ведь именно от него зависит конкурентоспособность решений от Avid. Но на проблему сохранения качества Avid смотрит через призму своей основной идеи - интеграции различных систем в единый производственный процесс.
Краеугольный камень в технологической политике Sony — ставка на недоступное конкурентам качество записи. Для Sony вопрос о представлении на рынок единой технологической цепочки HD-производства принципиален именно с точки зрения сохранения исходного качества материала. И Xpri необходим здесь, как воздух.
Panasonic в силу приверженности "промежуточному" решению 720p вынужден будет в ближайшее время больше думать о производстве для HDTV. Перспектива преимущества формата вещания (1080 или 720) пока неясна, но, учитывая все возрастающие возможности пропускной способности сетей и каналов связи, можно предположить, что промежуточные решения потеряют свою актуальность раньше, чем сумеют стать главенствующими на рынке телевещания HD. Для Panasonic основной идеей технологического развития (и не только в HD) по-прежнему является P2. Остаются только два вопроса:
Скептики скажут, что есть еще один очень важный вопрос — стоимость. Но очевидно, что с течением времени его актуальность будет сходить на нет.
Самым значимым шагом Panasonic последнего времени стал альянс с Apple. Благодаря этому появилась возможность работы продукта FinalCut Pro HD непосредственно с кодеком VariCam и подключением магнитофонов DVCPRO HD по интерфейсу FireWare.
По сути, это решение — аналог связки EditCam HD (Ikegami) с Xpress Pro HD (Avid) на основе компрессии DNxHD. Вопрос лишь в достоинствах того или иного кодека и в предпочтении того или иного технологического решения: лента или жесткий диск.
Аналогия становится еще более очевидной, если учесть то, что в ближайшем будущем ожидается внедрение технологии P2 и для формата DVCPRO HD.
С другой стороны, предпочтения в технологии монтажа в данном случае в значительной мере определяются достоинствами той или иной камеры, идеологии production, так как это уже электронный кинематограф, и роль production здесь неизмеримо выше, чем в обычном телевизионном производстве. И у Panasonic этот подход прослеживается особенно четко.
Говоря о предложениях от Panasonic, нельзя не упомянуть о формате, который совсем недавно считался "стандартом производства в Голливуде": я имею в виду D5 HD. Именно с применением D5 HD велась работа, например, над "Звездными войнами" первого и второго "эпизодов".
Это оборудование находится несколько в стороне от основных интеграционных идей. С его помощью решается локальная задача — достижение бескомпромиссного качества записи. Однако с появлением HDCAM SR от Sony D5HD выглядит уже не так бескомпромиссно.
Выставка NAB'2005 должна завершить формирование технологических цепочек двух основных подходов к производству в HD: прогрессивного и консервативного. Основные вопросы производства: как снимать? как хранить? как обрабатывать? как монтировать? — вероятно, найдут свой ответ для каждого направления.
На сегодняшний день существуют как приверженцы новейших веяний в технике (Avid — для них), так и сторонники здорового консерватизма (вероятно, им милее будет Sony). Интересно, что "консерватор" в данном случае не значит "отсталый". Технология, как говорится, "с пылу, с жару". А вот оценка перспективы заставляет снова и снова анализировать свой подход к выбору оборудования.
В целом надо понимать, что задачей "минимум" техники High Definition является производство (в том числе и кино) для HDTV. И эта задача в общем полностью решена теми техническими средствами, которые имеются уже на сегодняшний день.
Задача же "максимум" — это электронный кинематограф с полным или частичным вытеснением кинопленки.
И в этом плане оборудование и технологии High Definition вызывают еще слишком много вопросов.
Конечно, основным вопросом для производителей является: кто сможет занять доминирующее место на рынке оборудования уже сегодня, до формирования устоявшихся стандартов и технологических представлений, и тем самым оказать определенное влияние на формирование стандартов и технологий.
Отличительной особенностью видеопроизводства в России и так называемых странах ближнего зарубежья в течение нескольких последних лет являются попытки создавать кино (ТВ) на дешевой технике и выдавать все это за полноценный продукт. Конечно, это иллюзия, обман и пустая трата средств. И я не перестаю настаивать на том, что вещи, определяющие уровень развития кино и телевидения, должны делаться не только на пике творческих возможностей (и, простите, способностей), но и на самой современной и (главное!) полностью соответствующей поставленной задаче технике. Иначе все это профанация.
Например, почему бы не "узаконить" определенный (наивысший) уровень технологии для материалов, номинированных на ТЭФИ или идущих в рамках конкурса на ММКФ? (Имеется в виду производство в SD и HD - не только носитель, но и вся предшествующая технология.) Наверняка такой подход способствовал бы росту общей культуры видеопроизводства.
Опубликовано: Каталог "Оборудование для видеомонтажа"-2005
Посещений: 13996
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование для видеомонтажа" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций