В рубрику "Оборудование для видеомонтажа" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Колмогоров, эксперт
Установка и эксплуатация монтажных систем всегда была комплексной задачей для инженеров вещательных и производственных компаний. Специалистам приходилось учитывать огромное количество параметров как при проектировании и внедрении новых монтажных комплексов, так и при переводе уже имеющегося оборудования на новые технологии
Стремительное развитие телевизионного рынка, в рамках которого новые технологические решения предлагаются практически ежедневно, требует постоянного и пристального внимания профессионалов ко всем инновациям и разработкам.
Тем не менее в сфере постпроизводства можно выявить некоторые основные тенденции.
Совместная работа над проектом
Основные направления развития систем монтажного оборудования сегодняшнего и завтрашнего дня можно охарактеризовать одним словом — "цифровые". Цифровые стандарты вещания, цифровые интерфейсы передачи данных, цифровые форматы записи, цифровые системы обработки и хранения видео- и аудиоинформации — цифра проникла повсюду. Сегодня практически не осталось решений для монтажного производства, в которых не существует хотя бы одного цифрового блока.
Предпосылкой для массового распространения цифровых технологий стали их удешевление и доступность.
Появление формата DV и его "старших братьев" (DVCAM, DVCPRO, а теперь еще и HDV) произвело революцию в области производства видео. Эффект от этой революции сравним с событиями в полиграфии десятилетней давности: именно к тому времени относится появление настольных издательских систем, которые полностью преобразовали всю издательскую технологию.
Приобрести комплект из камеры и монтажного комплекса на базе компьютера сегодня может позволить себе любая телекомпания.
Специалист по IT-технологиям — ключевая фигура
Удешевление и постоянный рост производительности компьютеров, интеграция компьютерных решений в оборудование для производства кино-и видеопродукции приводят к тому, что ключевой фигурой в разработке и обслуживании комплексов монтажного оборудования сегодня становится специалист по IT-технологиям.
Видеоинженеры и специалисты по эксплуатации монтажных комплексов вынуждены осваивать основы администрирования и обслуживания компьютеров, разбираться в тонкостях установки и поддержки компьютерных программ, используемых в технологическом процессе.
А системные администраторы и IT-специалисты открывают для себя принципы работы монтажных программ, начинают разбираться в основах технологий передачи телевизионного сигнала, осваивают новые периферийные компьютерные устройства, которыми стали видеомагнитофоны и камеры.
"Наигравшись" с цифровыми "игрушками"
Еще одной тенденцией, напрямую связанной с появлением сравнительно недорогого оборудования вещательного качества, стало стремление (не только продюсерских и вещательных компаний, но даже компаний, более или менее регулярно заказывающих видеопродукцию) создавать свои производственные отделы. Тем самым было вызвано снижение количества заказов на видеопроизводство у специализирующихся на этом компаний.
Однако по итогам прошлого года стало очевидно, что, вдоволь "наигравшись" с цифровыми "игрушками", большая часть специалистов вновь стала размещать заказы на производство видео у таких компаний. Причина проста: несмотря на кажущуюся простоту и легкость освоения компьютерных программ, создание качественного продукта на вещательном уровне требует от специалистов высокой квалификации.
Как отмечалось выше, с развитием цифровых технологий требования к современному специалисту монтажного производства значительно повысились.
Благодаря цифровым интерфейсам
Девизом развития нынешних технологий видеопроизводства вполне мог бы стать лозунг физкультурников советского времени: "Быстрее! Выше! Сильнее!".
Сильнее становится интеграция отдельных компонент монтажных комплексов, выше — эффективность алгоритмов компрессии и обработки больших потоков данных, быстрее — скорость передачи информации.
Именно благодаря современным цифровым интерфейсам передачи данных (Firewire и USB 2.0) полностью изменился подход к производству плат для оцифровки видео и звука. На смену платам расширения, устанавливаемым внутрь корпуса компьютера, пришли внешние блоки интерфейсов ввода-вывода, подключаемые к компьютеру по интерфейсам Firewire и USB 2.0. Преимущество подобного подхода очевидно — отсутствие сложности при установке платы и последующей настройке параметров компьютера и драйверов.
Конструкция большей части современных внешних блоков ввода-вывода определяется операционной системой компьютера по технологии "включай и работай" (Plug-n-play) и не требует установки дополнительных драйверов.
Более того, скорости передачи данных у этих интерфейсов (Firewire -400 Мбит/с, USB 2.0 — 600 Мбит/c) и скорости записи на современные жесткие диски вполне достаточно для того, чтобы передавать в компьютер видео стандартного разрешения без компрессии. А недавно появившийся стандарт 1394 b позволяет работать со скоростями до 800 Мбит/с.
Диапазон существующих устройств, работающих по этому стандарту, весьма широк: от небольших, умещающихся на ладони конвертеров для перевода из композитного сигнала в цифровой до больших, встраиваемых в профессиональные стойки оборудования устройств, позволяющих работать с видео высокой четкости (HD).
Еще одним технологическим решением, которое может кардинально изменить принципы работы монтажных систем, является прямая запись снимаемого материала сразу на жесткие диски или на флэш-память. В данном случае полностью отпадает необходимость в оцифровке материала, так как при подключении такого устройства к компьютеру весь оцифрованный материал сразу становится доступен для монтажа.
Преимущества интеграции
Функциональность недорогих монтажных комплексов значительно расширилась и вплотную приблизилась к системам класса high-end. Помимо стандартных модулей оцифровки, монтажа, управления медиаданными и вывода готового материала на носители информации в состав любой конкурентоспособной программы нелинейного монтажа теперь практически всегда входят титровальный модуль, модуль цветокоррекции, по набору инструментов часто не уступающий специализированным программам, и модуль экспорта материалов на DVD.
Такая интеграция различных инструментов, необходимых в современном видеопроизводстве, свойственна продукции практически всех лидеров рынка. Правда, конкретные решения фирм — производителей нелинейных монтажных комплексов отличаются по своей идеологии.
К примеру, компания Avid Technology, Inc в прошлом году выпустила программно-аппаратный комплекс Avid Xpress Studio, в состав которого вошли пять отдельных продуктов компании: для монтажа, создания спецэффектов, трехмерного моделирования и анимации, постобработки звука и создания DVD. Все продукты интегрированы между собой и позволяют легко обмениваться медиа-данными.
Компания Pinnacle Systems, наоборот, интегрировала в свой программный продукт Pinnacle Liquid Edition модуль для создания меню и последующего кодирования DVD-дисков прямо с монтажного стола программы.
В программе Edius компании Canopus также имеется возможность записи смонтированного видео прямо на DVD.
Можно долго сравнивать различные подходы, выявляя их плюсы и минусы, но главное заключается в том, что при знакомстве с новыми продуктами современный монтажер должен осваивать и новые, незнакомые ранее инструменты.
Новые перспективы для распределенного производства
Помимо интеграции инструментов непосредственно в программы нелинейного монтажа сегодня происходит активное расширение возможностей работы монтажных систем в составе компьютерных сетей. Наряду с давно существующими, но до сих пор достаточно дорогими решениями на базе оптоволоконных сетей появляются системы, способные эффективно работать в сетях Ethernet с пропускной способностью 1 Гбит/с. На практике проверено, что, даже не имея специализированного видеосервера, но используя обычный файл-сервер, можно поддерживать одновременное функционирование 5-6 станций нелинейного монтажа при работе с материалом качества DV. Это открывает новые перспективы для распределенного производства видеоматериалов одновременно на нескольких монтажных станциях.
К примеру, в одной из программ появилась возможность назначения фрагмента монтируемого материала для его обработки с другой монтажной станции, находящейся в сети, не прерывая работы над текущим материалом. Таким образом, методы и принципы реализации программного обеспечения для групповой обработки информации могут стать непременным элементом и монтажных комплексов завтрашнего дня.
Монтажные комплексы в электронных newsroom
Другим направлением сетевой интеграции монтажных комплексов является их использование в составе электронных newsroom, рынок которых сегодня также активно развивается. Большинство электронных newsroom позволяет редакторам просматривать оцифрованный материал в низком разрешении прямо с сервера и даже осуществлять черновой монтаж, который впоследствии можно будет использовать в качестве основы для окончательной версии монтируемой программы.
Важное условие эффективной интеграции
Важным условием эффективной интеграции программно-аппаратных монтажных комплексов является совместимость форматов хранения и обработки данных. В этом направлении тоже наметились существенные изменения. К существующим сегодня технологическим аббревиатурам добавились две новые — MXF и AAF.
Material eXchange Format (http://www.mxf.tv и http://www.pro-mpeg.org) — формат обмена материалами, который предназначен для аккуратного "обертывания" и корректного описания всех параметров сохраняемого медиаконтента. Таким контентом могут быть видео, звук, файлы со статичными изображениями.
Преимуществом данного формата является возможность инкапсуляции алгоритмов, необходимых для корректного декодирования данных, сохраненных в файле MXF.
Поддержка MXF в качестве формата для хранения оцифрованного материала уже сейчас имеется в программах Avid и Pinnacle. Компания Panasonic применила этот формат для хранения материалов в стандарте записи P2, где вместо магнитной ленты в качестве носителя информации используется флэш-память.
Применение этого формата позволяет использовать один и тот же оцифрованный материал без перекодирования разными монтажными программами или пользоваться отснятыми в стандарте P2 материалами без оцифровки.
Advanced Authoring Format (http://www.aafassociation.org/) — это профессиональный формат для обмена файлами, предназначенный для postproduction и программ создания медиаконтента.
Разработка MXF и AAF — далеко не первая попытка создать универсальный формат для обмена медиаданными, но главным отличием этих форматов от всех предыдущих является их широкая поддержка всеми основными производителями оборудования для кино- и видеопроизводства. Например, AAF поддерживают такие производители программного обеспечения, как Adobe, Avid, Apple, Discreet, Microsoft, Pinnacle, Quantel и многие другие.
Этот формат уже сегодня называют преемником EDL — традиционного формата файлов для обмена информацией о монтажных метках между обычными линейными и нелинейными системами монтажа. Однако возможности AAF гораздо шире: к примеру, он позволяет отслеживать варианты смонтированного контента, начиная с черновой сборки и заканчивая окончательной версией монтажа.
Плюс HD
Появление на рынке сравнительно недорогих полупрофессиональных камер Sony и JVC, работающих в формате HDV, привело к тому, что к функциональным возможностям наиболее популярных программ нелинейного монтажа добавилась поддержка работы с видео высокой четкости — High Definition, что отразилось и в названиях программ: к ним была добавлена аббревиатура HD.
Эти перемены свидетельствуют о том, что именно под знаком "высокой четкости" будет идти развитие индустрии в текущем году. А это значит, что понадобятся носители информации еще большей емкости, более скоростные интерфейсы передачи этой информации и более мощные процессоры для ее обработки в реальном времени.
Быстрее! Выше! Сильнее!
Опубликовано: Каталог "Оборудование для видеомонтажа"-2005
Посещений: 15019
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование для видеомонтажа" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций