В рубрику "Оборудование для линейного монтажа" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Дмитрий Иванов
Ведущий специалист компании Snell&Wilcox
Широкое распространение нелинейных телевизионных технологий привело к практически полному вытеснению традиционного линейного монтажа, особенно в тех областях телепроизводства, где требуется высокая оперативность подготовки материалов (например, производство новостей и спортивных программ)
Системы линейного монтажа эволюционировали в компактные портативные "лаптопы", предназначенные для использования в "полевых" условиях, — это, пожалуй, единственный способ "выживания" линейной технологии в современных условиях, когда время подготовки материалов к эфиру становится решающим фактором. Во всех остальных случаях использование систем нелинейного монтажа позволяет готовить материалы более оперативно и в результате оказывается гораздо более выгодным решением с экономической точки зрения.
В любой телекомпании, независимо от ее размеров, использование технологии нелинейного монтажа приводит к возможности совместного доступа к видеоматериалам.
Наиболее часто в российских телекомпаниях используется объединение монтажных систем по локальной сети и выделенного файл-сервера. Однако несмотря на простоту этого способа, у него есть очень серьезные недостатки, которые связаны с потерей времени при копировании материалов по сети. Так, при использовании обычной 100-мегабитной сети на копирование 1 часа DV-материала уходит не менее 15 минут. Использование гигабитных сетей не приводит к значительному сокращению этого времени.
"Лобовой" метод решения подобной проблемы — использование 10-гигабитных сетей (компоненты для создания таких сетей уже появились на рынке) — является чрезвычайно дорогостоящим. Кроме того, камнем преткновения здесь может стать производительность файл-сервера и рабочих станций.
Альтернативным вариантом решения указанной проблемы является использование параллельной выделенной сети SAN (Storage Area Network), предназначенной для доступа к общему "хранилищу" материалов. Это решение имеет много общего с описанным выше, однако между ними существует принципиальная разница: выделенная сеть не используется для "посторонней" информации, она оптимизирована для работы с файлами большого размера.
С точки зрения пользователя, накопитель представляет собой некий "общий диск", а все файлы (включая исходные, временные, и файлы, полученные в результате монтажа) уже находятся или создаются в некоем общедоступном месте, и любые операции копирования в принципе исключаются.
Подобная технология хорошо себя зарекомендовала при использовании в относительно небольших рабочих группах, объединяющих около десяти монтажных станций, но требует не всегда приемлемых затрат. К тому же при таком подходе предъявляются очень высокие требования к надежности и производительности общего дискового накопителя.
Существуют также решения, аналогичные рассмотренным по назначению, но отличающиеся по реализации, например iSCSI (SCSI-over-IP).
Технология SAN в большей степени используется для объединения серверных систем, а не рабочих станций.
В последнее время наметилась тенденция новой идеологии монтажа и совместной работы над видеоматериалами, которую условно можно было бы назвать "сетевым монтажом".
"Сетевой монтаж" актуален в первую очередь для крупных телекомпаний, где оснащение каждого рабочего места журналиста полноценной монтажной станцией (включая все необходимое дополнительное оборудование, сопровождение, обновление и т.п.) может привести к расходованию астрономических сумм, особенно если количество рабочих мест измеряется сотнями.
Основу "сетевого монтажа" составляют, по крайней мере, два ключевых метода: использование материалов низкого разрешения (proxy editing) и удаленное редактирование и просмотр (remote browsing). Комбинация этих методов в совокупности с использованием других современных технологий становится основным направлением, по которому развиваются системы, предназначенные для групповой работы с видеоматериалами.
Использование здесь прокси-файлов не является чем-то принципиально новым — скорее это "реинкарнация" старой идеи, но уже на новом уровне. Для каждого материала создаются как минимум 2 копии: одна в "полном" разрешении для сохранения исходного качества, вторая — в низком (как правило, с компрессией MPEG-1 или MPEG-4), причем желательно, чтобы обе копии создавались одновременно при оцифровке материала. При монтаже используются только копии низкого разрешения; манипуляции же с видеоматериалами высокого разрешения выполняются лишь на завершающем этапе на "серверной" стороне.
Современные компьютеры имеют достаточную производительность для обработки даже некомпрессированного видео стандартной четкости, но если речь идет о HD или материалах кинематографического качества (2K и выше), то применение прокси-файлов вновь оказывается востребованным.
Использование прокси-файлов может резко снизить требования к производительности оборудования и при совместном доступе к видеоматериалам: резко снижаются объемы информации, "перекачиваемой" по локальной сети, требования к рабочим станциям и т.д.
Из систем, рассчитанных на использование в Интернете, пришел метод remote browsing: пользователи таких систем не имеют доступа к исходным материалам высокого качества, но они могут искать, просматривать материалы, а также выполнять другие операции, имея перед собой копию в низком разрешении.
В общих чертах система "сетевого монтажа" включает в себя следующие компоненты:
1. Рабочие места журналистов — относительно простые офисные компьютеры либо "тонкие клиенты" (бездисковые рабочие станции с удаленной загрузкой ПО). Такие рабочие места требуют минимального программного обеспечения: достаточно только Интернет-браузера с поддержкой Java или Microsoft.NET. Их настройка выполняется удаленно, а все управление сосредоточено в руках сетевого администратора. Обновление ПО выполняется на серверной стороне и автоматически загружается в рабочие станции.
2. Рабочие места для оцифровки материалов, которые при необходимости могут иметь дополнительное аппаратное обеспечение (платы ввода) для перегона материалов с видеомагнитофонов, не поддерживающих сетевые протоколы доступа.
3. Сервер(ы) приложений, в которых концентрируется ПО, обеспечивающее работоспособность всей системы "сетевого монтажа", в частности таких ее компонентов, как:
4. Дисковые массивы для материалов низкого и высокого разрешения. Наиболее часто используемые материалы хранятся на дисковых массивах; менее "актуальные" могут храниться на более дешевых накопителях с медленным доступом (например, на ленточных или DVD- ROM).
5. Компоненты, обеспечивающие интеграцию с системами автоматизации эфира, управления архивом, управления предприятием и т д.
6. Сетевая инфраструктура, объединяющая все компоненты.
Многие существующие на данный момент системы в значительной степени отличаются от описанного выше "идеала", так как их производители исходя из маркетинговых соображений заинтересованы в "гладкой" интеграции компонентов собственной разработки, что не всегда совпадает с интересами конечных пользователей. Выход из этой ситуации возможен лишь в том случае, если интеграция систем базируется только на открытых общепризнанных стандартах, таких как стандарт файлового обмена MXF и протокол MOS.
Технология "сетевого монтажа" может применяться не только в рамках одной телекомпании, но и в распределенных системах (например, в головном офисе компании и во всех ее филиалах) и даже в рамках групп телекомпаний с автоматической поддержкой процессов обмена информацией. Все необходимые компоненты для этого уже существуют, а именно:
Происходящая в телепроизводстве "глобализация" в обозримом будущем может качественно изменить не только технологию производства программ, но даже смысл, вкладываемый в слово "монтаж".
Опубликовано: Каталог "Оборудование для видеомонтажа"-2005
Посещений: 13127
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование для линейного монтажа" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций