В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Хотя вынесенная в заголовок мысль в современной редакции принадлежит Ежи Лецу, но прадед мой уже сто лет назад активно развивал ее в своих произведениях. Вспомнил же я о ней, узнав, что в апреле этого года российские правообладатели и продавцы музыкального контента добровольно составили и подписали "Декларацию о цифровом распространении музыкальных произведений" . Сами понимаете, что ни предстоящее присоединение России к ВТО, ни намеченное через полгода вступление в силу части IV Гражданского кодекса РФ здесь совершенно ни при чем. В этой "современной хартии честной музыкальной индустрии" подчеркивается, что благодаря технологическому прогрессу возникла новая "отрасль" — "цифровая продажа музыки". Но в ней почему-то процветает цифровой грабеж "со скоростью мысли" (почти по Гейтсу), и практически весь доход присваивают себе те, кто продает контент без разрешения авторов, исполнителей и правообладателей. И все это происходит не без вины "так называемых обществ по коллективному управлению правами", напропалую торгующих псевдолицензиями без договоров с правообладателями.
Ничего нового здесь, разумеется, нет — с библейских времен деньги имеют свойство переходить в "умелые руки" из "неумелых". Тем более что "умелые руки" широко опираются в этом грабеже на проверенный на всех континентах мировой криминальный опыт, а также на правовое невежество российского медиабизнеса. Ведь в мире давно уже развернулась самая настоящая "холодная война знаний" в сфере торговли цифровым аудиовидеоконтентом, причем побеждают в этой войне те, кто умнее, проворнее и... голоднее! Поэтому нет сомнений, что "где-то в России" уже торопливо сочиняется проект "Декларации о цифровом распространении аудиовизуальных произведений" и читателям нашим пора оглядеться: вдруг "умелые руки" благодаря IP-технологиям уже приближаются к их собственному бизнесу.
Полезно также помнить о другом, вполне оригинальном подходе к проблеме контента. Говорят, что Черчилль на склоне лет любил посидеть со стаканом у приемника. Если врач пытался убрать от терявшего слух Черчилля его любимый коньяк, он возражал: "То, что я пью, нравится мне больше того, что я слышу!"
— Около двух лет назад в журнале "Broadcasting" была опубликована статья Ю.М. Кабанова о создании в рамках Минобороны России предприятия "Воентелеком", которое намеревалось принимать участие в деле распределения радиочастотного ресурса. В чем сейчас заключается роль этого предприятия, и как это затрагивает интересы эфирных и кабельных операторов?
В. Егоров, г. Пермь
— Год назад рядом с "Воентелекомом" была создана формально гражданская специализированная организация АНО "Радиочастотный центр МО". Очень похоже, что при новом гражданском министре и в новых рыночных условиях Минобороны России как владелец 95% радиочастотного ресурса в России (по оценке одного из бывших министров связи России) вскоре заявит о своих коммерческих интересах в этой сфере. Хочу напомнить читателям журнала, что в "Таблице распределения полос частот между радиослужбами РФ", утвержденной Правительством РФ 15 июля 2006 „. (№ 439-23), наше с вами телерадиовещательное сообщество на первичной основе может использовать всего лишь восемь полос частот в непопулярном теперь диапазоне KB, две полосы в диапазоне УКВ (48,5-56,5 и 100-104 МГц) и три полосы в пока что в мало освоенных "высоких" диапазонах 21,4-22 ГГц, 40,5-42,5 ГГц и 84-86 ГГц. Все остальное телерадиовещание в России ведется, увы, "на вторичной основе", то есть требует на каждом шагу и в каждом пункте согласования с МО. Для более конкретного ответа на ваш, интересный для многих читателей, вопрос мы постараемся опубликовать в журнале "Broadcasting" статью одного из руководителей РЧЦ МО.
— Существуют стандарты ТВЧ 1080i и 720р. Но сегодня многие говорят о стандарте 1080р. Что это такое? Зачем нужен такой стандарт, в чем его преимущества?
М. Зильберминц, Фрязино
— К сожалению (или к счастью?..), форматов ТВЧ существует намного больше. Только в семействе американских стандартов ATSC их насчитывается 18 (при разных комбинациях частот кадров и видов развертки). Названные вами стандарты являются основными для телевизионного вещания, и оба эти стандарта уже несколько лет используют различные вещательные сети США. Какой из них лучше - вопрос очень спорный. Оба хороши! Считается, что стандарт 1080130 поддерживается телевизионной промышленностью, которая за 68 лет существования американского телевидения (еще со стандарта 343i30) так свыклась с чересстрочной разверткой, что отказаться от нее не в силах даже в обстановке "цифровой революции". Стандарт 720р60 с построчной (прогрессивной) разверткой изображения лучше сочетается с компьютерными технологиями обработки сигнала и более дружелюбен к современным устройствам отображения - жидкокристаллическим и плазменным панелям.
Однако одновременное существование двух существенно отличающихся стандартов ТВЧ в различных национальных вещательных системах создает немалые проблемы при обмене программами или сюжетами, так как преобразование таких стандартов вызывает заметные потери качества. Поскольку при создании телепрограммы невозможно предвидеть ее дальнейшую судьбу, то телекомпании, производящие контент ТВЧ, предпочитают у себя использовать более совершенный и дорогой стандарт 1080р60, в котором заложен достаточный запас по всем параметрам, чтобы при его преобразовании в вещательные стандарты 1080i30 и 720р60 заказчики получили бы продукт безупречного качества.
Здесь нет ничего принципиально нового: не секрет, что почти все рекламные ролики для телевидения до сих пор снимаются на кинопленку, чтобы иметь максимальный запас по качеству для любых последующих применений рекламного сюжета, а также возможность для простого перевода на любой телевизионный стандарт.
Кстати, наметившийся при "цифровиза-ции" постепенный уход от чересстрочной развертки - несбывшаяся мечта патриархов отечественного телевидения СИ. Катаева и Я.А. Рыфтина, более полувека назад доказавших всю призрачность выигрыша в визуальном качестве изображения у потребителя при чересстрочной развертке за счет перемежения растров при явно несоразмерном усложнении и удорожании аппаратуры, прежде всего телевизоров.
Полагаю, что у нас с вами скоро будет возможность оценить качество изображения в новых системах ТВЧ, в которых будут реализованы классические принципы анализа и синтеза телевизионных изображений. Этим мы также почтим память наших классиков, идеи которых значительно опередили технологические реалии их эпохи.
— Я живу в городе и хочу получать телевизионный сигнал хорошего качества. Что лучше выбрать в этом случае: спутниковое или кабельное ТВ или остаться при старой коллективной антенне? У кого картинка лучше и сигнал увереннее? Это еще и от города, наверное, зависит?
Стрельцина Александра, г. Санкт-Петербург
— Вы совершенно правы: все зависит от города, вернее, от того, создалась ли в нем реальная конкуренция между операторскими компаниями разных технологий. При настоящей конкуренции плохих технологий не бывает - бывают, как говорится, "или хорошие, или мертвые". Поэтому мне не верится, что вы сможете остаться "при старой коллективной антенне", если, конечно, живете не в самом центре Москвы или Санкт-Петербурга, где такие реликвии, увы, еще сохранились. Поэтому проверьте поскорее, какая именно компания обслуживает ваш дом: не исключено, что вас давно уже "без шума" подключили к сети одной из городских кабельных компаний, но вы еще не знаете всех ее возможностей и по старинке смотрите привычные программы. При этом обычно поначалу даже не меняется абонентская плата - это произойдет после, когда вам будут предложены пакеты коммерческих телепрограмм и дополнительные информационные услуги. Кабельный вариант подключения к многоканальному телевидению в городе имеет только один недостаток: вы не везде можете немедленно такую услугу получить: пока еще не во всех районах российских городов такие сети существуют.
Совесть не позволяет отговаривать вас от установки в вашем городе спутниковой антенны. Это ведь так романтично: ваша параболическая антенна будет направлена на спутник, который находится от вас в 36 тысячах километров на круговой (геостационарной) орбите над экватором. Позже, отработав положенные 10 лет, он будет выключен как устаревший и останется там навечно. Поскольку все такие спутники расположены от нас к югу, то вам повезло, если ваш балкон или хотя бы стена, на которой можно укрепить антенну, смотрят на юг (если вам видна такая антенна, то не нужен компас!). Ставить антенну на крыше или противоположной стороне большого дома - немалые хлопоты и расходы. В Москве, как я знаю, нужно заключать специальный договор с ЖЭК и платить за "эксплуатацию крыши" 50-60 рублей в месяц.
Кроме того, те интерактивные услуги, для которых обратный канал организуется в кабельной сети естественным путем (Интернет, цифровая телефония, видео по запросу и т.д.), в спутниковой системе или невозможны, или сопряжены с использованием для обратного канала телефонной линии.
Во многих городах теперь вы можете получить многоканальное телевидение и дополнительные информационные услуги также по обычной телефонной линии: эти системы существуют теперь под общим брендом "Стрим-ТВ". При этом телефон в вашей квартире будет работать обычным образом: все другие услуги оказываются путем вторичного цифрового уплотнения телефонной линии.
Должен сказать вам по секрету, как старый связист, что существование таких новых технологий (они в профессиональной среде называются ADSL: русскоязычный эквивалент расшифровки - асимметричная цифровая абонентская линия) до сих пор не укладывается в мое сознание: если бы мне лет 20-30 назад сказали, что по телефонной витой паре можно будет передавать телевидение, то я бы решил, что меня разыгрывают.
В некоторых российских городах многоканальное телевидение вы можете получить по местному эфиру в сантиметровом диапазоне радиоволн по системе, которую профессионалы официально называют MMDS (микроволновая многоканальная цифровая система), а в обиходе - "кабель в эфире". В Москве такие услуги оказывает компания "Космос-ТВ", самый старый в стране многоканальный телевизионный оператор.
Как видите, возможностей у вас довольно много. Обдумайте нашу информацию, и если возникнут уточняющие вопросы -напишите нам еще раз. Желаем успеха!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2007
Посещений: 15063
Статьи по теме
В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций