Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Всякая вещь есть форма проявления разнообразия

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Всякая вещь есть форма проявления разнообразия

Если непонятно, о чем идет спор, значит спор о деньгах!
Народная мудрость
Кузьма Прутков
Наш эксперт

Уважаемые читатели! Еще лет десять назад мы часто встречали в рекламных материалах грубоватый слоган: “Будущее телевидения диктует Япония!”. Уверен, что его не японцы придумали. Этой нации чужда такая нахальная бесцеремонность.

Разумеется, грубости в этой стране не меньше, чем у любых соседей, но она гораздо менее заметна посторонним. Как говорят в подобных случаях спортсмены: “Вода мягка, пока о нее больно не ударишься”. Тем не менее эта броская реклама очень точно была нацелена на менталитет российского обывателя.

Пусть же посмеиваются в ус специалисты, знающие, что будущее телевидения на обозримый период диктуется огромным американским рынком, потребляющим по-прежнему более половины всей производимой в мире телевизионной техники. Пользуясь случаем, напомним читателям ВС не раз звучавшую на его страницах мысль: “Куда идет доллар потребителя, туда идет Америка”.

Но на горизонте уже просматривается столь же мощный потребитель (он же производитель!) бытовой электроники – Китай, который недавно принял и широко испытал во время пекинской Олимпиады свой собственный стандарт цифрового телевещания DMTB. Не имея возможности судить о его свойствах объективно (для этого нужны независимые сравнительные испытания), мы можем сделать вывод о его высоких достоинствах по чисто субъективным признакам: необычной суете вокруг DMTB в телерадиовещательном мире, явный заговор молчания в прессе и на форумах, муссируемые слухи о его настоящих авторах – калифорнийских китайцах и пр. Очень симптоматично, что реакция в тех же кругах при появлении несколько ранее японского “островного” стандарта ISDB была на порядок спокойнее. Высшим проявлением тревоги по поводу неминуемого и очень серьезного китайского вмешательства в мировой бизнес в области цифрового телевидения стал прошедший в Шанхае в начале ноября 2011 года саммит (по-теперешнему), собравший всех активных игроков этой сферы рынка. Российскую делегацию, кстати говоря, на саммит не звали, но допустили на правах платного участника.

Формальным поводом для этой встречи были переговоры о возможности принятия единого общемирового телевизионного стандарта. Сколько я себя помню в телевидении, столько и ведутся подобные благостные разговоры с мечтой о разумном человечестве, установившем в телевидении сначала единые параметры развертки, потом – единую систему кодирования сигналов цветного телевидения. Но самые светлые ожидания “счастья для человечества” при переходе на цифровую форму сигнала были грубо раздавлены “гусеницами” рациональных цифровых технологий. В итоге мы сейчас имеем четыре основных, различных по сути цифровых стандарта, которые уже обросли десятками модификаций, число которых умножается с применением разных форматов цифрового сжатия.

В свете недавно отмеченной памятной даты, 80-летия отечественного ТВ-вещания, мы имеем все основания считать, что именно тогда был в телевидении “век золотой”, поскольку единый механический стандарт (30 строк при 12,5 кадрах в секунду) применялся и в США, и в Англии, и в Европе, и в СССР.

Вызывающее инженерную тоску разнообразие (см. заголовок!) началось с разработки первых систем электронного телевидения. В 1935 году в Берлине впервые в мире начались регулярные передачи по стандарту 180рх50 при квадратном растре. В 1938 году вещание в Берлине перешло на формат 441iх25, при формате растра 4:3. В Англии в 1936 году началось вещание по стандарту 405iх25, который сохранился до 1964 года. В СССР (1938) и в США (1939) началось вещание по стандарту 343i при частотах кадров 25 и 30 Гц соответственно. В СССР в 1940 году было принято решение о переходе на немецкий стандарт 441iх25, но реализовано оно, понятно, не было. В США в 1943 году был принят черно-белый стандарт NTSC-1 (525iх30), которым пользуется до сих пор та половина мира, в которой применяются энергосети с частотой переменного тока 60 Гц. В СССР в 1948 году был принят самый популярный черно-белый стандарт 625iх25, который использует другая половина мира, где в энергосетях принята частота 50 Гц. В первое послевоенное десятилетие в Западной Европе действовали еще старый английский стандарт 405iх25 и “очень свежий” французский стандарт 819iх25, но это разнообразие закончилось в середине 1960-х годов с наступлением эры массового цветного телевидения, прямо связанной с токийской Олимпиадой 1964 года. Казалось бы, наступила долгожданная пора унификации стандартов развертки – везде в Европе 625iх25, но Старый Свет раскололи на две системы цветового кодирования PAL и SECAM. А всего в мире насчитывалось в разных странах по не совсем понятным строгой науке причинам около 20 комбинаций стандартов развертки и систем ЦТ.

Декларация, принятая на Шанхайском саммите, с одной стороны, полна “заклинаний” о едином подходе к развитию медиаиндустрии (призывы вместе искать оптимальный баланс между экономическим процветанием, технологическим прогрессом и устойчивым развитием!), с другой стороны, показывает все могущество центробежных сил, раздирающих мировое телерадиовещательное сообщество и умножающих в нем тревожное разнообразие. Ведь в телевизионном стандарте давно уже главное не децибелы и мегагерцы, а возникающее при его принятии новое распределение работы и денег между странами и даже континентами! А это уже предмет высокой политики. В свое время нам трудно было представить, что консолидированные расходы США на создание и внедрение системы цветного телевидения NTSC составят сумму того же порядка, что и создание первой атомной бомбы, что вопрос о принятии нашей страной системы SECAM потребует специального визита президента Франции в Москву, а расходы на создание и внедрение в США семейства цифровых стандартов ATSC уже превысили расходы на лунную экспедицию “Аполлон”.

Пока еще не “улеглась пыль” после этой необычной встречи и комментировать ее итоги рано (см. эпиграф!), но очень похоже, что и в этот раз получится “так же, как и всегда”: будет дан новый толчок к “умножению разнообразия” в телевидении. Очень похоже, что китайские коллеги кроме DTMB имеют в запасе свой маленький секрет – еще один вариант национального стандарта цифрового телевидения. Прадед в таких случаях советовал: “Бди!”

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2012
Посещений: 10801

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций