Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

“Время летать!”

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

“Время летать!”

Кузьма Прутков
Наш эксперт
В связи с недавними предновогодними мучениями авиапассажиров в московских аэропортах мне вспомнился кинофильм, название которого вынесено в заголовок. Эта трагикомедия, снятая в 1987 году на "Мосфильме" режиссером Алексеем Сахаровым, почему-то не была замечена ни критикой, ни зрителем, ни начальством, хотя актерский состав был вполне "звездным", а сюжет по тогдашним перестроечным временам более чем актуальным. Хотя, похоже, что именно эта "ура-актуальность" и сыграла с этим фильмом злую шутку. Надеюсь, что последние события подогреют к нему интерес. Представьте себе, что в те времена к руководству неким небольшим аэропортом пришли новые люди с широкими взглядами, которые, изучив критерии своего служебного успеха, поняли, что проблема эта, как в школьном задачнике, имеет два решения: или летать хорошо, или не летать совсем! Первое — очень хлопотное дело, поэтому решили — не летать. При тогдашней обязательной бюджетной поддержке госпредприятий и ослаблении госконтроля это был вовсе не нонсенс: снизились доходы от продажи билетов, зато возросла экономия горючего, повысились премии за безаварийную работу и т. д. Словом, аэропорт процветал, а пассажиры только мешали ему хорошо жить! Чем закончилась эта история, узнайте, если хотите сами: диск с фильмом можно приобрести в Интернете за 99 рублей.

Вслед за аэропортом, которому не нужны пассажиры, в постперестроечный период в России "изобрели" кинематограф, которому стали не нужны зрители. Фильмы в производство запускались сотнями, спонсорские деньги расходовались быстро, но кинокартины в большинстве своем оставались незаконченными, а считанные единицы завершенных лент не имели никакого успеха не только в прокате, но даже у кинопрессы. Можете себе представить, чтобы кинематографисты перестали интересоваться зрительским успехом своих фильмов в собственной стране?! Теперь положение заметно исправилось, но тем не менее в стране фактически мирно сосуществуют три параллельных кинематографа. Первый — официальный декоративный, в котором кинематографисты, позабыв о зрителях и связанных с их отсутствием финансовых перспективах, снимают фильмы для себя, для начальства, для кинофестивалей. Второй, плотно работающий со зрителем, -коммерческий. В его растущей в последние годы сети кинотеатров прочно обосновался вполне голливудский репертуар, в котором отечественный фильм иногда даже заметен как некий приличествующий духу времени листик салата на тарелке со вторым блюдом.

Есть еще третий кинематограф, успешно работающий для телевидения (главного канала этого кинопроката) и производящий вполне конкурентную на внутреннем рынке продукцию. Но это отдельная тема, и даже отдельный остров в нашем "культурном море", на котором, по кошмарным подозрениям некоторых кинематографистов, обитают варвары.

Еще больше я удивился, когда понял, что аналогичная ситуация сложилась в таком массовом зрелище, как российский спорт: спортклубам и стадионам стали совершенно не нужны болельщики на стадионе, от них могут быть только неприятности! Куда спокойнее проводить матч при пустых трибунах, правда, без выручки от продажи билетов, но и не привлекая милицию для поддержания порядка. А убытки? Их покроют щедрые спонсоры.

Поэтому мы просим читателей ВС задуматься, не грозят ли некоторые положения ФЦП, "крестом и мечом" внедряющие в систему телевизионного вещания жесткую систему цифровых мультиплексов, расколом в недалеком будущем этой единой пока системы по крайней мере на три технологически независимые системы:

  • официальное декоративное цифровое эфирное телевидение с социальными функциями;
  • платное кабельное и спутниковое цифровое телевидение, уже сейчас охватившее более половины населения, то есть самую активную и состоятельную его часть;
  • платный мультисервисный широкополосный цифровой IP-канал, способный реализовать персональное информационное обслуживание клиента. Как мы знаем из прессы, во многих странах сетям ШПД придаются социальные функции.

Прочел еще разок написанное и вспомнил про грустные размышления Маяковского об "искусстве для Главискусства". Но прадед советовал: "Козыряй!”

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2011
Посещений: 9009

Статьи по теме

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций