В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Уважаемые читатели! В первых строках этого выпуска я хотел бы искренне поблагодарить друзей нашей рубрики, поздравивших ее с двойным юбилеем: с десятилетием рубрики “Наш эксперт Кузьма Прутков” (начало в № 2/2002) и настоящим 75-м ее выпуском. Здесь уместно напомнить читателям, что наш родной журнал ВС недавно отметил выход сотого номера, то есть наша рубрика – ветеранская на страницах журнала и, по достаточно надежным сведениям, еще не надоела ни начальству, ни читателям, ни даже мне самому! А если короче: “Рад служить!”
Тем не менее редакция ВС будет весьма признательна за любые ваши предложения и замечания по ее форме и содержанию.
Любой юбилей, по мнению русских классиков, это, конечно же, праздник, приятный и беспощадный! Поэтому хватит юбилейного, пора за работу. Поскольку к нам одновременно пришло четыре письма с вопросами о судьбах российского звукового цифрового радиовещания, отвечая на которые можно было бы беседовать до утра, то самое лучшее – посвятить этой теме титульный раздел рубрики. (Надеюсь, что вас не смущает популярная шутка 1930-х годов, вынесенная в заголовок!) Общий смысл поступивших вопросов: основные научно-технические решения и элементная база для цифровизации звукового радиовещания были созданы еще в 1970-е годы, а за прошедшие годы специалисты, казалось бы, убедили друг друга в достоинствах этой технологии. Но массовое цифровое радиовещание так и не состоялось. Почему?
Прежде чем я начну отвечать, мне хочется сделать два уточнения:
– Цифровое массовое радиовещание не состоялось не только в России, но и в более передовых странах мира.
– Кроме того, я сильно сомневаюсь в точности и правомерности самого термина “цифровое звуковое радиовещание”, поскольку наши уши воспринимают только аналоговые звуки окружающего нас материального мира. Это значит, что вещательная звуковая система начинается и кончается понятными слуховому аппарату человека аналоговыми акустическими сигналами, а цифровые технологии лишь обеспечивают рациональную передачу информации по радиовещательному тракту. Другое дело, чтобы эти аналоговые сигналы, поступившие на барабанную перепонку уха, смог обработать мозг, в системе “ухо – мозг” они снова подвергаются цифровой обработке по неведомым нам пока еще алгоритмам, то есть уши, как и другие органы чувств, являются аналого-цифровыми преобразователями. Поэтому то, что нам сейчас преподносят как цифровое вещание, представляет собой систему восприятия и воспроизведения традиционных, понятных уху аналоговых акустических сигналов с несколько продленным трактом цифровой обработки сигналов, чтобы полнее использовать ее преимущества. Можно, разумеется, представить себе систему с прямой передачей сигнала в мозг, минуя “улитку” среднего уха, но желательно, чтобы это состоялось не скоро.
В этом свете внедрение любой современной технологии цифрового радиовещания, например DRM, может считаться лишь незначительным шагом на пути к прогрессу, тем более что уже много лет во всех российских радиокомпаниях все передачи делаются в цифре и переводятся в аналог только на последнем участке радиовещательного тракта, который кончается бытовым радиоприемником. Именно здесь начинаются уже традиционные для радиовещания проблемы “отсутствия платежеспособного спроса на новые услуги”. История повторяется:
– Так же трудно принималось в начале XX столетия аналоговое радиовещание на длинных, средних и коротких волнах; его становление продолжалось почти 40 лет, но в итоге очарование этого СМИ в народе было настолько велико, что “загородило” почти на 40 лет дорогу более совершенному массовому УКВ ЧМ-радиовещанию. Дело дошло до того, что умный Д. Сарнов, презентуя в апреле 1939 года систему электронного телевидения, рискнул ввести его “на плечах радиовещания”: “Мы в радиовещании к звуку добавили изображение!”
– Поэтому те 40 лет, которые разрабатываются и внедряются в практику технологии с цифровой передачей звукового сигнала, не должны вас возмущать или тревожить, это вполне нормальный срок взаимного созревания новой услуги и ее потенциальных потребителей. Кстати, я недавно вычитал об очень важном событии: руководители телевизионной системы “Триколор ТВ”, в рамках которой передается также пакет радиоканалов, сообщили, что у них есть план развития этой услуги, с установлением отдельной платы за нее. Как ни странно, это сообщение “греет мою душу” – видимо появился платежеспособный спрос на услуги цифрового звукового спутникового радиовещания в малонаселенных и сельских регионах страны, обиженных теперешними наземными службами, то есть там, где популярная шутка 1930-х годов, вынесенная в заголовок, давно уже кажется жестокой.
Уважаемые коллеги!
Во время необычно бурного пред- и межвыборного периода политиками высказано много идей, способных внести коррективы в известные нам планы. Поэтому давайте немного подождем с возможными размышлениями на эти темы – пусть “уляжется пыль”.
Как советовал прадед: “Козыряй!”
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2012
Посещений: 11077
Автор
| |||
В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций