В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
У важаемые читатели! Как вы знаете из прессы, за бывшим итальянским премьером С. Берлускони числится множество ~ романтических увлечений и коммерческих предприятий, но точно известно, что его любимое дело - телевидение. Оно же для него оказалось самым успешным и самым опасным - именно защищая от друзей и врагов свою телевизионную империю, Берлускони пришлось трижды с огромным риском “идти во власть”. И вот теперь с него, в соответствии с вынесенным в эпиграф военным афоризмом прадеда, в третий раз политические соперники “спороли погоны”, то есть лишили иммунитета, положенного премьер-министру, чтобы спокойно и со вкусом расправиться с этим “возмутителем спокойствия” уже в статусе частного лица. Достаточно ясно, что все его громкие эскапады последних лет скорее всего лишь отчаянные попытки защититься от могущественных врагов. Но это его личные проблемы, пожелаем удачи нашему почтенному коллеге в его, видимо, “последнем параде” и вернемся к проблемам телевизионного вещания.
Италия одной из последних в Европе (в начале 1980 х годов) отменила государственную монополию на телерадиовещание, введя одновременно весьма либеральные правила регулирования коммерческого вещания. Попав в 1984 году в командировку в Италию и поселившись по случаю в маленькую гостиницу около Пантеона (как сказали потом мои друзья: “Центрее не бывает!”), я с удивлением обнаружил, что на дешевом телевизоре с плавной настройкой в ДЦВ диапазоне можно при нять многие десятки явно независимых коммерческих телевизионных станций. Все они “крутили кино”, густо перебиваемое рекламой. На метровых же каналах принималось только государственное телевидение, создаваемое госкомпанией RAI. Коммерческие станции были, судя по всему, местными и маломощными, поскольку в другой гостинице, у моего коллеги, телестанций принималось так же много, но ассортимент явно был уже другой. Подобную же картину в эфире мы встретили позже в маленьком городке в 200 км севернее Рима. Однако через пару дней регулярного просмотра телеэфира в нем стала замечаться определенная система; стало ясно существование своеобразных виртуальных сетей, передающих одни и те же фильмы приблизительно по единой программе. При некотором опыте было можно, пропустив фрагмент фильма, “догнать” его в передаче дру гой станции. Контроля за содержанием передач явно не было, поскольку сюжеты сугубо религиозной тематики и детские передачи затейливо перемежались с довольно откровенной эротикой, неожиданной в сугубо католической стране.
Наша небольшая делегация довольно долго добивалась возможности посетить одну из таких мини-телестанций, но их владельцы явно не желали никакой публичности, не будучи, видимо, уверенными в перспективности этого бизнеса. В итоге нам все же удалось попасть на полчаса на телестанцию, принадлежащую монастырю и эксплуатируемую молодым монахом. Станция помещалась в каморке под крышей жилого дома, миниатюрная антенна турникетного типа была установлена на той же крыше и соединялась с одноваттным передатчиком куском бытового коаксиала. Комплект аппаратуры был явно типовой и арендован у специализированной фирмы (точнее, взят в лизинг, говоря по-теперешнему). Состоял он из двух популярных в то время кассетных видеомагнитофонов “Сони” U-матик на ленте шириной 19 мм, причем с одного воспроизводились фильмы, а на другом были записаны рекламные вставки, и управлялись они простейшим программным устройством на перфоленте. По опубликованным в то время данным таких станций по стране было около 50 тысяч, но “бурная инициатива с мест” уже тогда достаточно твердо направлялась некой силой, и только года через два стало ясно, что эту силу зовут Сильвио Берлускони. Не будем вдаваться в подробности, но в начале 1990-х годов в Италии сформировалась мощная сеть коммерческого телевидения, по своим возможностям сравнимая с RAI и со сложной по нашим тогдашним понятиям структурой, которую жестко контролировал Берлускони. К 1992 году, когда в России появились первые негосударственные телекомпании, коммерческие интересы холдинга Берлускони уже вышли за пределы Италии и стали приближаться к границам России. Почему в нашей стране так и не появились принадлежащие ему телекомпании, я не знаю, но препятствий никаких не было: в середине 1990-х годов почти половина российских частных телекомпаний имела финансовую поддержку из-за рубежа. Причем это приветствовалось и говорило о респектабельности СМИ.
Мы с вами, уважаемые читатели, имеем все основания пожелать добра самому знаменитому и еще недавно самому влиятельному нашему итальянскому коллеге! Как в известной восточной байке: “Страшно сидеть на тигре, но еще страшнее с него слезть!”. Но нам не стоит беспокоиться за судьбу героя, если вспомнить любимую поговорку прадеда: “Не первая волку зима!”
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2011
Посещений: 11980
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций