В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Уважаемая редакция! В ряде книг по телетехнике я встретил утверждение, что некоторые сигналы передаются в режиме "чернее черного”. Что это за режим? И какие это сигналы? Олег Евсеев, г. Ижевск
Во всех пока еще действующих стандартах аналогового телевидения принята негативная модуляция видеосигнала, при которой большая амплитуда сигнала соответствует темной детали изображения. В истории телевидения испыты-вались стандарты и с позитивной модуляцией, но они теперь забыты по причине меньшей экономичности. Все аналоговые стандарты создавались применительно к передающим трубкам и кинескопам с магнитным отклонением (разверткой) электронных лучей по строкам и кадрам током пилообразной формы, причем обратный ход луча в аппаратах разного класса реально занимал от 10 до 20% периода соответствующей развертки.
Чтобы снизить всевозможные помехи на экране во время обратного хода, луч гасится специально сформированными гасящими импульсами строчной и кадровой частоты, амплитуда которых соответствует уровню черного, то есть 100%-ной модуляции видеосигнала. Но на гасящие импульсы сверху в соответствии со стандартом “насаживаются” более короткие строчные и кадровые синхронизирующие импульсы, обеспечивающие
синхронную и синфазную работу развертывающих устройств, как передающих камер, так и миллионов телевизоров, то есть стабильность картинки. Размах синхроимпульсов обычно составляет около четверти размаха гасящих импульсов, а суммарная амплитуда гасящих и синхронизирующих импульсов составляет обычно около 125% уровня черного в видеосигнале, поэтому иногда и говорят, что синхросигналы в вещательном аналоговом телевидении передаются в режиме чернее черного! Именно в соответствии с этим условием выбирается пиковая мощность телевизионного радиопередатчика. Полезно также знать, что во время обратного хода луча передаются также сигналы цветовой синхронизации, измерительные сигналы испытательных строк и телетекст.
Рамки данной рубрики, к сожалению, не позволяют рассказать подробно об этой стороне телевизионной науки и техники, в истории которой имеется немало весьма драматичных моментов.
Кузьма Петрович! Ветераны нашего телецентра утверждают, что ранее в комплект импортных вакуумных передающих трубок входила специальная резиновая дубинка, которой полагалось побить трубку перед установкой в камеру, но никто не смог толком объяснить смысл такой операции. Может быть, вы знаете?
Сергей Никитин, г. Рязань
Боюсь вас разочаровать, но я сам слышал такие рекомендации только на уровне производственного фольклора со ссылкой на мифическую заметку в старом журнале SMPTE в разделе “обмен опытом".
Поэтому, не имея возможности сослаться на первоисточник, я вынужден изложить свою версию ситуации. Возможно, это была одна из попыток борьбы с пылью, которая оставалась внутри трубки после запайки колбы. Трубку таким образом встряхивали, держа вверх мишенью, чтобы удалить приставшие к ней частицы пыли. Да, вы правильно подумали, такие трубки производились в особо чистых, обеспыленных помещениях, а иногда даже в специальных “скафандрах наоборот" в атмосфере очищенного газа или в слабом вакууме, так как было достаточно единственной случайной пылинки в “фигуре качества" на мишени трубки нормального габарита, то есть диаметром 25,4 мм (поясним для молодежи, это один дюйм!) при средней разрешающей способности 60 линий/мм для создания на экране безобразного пятна, что делало этот экземпляр трубки безнадежным браком. Чтобы такая пыль, оставшаяся в трубке, по дороге к заказчику не осыпалась на мишень, фирмы-производители буквально умоляли перевозить трубки в упаковках строго вверх мишенями и даже вклеивали в упаковку специальный конической формы датчик с металлическим шариком внутри и калиброванным отверстием в вершине конуса. При наличии претензий к качеству товара покупатель должен был предъявить этот датчик с не выпавшим шариком. Однако такая неуважительная к потребителю “метода борьбы за качество продукции” вызывала, как вы и сами понимаете, массу неприятных для обеих сторон конфликтов.
Венцом этого процесса стало, на -сколько мне известно, создание упаковочной коробки для телевизионных трубок, внутри которой одна трубка или пакет из комплекта трубок для камеры цветного телевидения (триады или квадриги) подвешивался на устройстве карданного типа с грузом, обеспечивающим положение трубок “мишенью вверх" при любом положении самой упаковочной коробки.
К счастью, при перевозке современных твердотельных светочувствительных матриц подобных проблем с пылью не возникает, но, как сказал мудрец, прогресс - это замена одних неприятностей другими!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2011
Посещений: 9997
Статьи по теме
В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций