Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Люби ближнего, но не давайся ему в обман"

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Люби ближнего, но не давайся ему в обман"

Мир следует обманывать

Эпикур


Наш эксперт Кузьма Прутков

Наши читатели вряд ли будут обескуражены разновекторностью (модное ныне словечко!) рекомендаций, содержащихся в заголовке (Козьма Прутков) и эпиграфе (античный философ): чего только не бывает в период кризиса, когда обостряются ранее незаметные деловые противоречия. Связисты-ветераны, создатели телерадиовещательных сетей, вдруг поняли, что дело всей их жизни, измеряемое в децибелах и мегагерцах, - уже не самое главное: гораздо важнее в условиях рыночной экономики и возникшей вдруг конкурентной среды наличие ликвидного контента в пакете услуг и доброжелательного интерфейса! Еще несколько лет назад у нас в стране практически не ощущалась конкуренция между компаниями кабельного телевидения даже в городах, а в спутниковом вещании была фактическая монополия "НТВ Плюс". Ситуация напоминала старую монгольскую поговорку: "Моим глазам больно видеть на горизонте чужую юрту!" Теперь развитие технологий платного телевидения вступило в интенсивную фазу: в космическом эфире просматриваются целых четыре "юрты", а в кабельном телевидении в отдельных городах обнаружились даже параллельные сети, что ранее некоторым теоретикам казалось для России совершенно невозможным.

Добавилось еще одно обидное для старых кадров разочарование от попыток наладить деловое партнерство бизнеса с государственными структурами, - непонятно, во что же вложены частные инвестиции и откуда можно ждать доходов: наше любимое государство по старой памяти с частным сектором ведет себя бесцеремонно. Нам же по нашему застарелому менталитету в голову не приходит, что государство иногда бывает просто не в состоянии вести с бизнесом честную игру, поскольку оно, как и частный предприниматель, всегда имеет свои тайные интересы.

Теперь самое время вспомнить слова основателя мирового и американского радиовещания и телевидения Д. Сарнова: "Конкуренция не только обеспечивает наивысшее качество продуктов, но и пробуждает наихудшие качества в людях!" Мне же лично больше по душе другая, более короткая его мысль по этому поводу: "Там, где есть конкуренция, хуже спится, но лучше живется!" Прадед же мой в подобных случаях был предельно краток: "Бди!"

Нам пишут

Уважаемый Кузьма Петрович! К празднику Победы в этом году телевидение подготовило подарок для зрителей и ветеранов ВОВ, сделав цветными старые фильмы, снятые в свое время на черно-белой пленке. Насколько сложна и перспективна примененная здесь технология?

Алексей Большаков, г. Воронеж

Судя по многочисленным и весьма туманным сопровождающим комментариям, в этом случае применялась давно известная технология: каждый кадр фильма в электронном виде раскрашивался художником на компьютерном экране. Возможно, конечно, создать компьютерную программу, которая по найденным коррелятивным связям между кадрами будет способна выполнить черновую часть работы. Но в данном (самом сложном) случае, когда работа ведется с игровым художественным фильмом, человека полностью исключить на завершающей стадии процесса "колоризации" нельзя. Вспомним Гете: "Измерить алгеброй гармонию никому не удалось!".

Кстати, должен отметить ваше тонкое наблюдение: эти работы неспроста преподносятся как праздничный подарок, поскольку весьма непросто было бы обосновывать их как коммерческий проект. Наиболее известным, почти хрестоматийным, примером подобной работы является показанный Би-би-си в 1978 году в цвете телефильм о коронации королевы Елизаветы II, снятый в 1953-м в черно-белом виде. Он также рекламировался в качестве подарка королеве к 25-летию этого события, но (в отличие от королевы!) почти не был замечен зрителями, поскольку развившееся к тому времени в Англии "независимое телевидение" часто "крутило" цветную кинохронику о коронации. Тем не менее сам факт появления этого первого полноценного "колоризованного" телефильма произвел в то время большое впечатление на мировое телевизионное профессиональное сообщество, поскольку по тогдашнему уровню телевизионной технологии была решена головоломно сложная задача.

Между прочим, эта проблема обсуждалась в 1978 году на коллегии Госте-лерадио СССР, которая решила подготовить короткий список выдающихся советских телефильмов для "перевода на цвет" и запросить у Правительства деньги на эти цели. Почему дело это застопорилось, я уже точно не помню, но слышал, что авторские коллективы отобранных фильмов к этой идее отнеслись весьма прохладно.

Уважаемый Кузьма Петрович!

В одной из статей в ВС недавно говорилось, что время активной работы спутника обычно составляет 12—15 лет. Есть ли возможность разработки спутника с более длительным сроком работы?

Семин В. А, г. Саранск

По теперешнему опыту этот срок службы может считаться оптимальным. При меньшем времени активного существования спутник связи, видимо, не сможет принести владельцу достаточную прибыль. Полагаю, что при теперешних технологических реалиях вполне возможно создать спутник связи с более высоким расчетным сроком службы. Он наверняка обойдется несколько дороже, но главное препятствие здесь совсем не это: при большем сроке службы спутник может оказаться на определенном этапе самым устаревшим, неэффективным звеном всей системы связи. Ведь его текущая модернизация на высокой (почти 36 тыс. км) геостационарной орбите невозможна (известны случаи, когда американский "Шаттл" "снимал" с низких орбит спутники для ремонта). Поэтому система связи с "космическим сегментом", то есть спутником связи, должна проектироваться таким образом, чтобы неизбежное моральное старение спутника (за 12-15 лет!) не оказывало бы заметного влияния на конкурентоспособность всей системы.

Уважаемая редакция! При рассмотрении данных по охвату населения эфирным и кабельным телевидением коллективные антенны являются сейчас как бы "спорной территорией" . Где же реально проходит граница между системами кабельного телевидения (СКТ) и более простыми системами коллективного приема телевидения (СКПТ)?

Александр Ланин, г. Ульяновск

Благодарю вас за интересный и актуальный вопрос, на который, тем не менее, в настоящее время нет точного ответа как по причине туманности нормативно-правовой базы, так и по нашей привычке создавать мифы и неспешно жить среди них. У меня лично есть сильное подозрение, что СКПТ в их классической форме в стране уже практически не осталось: за 20 лет, прошедших со времени развала системы Минбыта РСФСР, к которой они относились в советское время, все они или были "подобраны" муниципальными структурами либо приватизированы. В обоих случаях давление рынка двинуло их модернизацию в сторону типичных СКТ, но они, как правило, в силу житейской мудрости руководства не торопятся сменить традиционный и во многом упрощающий жизнь и работу компании формат СКПТ. Не будем гадать - обещанное в связи с утверждением Федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в России до 2015 года" совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы должно прояснить и правовую ситуацию в этом вопросе.

Должен только предупредить вас об опасности еще одного мифа, нашедшего отражение в вашем вопросе: это миф о "более простых системах коллективного приема телевидения (СКПТ)". На самом же деле проектирование, строительство и эксплуатация СКПТ в городах и пригородной зоне (наиболее частый случай), когда бывает необходимо исключить помехи, возникающие из-за многолучевости распространения сигнала и прямых наводок из эфира на входные цепи телевизора и антенные кабели, в нынешних условиях может оказаться более сложным и дорогим делом, чем типичная СКТ на то же число каналов. В свое время наш журнал опубликовал довольно много статей по проблемам СКПТ; сейчас же при наличии интереса я могу рекомендовать вам книгу Реушкина Н.А. "Системы коллективного телевизионного приема" (М., Радио и связь, 1992), которая, кстати говоря, была не так давно переиздана на средства ОАО "Мостелеком".

Здравствуйте, Кузьма Петрович!

"Интернет-СМИ" обычно считаются угрозой для традиционных форм СМИ. В чем, на ваш взгляд, заключается конкурентное преимущество традиционных форм СМИ?

Татьяна Серебрякова, г. Москва

Не могу полностью согласиться с вашим тезисом об "угрозе". История СМИ говорит о том, что почти все теперешние "Интернет-СМИ" пока еще вторичны и были созданы в свое время традиционными СМИ для дополнительной поддержки своего дела в борьбе с конкурентами. Такое сочетание доказало свою эффективность и до сих пор остается актуальным. Разумеется, может, по ходу прогресса, наступить время, когда "хвост начнет махать собакой", но, надеюсь, что перемены эти придут не скоро и постепенно. Что же касается "конкурентного преимущества традиционных форм СМИ", то оно заключается в самом названии нашего журнала Broadcasting (вещание), то есть по смыслу это распространение радиотелевизионного сигнала для неопределенного круга лиц без взимания платы с потребителей (слушателей или зрителей). Когда же вы пользуетесь услугами любого типа "Интернет-СМИ", вы становитесь абонентом платной и жестко тарифицированной системы связи (не вещания!): за ваше время, проведенное в Сети, где-то постоянно "капают" деньги (не важно, чьи: ваши собственные, семьи или фирмы).

Оставить мнение и задать вопросы по статье можно здесь


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2009
Посещений: 13745

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций