В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Наш эксперт Кузьма Прутков
Мысль, вынесенную в эпиграф, можно найти и в произведениях моего прадеда. Она также вертится у меня в голове при размышлениях о прогрессе телевизионных технологий. Людей моего поколения учили неспешно жить среди догматов, поэтому я весьма спокойно отнесся к замелькавшим на горизонте признакам готовящегося прорыва ( "трехмерного цунами" — цитируя газеты США) на мировой телевизионный рынок в рамках "цифровой революции" технологий стереотелевидения, или, как его предпочитают именовать сейчас по-новому, — ЗИ-телевидения. Поясню самокритично, для молодежи, — спокойствие мое основывалось на знании трудной и долгой истории мирового и отечественного стереокино, а также на неудачной попытке почти силового внедрения четверть века назад квадрофонии в жизнь меломанов. Это был очень поучительный урок для торговых и промышленных компаний, который доказал, что "массового потребителя не обманешь, он сам кого хочешь обманет”. Покупатель тогда быстро понял, что хорошая стереофония звучит не хуже, а стоит значительно дешевле средней, хотя и остромодной квадрофонии. Вряд ли у кого-то из наших современников могут быть сомнения в том, что объемное телевидение в общем и целом перспективно. Но столь же перспективно в древности было колесо: его изобретателям было очень трудно, их современники при бездорожье вполне обходились волокушами и санями. Столь же велики сомнения у немногих пока профессионалов, людей, не понаслышке знакомых с действующими (невещательными) стереотелевизионными системами. Они слабо верят, что подобные системы могут быть средством развлечения и доставлять удовольствие зрителям. Замечу, что просмотр фильмов типа "Ава-тар” только укрепляет их убеждение, что для стереосистем нужно еще воспитать своего массового зрителя.
Уважаемый Кузьма Петрович
Поясните, каков точный смысл слова "мультиплекс" применительно к цифровому телевидению?
Павел Фролов, Волгоград
Должен вас разочаровать, точный смысл слова “мультиплекс” применительно к цифровому телевидению пока не определен: ни в самой ФЦП, ни в ее Концепции нет терминологического раздела, - авторы ФЦП не захотели усложнять свою и без того сложную задачу. Поэтому нет еще российского термина “мультиплекс", это пока еще “глосса", то есть понятие, о смысле которого можно спорить.
Поэтому, если же вы не возражаете, мы вполне можем вместе спокойно порассуждать на эту тему. С формальной смысловой точки зрения - это слово составлено из двух латинских корней (много + сплетать), с нашей же узкой, технической, мультиплекс - пакет (пучок) цифровых телеканалов, пригодный для передачи в российском стандартном радиочастотном канале шириной в 8 МГц вместо одного аналогового телеканала. В случае применения предусмотренной ФЦП технологии сжатия спектра MPEG-4 этот мультиплекс может состоять из 8 цифровых телеканалов стандарта DVB. Как вы наверняка знаете, первый мультиплекс предполагается вторично уплотнить еще тремя цифровыми радиовещательными каналами.
Возможно, вы помните, что в одном из недавних номеров ВС в моей рубрике мы уже говорили, и причем довольно свободно, на близкие темы, но с момента утверждения ФЦП (декабрь 2009 года) ситуация резко переменилась: слово “мультиплекс" приобрело кроме более или менее ясного для нас технического содержания еще и юридический и экономический смысл, по которому не только нет элементарной ясности, но неясны даже подходы к ее достижению! А ведь без такой ясности нельзя наладить рабочее взаимодействие в типичной цепочке правообладатель - вещатель - оператор - потребитель! Причем наша российская система мультиплексов настолько самобытна, что для помощи в решении ее проблем, к сожалению, неприменим никакой мировой опыт.
Быть может, некоторым энтузиастам цифрового телевидения эти проблемы покажутся надуманными, но представьте себе, что вы оператор связи и должны объяснить районному судье общей юрисдикции свои правоотношения с телекомпанией-обидчицей, канал которой входит в транслируемый вами цифровой мультиплекс.
Редакция ВС готова немедленно опубликовать вашу статью на эту тему!
Кузьма Петрович, в описаниях приборов часто встречается фраза: "прошито в памяти". За ней чувствуется своя история. Каково ее происхождение?
Евгений Кисляков, Брянск
Вы правы - это отзвук архаичной технологии 30 - 40-летней давности. К сожалению, не знаю общепризнанной версии происхождения этой фразы, явно относящейся к постоянной, неперезаписываемой памяти, но я сам пользуюсь этими словами так давно, что практически уверен в достоверности своей трактовки.
Было время, когда в компьютерах и других электронных приборах с функцией логической обработки информации в качестве элементов памяти применялись миниатюрные кольца из феррита (металлокерамики) - горячепрессованного магнитного порошка с прямоугольной петлей гистерезиса. Запоминание происходило за счет перемагничивания группы из таких колец, которые управлялись имеющимися на них обмотками. Создание такой обмотки из эмалированного провода на крошечном “бублике" - очень тонкая и трудоемкая, типично женская работа. Кстати, для нее применялись иглы, очень похожие на швейные. После закрепления колец на плате и распайки проводов, разводящих управляющие импульсы, обмотки на кольцах фиксировались капельками лака, то есть “прошивка" завершалась, и первичную программу можно было сменить только заменой платы.
Фраза “прошито в памяти", конечно же, устарела, но, согласитесь, она придает некий “шарм” беседе. И до сих пор в ходу.
Здравствуйте, Кузьма Петрович! В новом для меня коллективе в служебных разговорах часто слышу фразу: "старший по тракту". Смысл ее уловить не удается, а спрашивать неловко.
Виктор Дубков, Россия, Ростов на Дону
Здесь наверняка имеется в виду тракт передачи телерадиовещательного сигнала, то есть цепочка людей и аппаратурных комплексов, участвующих в создании и формировании телерадиовещательной передачи и программы, - от микрофона и передающей камеры до выпуска программы в эфир или другую систему связи. В сложных случаях в создании передач и программ могут участвовать как бы по “эстафете" много людей, не знакомых друг с другом. А также организаций, ни административно, ни экономически не связанных между собой, но объединяемых общей задачей и общей работой. Именно для таких случаев уже в первые годы существования телерадиовещания была выработана система оперативного взаимодействия и временной служебной иерархии: чем ближе данное звено тракта к потребителю, тем оно “старше по тракту", тем больше оперативных управленческих прав имеет его руководитель! В советские времена этот принцип был строго закреплен в “Правилах технической эксплуатации телерадиовещательных комплексов", утверждаемых в разное время или министром связи, или председателем Гостелерадио. Последний на моей памяти подобный документ был подготовлен по инициативе ряда региональных гостелерадиокомпаний Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию (ФСТР России) в 1996-1997 годах, но в духе времени он на федеральном уровне носил рамочный, рекомендательный характер, хотя многие председатели РГТРК вводили его у себя в компаниях своей властью в довольно жесткой форме.
В теперешних системах телерадиовещания в условиях рынка права “старшего по тракту" поддерживаются либо по здравому смыслу, либо по старой памяти. И в том и в другом случае вы можете считать, что вам повезло!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2010
Посещений: 10438
Статьи по теме
В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций