Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"И слово новое - "гуманность" уж повторяет генерал!" - нам пишут

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"И слово новое - "гуманность" уж повторяет генерал!"

Фраза из заголовка принадлежит поэту Н.А. Некрасову, но было время, когда ее приписывали моему прадеду. Они были хорошо знакомы друг с другом, и авторство некоторых анонимных стихов, опубликованных в "Современнике" 150 лет назад, до сих пор спорно и приписывается то Некрасову, то Пруткову. Однако согласитесь, мысль большого поэта актуальна и сегодня: такое слово и сейчас необычно для генеральских уст. Столь же необычна ситуация, когда долгие споры специалистов по технической терминологии вдруг "разрубаются" сверху "новым генеральским словом". Проведенный недавно нашим журналом анализ терминологических разделов нормативных документов в телевидении показал, что общая ситуация с развитием телевизионного вещания в России опасно повторяет библейскую притчу о древних строителях "Вавилонской башни". Господь, как известно, лишил этих нахалов общего языка, и они рассеялись по всей Земле. Напомню, что в окрестностях древней стройплощадки смуты человеческие не прекратились даже спустя два с половиной тысячелетия!

В последнее время особо трудные и бесплодные споры велись вокруг терминов "трансляция" и "ретрансляция", разная трактовка которых позволяла по-разному делить как финансовые потоки, так и властные полномочия. И вдруг, как в древнем театре, все решил "Бог из машины" (Deus ex machina): в декабре 2006 г. была принята часть 4 Гражданского кодекса РФ, в статье 1330 которой содержится следующая формулировка: "Ретрансляция — сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю радио- или телевизионной передачи одной организации эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого же сообщения от другой такой же организации".

Эксперты пригорюнились: с какой стороны теперь ждать разъяснения термина "трансляция" ? И что такое "организация эфирного (кабельного) вещания"? Оператор это или вещатель? Если оператор, то причем здесь вещание? Если вещатель, то причем здесь ретрансляция? А ведь Гражданский кодекс - не просто закон, это генерал среди законов! Как с ним поспоришь? Прадед в таких случаях советовал: "Козыряй!"

Нам пишут

— Кузьма Петрович! Слышал, что кроме чересстрочной развертки бывает еще и чересточечная. Для чего она применяется и где об этом можно прочесть?

В. Т. Черемисин, г. Москва.

Уважаемый коллега! Смысл Вашего вопроса позволяет мне предположить Ваш довольно почтенный возраст, и что слышали Вы об этом еще в молодости. Специально чересточечная развертка исследовалась еще в 1930-е годы как один из путей сокращения спектра телевизионного сигнала за счет более полного учета свойств зрения, но ввиду сложности реализации ни в одном из вещательных монохромных телевизионных стандартов применения не нашла. Были попытки использования подобия чересточечной развертки в системах специального телевидения со стробоскопическими методами передачи полученного изобра жения по узкополосному каналу связи.

Можно также уподобить чересточечной развертке принятый в системе цветного телевидения NTSC способ одновременной передачи двух сигналов цветности с квадратурной модуляцией одной поднесущей. Однако авторы современных книг по цветному телевидению "для большей ясности" стараются избегать подобных теоретических обобщений.

Однако этот вопрос делает Вам честь в преддверии внедрения цифрового телевидения, поскольку реально ни один из методов цифрового сжатия полосы частот (как MPEGh, так и другие) не сможет обойтись без какой-то разновидности чересточечной развертки. Но теперь это только один из огромного множества технологических инструментов, применяемых для сокращения информационной избыточности в цифровом телевидении. Причем, заметьте, далеко не самый передовой и эффективный.

Уверен, что Вы сами могли бы при некоторых усилиях разобраться в алгоритмах, разработанных специалистами MPEG (Исследовательской группы по движущимся изображениям) при ISO (Международной организации по стандартизации), но по собственному опыту знаю, что это не доставит Вам удовольствия и даже может приблизить Ваш выход на пенсию. Если же Вы все же сохраните интерес к этим вопросам, то напишите нам еще раз, и мы подскажем, как можно найти эти материалы в Интернете.

— Здравствуйте! Нельзя ли в журнале опубликовать данные сравнительных испытаний на качество изображения кинескопных, плазменных и жидкокристаллических мониторов?

А.Л. и Б.Л. Борзовы, г. Самара.

Ответ на ваш вопрос проще начать с конца: в строгом смысле этого термина телевизионный монитор как профессиональный контрольный прибор существует пока что только в кинескоп-ном варианте. Телевизионный кинескоп известен уже около 80 лет, его параметры и свойства хорошо изучены, стабильны и вполне прогнозируемы. Хотя сейчас многие промышленные фирмы не скупятся на обещания довести жидкокристаллические панели до нужной степени совершенства, но я пока не слышал, чтобы кто-то об этом твердо заявил. Если вы и увидите жидкокристаллические панели на монитор-ных стеллажах в аппаратных телекомпаний, то легко заметите, что они применяются только для "подсмотра" картинок от источников программы. Во всех уважающих себя (и телезрителей) компаниях на стеллаже обязательно имеется несколько профессиональных кинескопных мониторов для полноценного контроля качества изображения на выходе в линию связи.

Жидкокристаллические панели, ныне быстро прогрессирующие, еще 10 лет назад в кругу специалистов не считались перспективными для профессиональной телевизионной аппаратуры: жидкие кристаллы (жидкости с оптическими свойствами кристаллов) слыли материалами капризными, нестабильными, ненадежными и т.д. Но тогда это были в основном органические вещества, которые боялись повышенной температуры и имели малый "срок жизни". Кстати, одним из первых практически примененных "жидких кристаллов" был печально знаменитый холестерин. Теперь из серьезных недостатков этих панелей остались относительно высокая цена и заметная инерционность, вызывающая "смаз" изображения на динамических сюжетах.

В данный момент я смотрю на экран жидкокристаллического компьютерного дисплея и радуюсь его качеству, но полагаю, что для применения жидких кристаллов в профессиональных телевизионных мониторах нужно повременить и лучше изучить их свойства. Поясню для молодежи примером: когда-то большой радостью было появление негорючей ацетатной кинопленки, и на телецентрах даже перестали обивать железом двери телекинопроекционных аппаратных. Но лет через 20-30 вдруг выявился так называемый "уксусный синдром" - своеобразная "чума" для этой пленки: сотни фильмокопий в хранилищах внезапно рассыпались "в пыль". С тех пор слабый уксусный запах в фильмохранилищах - признак большой беды, а самые ценные фильмы ("золотой фонд") грамотные кинокомпании стараются хранить на старой нитропленке, которая хотя и приходится родной сестрой бездымному пороху, но существует 100 лет, и все ее недостатки хорошо известны.

Что же касается плазменных панелей, то об их применении в профессиональных контрольных мониторах пока еще не слышно: у этой технологии так много "детских болезней", что коротко о них не скажешь, а длинно не позволяет формат рубрики.

Но мысль в вашем вопросе весьма интересна, и как только какие-то фирмы решатся на публичные сравнительные испытания не только мониторов, но хотя бы обычных бытовых телевизоров, мы их результаты обязательно опубликуем.

— Уважаемая редакция! В вашем журнале раньше попадались ссылки на материалы телевизионного симпозиума в Монтре. Почему в последнее время их не стало? Проводится ли теперь этот симпозиум?

А.Н. Сукачев, Московская обл.

К нашему сожалению, этот симпозиум и сопровождающая его выставка (ITV) в последний раз полноценно проводились в 1999 г. (в 2000 г. состоялся только научный форум), после чего данные проекты были поглощены более крупным проектом - международной выставкой и конференцией IBC в Амстердаме. Оба эти мероприятия зародились еще в середине 1950-х гг., имея второй целью поддержку курортных городов в "мертвый сезон": Монтре в Швейцарии и Брайтона в южной Англии. В Монтре по традиции главным был симпозиум, многие годы считавшийся самым высоким научным телевизионным форумом в мире. В Брайтоне волею судеб главной оказалась выставка, которая развивалась быстрее в соответствии с ростом европейского рынка телевизионного оборудования.

В 1970-х гг. небольшой Брайтон оказался тесен для IBC. После неудачной попытки переместить его в Лондон это мероприятие было переведено ближе к европейскому рынку в просторный Амстердам, хотя оргкомитет IBC по-прежнему базируется в Брайтоне. До конца 1990-х гг. оба мероприятия чередовались между собой: нечетные годы -ITV в Монтре, четные - IBC в Амстердаме. Но тогда тесен стал уже Монтре: не хватало выставочных площадей и гостиниц. Поэтому под напором промышленных фирм было решено сделать IBC ежегодным мероприятием, и выставка в Монтре не выдержала конкуренции. Отчаянные попытки города Монтре и научной общественности сохранить хотя бы телевизионный симпозиум не принесли успеха: мировой опыт показывает, что выставка и научный форум могут полноценно развиваться только в симбиозе друг с другом. Такая вот грустная история: бизнес есть бизнес!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2007
Посещений: 13723

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций