В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Наш эксперт Кузьма Прутков
Поясню для части читателей, что терпентин - разновидность скипидара, добываемая из смолы южных хвойных деревьев. Можно предположить, что полтора века назад необычно настойчивая реклама этого нового товара (явно повышенного благородства) взбудоражила тогдашний рынок бытовой химии в России. Эта реклама всерьез смутила душу моего прадеда, если уж подвигла его на афоризм, вынесенный в заголовок. Нечто похожее происходит на теперешнем рынке инфокоммуникационной техники: самый популярный массовый товар непременно именуется "гаджет", что по-нашему, по-русски, означает "аксессуар" (см. эпиграф), приспособление, принадлежность. Вспомните: попугай из знаменитого романа похожую ситуацию оценил так: "Дожились!”
Но это вовсе не шуточки: рынок — механизм серьезный, он не имеет ни души, ни памяти, а в нашем секторе экономики он весь проникнут "холодной войной знаний" между агрессором-производителем и защищающим свои деньги потребителем. Причем естественные посредники — торговые и операторские компании — считают оптимальной для себя рептильную, соглашательскую позицию. Разумеется, время — лучший критик, оно никогда не ошибается в своем выборе, но, увы, часто опаздывает с ним. Это обычно случается, когда за дело берутся слишком большие энтузиасты, неспособные уразуметь простое и очевидное. И тогда создаются столь же досадные, сколь и дорогостоящие тупики в телерадиовещательных технологиях вроде последовательной системы ЦТ, квадрофонии, аналоговой вещательной системы ТВЧ. Причем это только первоклассные тупики, мирового и хрестоматийного уровня, а сколько было заблуждений, торопливо забытых. У нашей страны есть свой счет подобных "подвигов", когда шел директивный поиск своих собственных (то есть советских!) путей в телерадиовещательных технологиях, что дорого стоило нашей небогатой стране.
Признаться, я не очень верю в модные теории об "экономике, управляемой потребителем": один современный мудрец сказал, что "советоваться с клиентом — значит смотреть в зеркало заднего вида". Хотя согласитесь, конечный выбор нового товара или услуги делает все же массовый потребитель, обмануть которого невозможно -он сам кого хочешь обманет. Но первый ход здесь по традиции за производителем. Но производители сами пока не знают, чего хочет наше просвещенное общество от новых инфокоммуникационных технологий. Не знает об этом, увы, и само общество.
Сторонники философского подхода, привычные к издержкам научно-технического прогресса, полагают, что сначала нужно пережить опасное "время перемен", то есть глобальный переход от аналогового вещания к цифровому, а у "дня завтрашнего будут свои заботы". Однако масса новых гаджетов на реальных и виртуальных прилавках — это обилие жаждущих покупателя новых дорогих товаров — явно призвана сбить с толку не только обывателя, но и образованного человека, лишив его цельности взгляда на проблему. Как в известной поговорке: "За деревьями леса не видно”.
Но я не согласен с пессимистами, считающими, что цифровизация — изобретение новых способов испортить себе жизнь. Более того, я полагаю, что древний Сократ был не совсем прав, проворчав на рынке в Афинах: "Как много ненужных мне вещей!” Он, видимо, бывал там не часто, а ведь на рынке, как и в море (и сейчас, и в античные времена), нужен проводник, кормчий, кибернетик. Кстати, "кибернетика" - слово с греческими корнями (как и терпентин) и по-нашему, по-русски, значит "навигация, управление". Мне остается только поддержать прадеда: "И гаджет на что-нибудь полезен!”
Уважаемая Редакция!
Просмотрев журналы ВС за несколько лет, убедился в отсутствии прогресса в вопросах правового регулирования телерадиовещательного рынка. Что вы можете сказать о причинах такого "застоя" и какие есть надежды на прогресс?
В новой ситуации на рынке, создавшейся после утверждения ФЦП “Развитие телерадиовещания в России", которая опирается в основном на госпредприятия, для частных вещательных и операторских компаний особо важна свобода делового маневра, которая пока сдерживается нечеткими правовыми рамками. Российское телерадиовещательное бизнес-сообщество должно добиваться создания нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие бизнеса в нашей сфере. Уверен, что такое положение обязательно будет достигнуто именно в рамках реализации ФЦП, поскольку преобразование нашего очень неустроенного рынка аналогового телерадиовещания в цифровой - сплошная и небезопасная “езда в незнаемое"! Поэтому возникающие иногда предложения об опережающем развитии нормативно-правовой базы явно относятся к категории тех самых благих намерений.
Однако возможные сроки упорядочения нормативно-правовой базы в телерадиовещании сейчас никто назвать не решится, хотя бы потому, что у нашего головного министерства - Минкомсвязи РФ недавно появилась новая, более интересная и многогранная забота - долговременная целевая программа (ДЦП) “Информационное общество", в состав которой наша ФЦП входит как небольшой фрагмент.
Здравствуйте, Кузьма Петрович!
Как проходят подводные съемки? Можно ли использовать подводную камеру на поверхности?
Благодарю за необычный вопрос, такого в нашей рубрике еще не было, хотя некоторые вопросы иногда и повторялись.
Как правило, специальные подводные телекамеры создаются только для профессиональных целей. Но здесь, судя по тону вопроса, вы имеете в виду любительскую съемку, для которой обычная видеокамера помещается в подходящий для нее герметичный бокс (кожух), имеющий окна для объектива и видоискателя и резиновые или пластиковые мембраны для доступа к кнопкам управления. Такую камеру, вынув ее из бокса, можно с успехом использовать и на поверхности.
В подводных съемках нет ничего сложного, если вода теплая и прозрачная, есть безопасное и интересное место для ныряния, глубины небольшие, а солнце высокое и яркое.
Однако нужно много раз подумать, прежде чем решаться на подводные съемки: если отсутствует хотя бы одно из вышеперечисленных условий, то это может превратиться в тяжелый и опасный труд. Прежде всего, вода очень сильно поглощает и рассеивает свет (поглощает сильнее красный, а рассевает синий) и в большинстве российских водоемов при нашем низком солнце темно уже на глубине 15-20 м. Существуют, разумеется, подводные светильники, но это не только дорого и хлопотно, но и малоэффективно: в воде так же трудно осветить нужный вам предмет, как и в густом тумане. Кстати, в научных экспериментах оптические свойства воды моделируются обычно разбавленным молоком.
А теперь представьте, что перечисленные выше условия комфортной съемки все поменяли знак, то вы поймете все сложности работы профессионалов. Желаю вам удачи.
Здравствуйте, перенастраивая телевизор, я нашла большое количество каналов, о существовании которых даже не подозревала. Мне сказали, что я пользуюсь услугами местного кабельного оператора, но я никаких договоров ни с одной компанией не заключала. Как это возможно?
Не удивляйтесь, это вполне обычный маркетинговый ход в условиях конкурентной среды, сложившейся в кабельном телевидении в крупных городах. По-видимому (это самый простой вариант), владельцы системы коллективного приема (коллективной антенны), которой был оборудован ваш дом, модернизировали ее до параметров кабельного телевидения для повышения конкурентоспособности своей компании. Второй вариант: сеть коллективного приема вашего дома была поглощена более крупной и современной кабельной компанией. В обоих случаях, по имеющемуся опыту, для финансового благополучия кабельная компания должна транслировать не менее 40 телеканалов. Пока эти дополнительные телеканалы для вас - “сюрприз от шефа!” (как случается в ресторанах), но вас теперь будут всячески обхаживать, чтобы войти с вами в нормальные рыночные отношения: вам вежливо предложат доступ к скоростному Интернету, цифровой телефонии, пакету телеканалов ТВЧ и 3D, на каком-то шаге вы сдадитесь. Не огорчайтесь, на стороне компании многолетний консолидированный мировой опыт работы с абонентами. Желаю вам успеха.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2010
Посещений: 21748
Статьи по теме
В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций