В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Наш эксперт Кузьма Прутков
Досужие разговоры о финансовом кризисе наверняка уже "навязли в зубах" наших читателей, — редкий журналист устоит перед соблазном приправить свой материал этим актуальным остреньким соусом.
Мне очень не хотелось касаться этой темы, в рамках которой уже трудно сказать 'что-либо интересное, но не обессудьте — жалко упускать такой случай: все крутые повороты в истории телевидения (электронизация, колоризация, цифровизация) роковым образом совпадают по времени с глобальными финансовыми неурядицами. Вы скажете, что телевидение как российское, так и мировое - сплошной и непрерывный кризис. Согласен, что это так, и так будет всегда: по-иному телевидение — изначально конфликтная творческая среда — существовать просто не может! Но "вернемся к нашим баранам", как сказано у классиков, то есть к технике и технологиям. Все наши читатели наверняка слышали про Великую депрессию — финансовый кризис начала 1930-х годов. Но ведь именно в это время из кажущегося теперь несуразным "механического зародыша" родилось то аналоговое электронное телевидение, которое на наших глазах сменяется цифровым! В середине 1960-х годов во время практически не замеченных нами в СССР международных финансовых потрясений это аналоговое электронное телевидение стало цветным: в дополнение к американской системе NTSC в Европе были созданы сразу две новые системы PAL и SEC AM.
История повторяется в наше время: очередная технологическая революция в телерадиовещании — цифровизация сопровождается очередным мировым финансовым кризисом! И это уже в третий раз: по логике вещей — неспроста! Прадед говаривал: "Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!" Но я в размышлениях своих что-то не понимаю роли телевидения в этих событиях? Не похоже, чтобы оно хоть раз было причиной. Но чем еще? Следствием или лекарством?
Уважаемая редакция!
Одной из целей Федеральной целевой программы по развитию телерадиовещания является обеспечение телевещанием труднодоступных и малонаселенных районов нашей страны. Но мне кажется, что в этих районах уже пользуются спутниковым ТВ. Получается, что решения правительственной комиссии запаздывают'?
Белихин М.В., г. Ханты-Мансийск
К сожалению, эта ФЦП еще не опубликована, поскольку головное министерство - Минкомсвязи еще проводит ее согласование с другими министерствами и ведомствами. Но если судить по варианту концепции ФЦП, имеющемуся на официальном сайте Минкомсвязи, вы правы. Должен отметить, что в этом документе впервые за последнее десятилетие чувствуется желание властей изучить телерадиовещательный рынок страны и нормативно закрепить просматривающиеся в нем позитивные тенденции. Поэтому давайте вернемся к этой теме после опубликования ФЦП.
Что же касается ваших тревог по поводу "запаздывания решений", то я хотел бы напомнить, что применение спутниковых технологий для обеспечения телевидением труднодоступных и малонаселенных районов в нашей стране началось еще в 1967 году с созданием сети станций "Орбита". В 1976 году именно для этих целей был запущен первый спутник для непосредственного вещания - "Экран".
Кузьма Петрович, здравствуйте, 27 января 1926 года в Англии Джон Бэрд впервые продемонстрировал действующую систему телевидения с механической разверткой изображения. Можно ли считать этот день днем изобретения телевидения?
Брамирский Игорь, г. Казань
Это событие - важный шаг в развитии телевидения, но история нашей отрасли содержит в себе много столь же важных свершений. Поэтому я постараюсь коротко, в рамках своей рубрики, рассказать об истории телевидения, а вы уже сами попробуйте найти ответ на свой вопрос.
Телевидение инженеры целенаправленно придумывали почти двести лет, но до этого были еще многие столетия накопления знаний. Я читал, что в США в 1940-е годы даже вышла книжка Р. Хаб-бла под названием "4000 лет телевидению" , в которой история телевидения от-считывалась от найденного археологами обработанного черепка с явным рисунком вражеских позиций, доставленного, по-видимому, гонцом своему военачальнику.
Первая система передачи неподвижных изображений по проводной линии электросвязи была разработана в Англии в 1843 году А. Беном и продемонстрирована в 1851 году на Лондонской всемирной выставке. Первая действующая замкнутая система передачи сигналов телевидения (движущихся изображений) была, действительно, создана англичанином Д. Бэрдом (с применением немецкого изобретения -диска П. Нипкова, сделанного еще в 1884 году) в 1926 году. Первые вещательные передачи в эфир были произведены несколько позже: в 1927 году в США, 1928 году в Англии и в 1929 году в Германии. В России такая передача состоялась 1 октября 1931 года!
В 1931 году более чем в десяти странах велось опытное телевизионное вещание с механической системой развертки (30 строк при 12,5 кадров в секунду). Этот формат, созданный в Германии (кстати, с участием Д. Бэр-да), стал в то время фактически международным стандартом. Хотя на экране размером в спичечный коробок можно было лишь с некоторым трудом узнать знакомых, отличить мужское лицо от женского, однако интерес к такому телевидению усиливался возможностью дальнего приема (2-3 тыс. км) и относительной простотой телевизионной приставки к радиоприемнику.
Сведения о первой отечественной вещательной телепередаче в эфир 1 октября 1931 года попали в газеты, и дата эта оказалась "занесенной в святцы"! В 1981 и 2006 годах юбилей отечественного регулярного телевизионного вещания торжественно отмечался на государственном уровне.
Правда, к середине 1930-х годов уже всем в мире стало понятно, что механические системы телевещания так и останутся интересным техническим аттракционом.
Но к этому же времени стали ясны фундаментальные преимущества более высококачественного электронного телевидения, на технической базе которого и родилось современное телевизионное вещание как система массовой информации.
Первый бесспорный реальный шаг в электронное телевидение сделал в 1907 году в Петербурге Б.Л. Розинг, который доказал, что именно электронный луч в вакуумной колбе будет тем "безынерционным пером", которое способно нарисовать высококачественное телевизионное изображение. Хотя Розингу удалось сформировать электронным путем только очень простые изображения (крест и решетку), но семена были посеяны и начали расти.
Однако последователей у Розинга оказалось так много, что выяснить приоритет в изобретении электронного телевидения - дело непростое. В США господствует мнение, что электронное телевидение изобрел в 1931 году выходец из России В.К. Зворыкин по заказу другого выходца из России Д.А. Сарнова. Но есть также сведения о приоритете от 1929 года американца Ф.Т. Фарнсуорта. Во времена СССР считалось, что электронное телевидение началось в 1931 году с изобретения нашего соотечественника СИ. Катаева, но есть много публикаций о создании в 1928 году системы электронного телевидения изобретателем Б.П. Грабовским. В Германии же убеждены, что первую полностью электронную систему телевидения создал в начале 1931 года Манфред фон Арденне.
Однако В.К. Зворыкин сообщил о завершении своей работы лишь в 1933 году, а публичная же демонстрация электронного телевидения состоялась только в 1934 году. Первые упоминания в печати о работах Фарнсуорта появились лишь в 1931 году, а возможность провести публичную демонстрацию возникла у него в 1932 году. Приоритет Катаева на изобретение передающей трубки с накоплением зарядов, мозаичной мишенью и коммутацией с использованием вторичных электронов (авторское свидетельство от 24.09.1931 года) юридически бесспорен. Но такую трубку (позже ее Зворыкин назовет иконоскопом, именно с нее началось настоящее электронное телевидение) в СССР удалось изготовить только в 1934 году, а официальная демонстрация состоялась в 1935 году.
Наиболее плодотворным в итоге оказался путь с применением иконоскопа (Катаев, Зворыкин). Путь Фарнсуорта оказался тупиковым: его "диссектор" имел недопустимо низкую для вещательных целей чувствительность. Фон Арденне пошел по "боковой дорожке": он передавал кинокадр, просвечивая его "бегущим лучом", создаваемым с помощью кинескопа. Этот способ применяется и сейчас для передачи кинофильмов, слайдов, открыток. Тем не менее следует признать, что именно фон Арденне первым осуществил публичную демонстрацию действующей полностью электронной системы телевидения на 90 строк летом 1931 года в рамках Берлинской радиовыставки на стенде существующей и теперь фирмы Loeve.
Здравствуйте!
Недавно я услышала о новых технологиях цифрового вещания DVB-T2 и DVB-C2. В чем отличие их от DVB-T и DVB-C?
Филимонова Татьяна, г. Серпухов
Это второе, серьезно усовершенствованное поколение семейства европейских телевизионных цифровых стандартов. В дополнение к названным вами вариантам стандарта DVB наземного (Т) и кабельного (С) уже разработан спутниковый (DVB-S2) и на подходе - вариант стандарта для мобильного телевидения DVB-H2. Рад сообщить, что в планах редакции ВС имеется специальная статья, освещающая данную тему.
Уважаемый Кузьма Петрович! Что такое "потоковое видео", в чем его особенности?
Зубехин В.В., г. Владимир
Формально это несколько вольный перевод английского термина "Video Streaming". Причем точный смысл этого понятия и технология "потокового видео" пока еще не установились, разные авторы трактуют его по-своему. В общих чертах имеется в виду трансляция в реальном времени выбранного абонентом видеоролика или ТВ-канала. Если мне будет прощена такая аллегория, то здесь предполагается нечто вроде ресторанного "шведского стола": на специальном потоковом сервере (streaming server) размещены все предлагаемые потребителю программные материалы, а он сам выбирает, что именно, когда и в каком порядке будет смотреть. Именно так некоторые специалисты представляют себе будущее вещательного телевидения, но реализация такой технологии, как вы и сами уже поняли, требует еще более полного сближения телевизионных и компьютерных технологий.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2009
Посещений: 11731
Автор
| |||
В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций