Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Если на клетке с буйволом написано лось - не верь глазам своим!

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Если на клетке с буйволом написано лось - не верь глазам своим!

- Не дадите ли вы нам немного воды?
- Берите сами, сколько хотите.
- А где же она?
- Да вокруг вашей лодки!
Джером К. Джером
Наш эксперт Кузьма Прутков
 

В заголовке известный афоризм прадеда, затасканный российскими златоустами, меняющими зверей, смотря по обстоятельствам. Теперь пришел мой черед. Кстати, если лось кому-то покажется вульгарным, то могу указать, что наш скромный зверь под именем "шарабха" прославлен еще в индоарийском эпосе "Рамаяна" как зверь "сильный, быстрый, одолевающий льва"! Но разговор у нас пойдет, конечно же, об объемном телевидении, поскольку недолгая история попыток внедрения трехмерных технологий в кино и телевидении напоминает долгую историю одомашнивания лося: в обоих направлениях известны замечательные результаты, но локальные во времени и пространстве и пока не ставшие вкладом в цивилизацию.

Об истории стереокино и телевидения много писалось в ВС, о лосях, естественно, меньше. Поэтому расскажем о них коротко: в петровские времена в армиях России и ряда северных стран лоси исправно таскали по снегу пушки, во времена прадеда в некоторые российские города было запрещено въезжать на упряжке из лосей, а лет 30 назад в московских магазинах "Дары природьГ можно было купить сверхдиетическое (с нулевым сахаром!) лосиное молоко с костромской фермы.

В теперешние времена обе эти исторические линии зашли в тупик: лоси выбрали свободу, и люди пока не возражают, хотя в свете недавних климатических истерик, как говорится, возможны варианты. В тупике находятся также и попытки расширить телевещательный рынок за счет ЗD-продукции, наспех перелицовывая очковые и безочковые технологии показа полувековой давности при весьма сомнительной маркетинговой стратегии (см. эпиграф!).

Причины паники на рынке вполне очевидны: на горизонте прогресса телевизионных технологий уже просматриваются реальные перспективы создания настоящего объемного телевидения, то есть многоракурсных голографических систем, при которых в результате интерференции двух лазерных лучей, опорного и несущего голографическую информацию, в пространстве возникает многомерная оптическая модель передаваемого предмета (кстати, не отбрасывающая тени!).

Лет эдак 30—40 назад такие перспективы, между прочим, казались более ясными -"большое видится на расстоянии!”. Мое поколение молодых инженеров в обстановке тогдашней эйфории от недавних открытий и изобретений было абсолютно уверено в скором наступлении голографической революции в телевидении и кино. Но помню в 1975 году ощущение ледяного ветра от статьи изобретателя голографии Дениса Га-бора (нобелевский лауреат 1971 года), где он полагал невозможным применение голографии в телевидении ранее XXI века, поскольку еще не было недорогих каналов, способных передать необходимый для формирования многоракурсного изображения объем информации. Молодежь тогда даже обиделась, но Табор оказался прав: "Молодые видят вершины, а пожилые — горы!” Поэтому (в свете заголовка) будем точны в терминологии: "Если на клетке написано: "Объемное телевидение", а в клетке то, что теперь именуется 3D, то не верь глазам своим!” Потому что настоящее объемное телевидение — многоракурсное! Теперешнее стереотелевидение — лишь еще одна ступенька в это будущее!



Уважаемый Кузьма Петрович! Года три назад мне запомнилась заметка в журнале ВС под названием "Засуха и помехи телевидению". Возможно ли нечто похожее в результате засухи текущего года?
Станислав Мельников, г. Пермь

Вполне закономерный вопрос: в названном вами материале речь идет о событиях лета 1972 года, с которым сравнивались практически все проблемы, возникшие почти столь же жарким летом нынешнего года. Но жалобы на специфические помехи телевизионному приему -ползущие по экрану широкие горизонтальные полосы - по итогам прошедшего лета мне неизвестны. Да их и не должно было быть, главной причиной помех тогда были пиковые нагрузки на энергосистему, создаваемые миллионами старых ламповых телевизоров, включаемых почти одновременно за несколько минут до начала самых популярных передач на единственной в те времена общесоюзной телепрограмме. При теперешних нескольких отчаянно конкурирующих общероссийских телепрограммах такие пики нагрузки на энергосети уже невозможны, кроме того, современный телевизор в среднем потребляет в 3-4 раза меньше электроэнергии, чем его лампово-кинескопный предшественник.

Конечно, вполне возможно, что жалобы и теперь могли бы быть, но люди попросту не знают, куда их направлять! Кто на них обязан отвечать? И в этом есть немалая проблема. Поэтому уважаемые читатели, сообщайте о необычных помехах телевидению нам, в ВС, если мы не сможем ответить сами, то подскажем, куда можно обратиться.

Уважаемый Кузьма Петрович! Во время студенческой практики в областной телекомпании в старой телекамере нам встретились передающие трубки типа плюмбикон и глетикон. Но в компании уже нет специалистов, знающих эту технику. Расскажите коротко о них — в Интернете много мусора!
Юрий Минаков, г. Воронеж

В 1960-е годы во время массового внедрения цветного телевидения по системам NTSC, PAL и SEKAM в телекамерах, в зависимости от конструкции, работали три или четыре передающие трубки. В них применяли или суперор-тиконы или видиконы. В первом случае камеры были высокочувствительными, но громоздкими и капризными, во втором случае - с малой световой чувствительностью. Были, разумеется, попытки комбинировать эти трубки в одной камере - результат вы уже угадали. Помните: “В одну телегу впрячь не можно...”

Компромисс был достигнут благодаря плюмбикону, который одно время назывался для политкорректности “видикон с окисно-свинцовой мишенью”. Это был результат технологического прорыва знаменитой голландской фирмы “Филипс". Благодаря плюмбикону она на два десятилетия захватила весь рынок передающих трубок для цветных камер и значительную часть рынка самих передающих камер. Хотя новая трубка являлась как бы развитием традиционного видикона, но обладала несравненно лучшей чувствительностью, равномерностью, цветопередачей и т.д. Технология ее изготовления являлась строгим секретом фирмы, разгадать который так никто и не смог. (Оторвавшись от конкурентов в технологии, фирма дальше действовала как классическая “акула капитализма": выпустила трубку в колбе нестандартного диаметра - 30 мм, чтобы исключить простую модернизацию камер на видико-нах (25 и 40 мм) и вынудить вещателей к закупкам новой аппаратуры.)

Американские фирмы вообще прекратили производство передающих трубок для вещательного телевидения; японским и английским фирмам удалось купить у “Филипса" технологию, но без права внешней торговли. Иногда в СССР попадала аппаратура с английскими леддиконами и японскими сенсиконами, но все переговоры о продаже трубок заканчивались ничем. С Советским Союзом в те годы фирма “Филипс" демонстративно не шла на контакты. Я слышал, что у нее были претензии по поводу имущества фирмы, конфискованного во время войны на территории Германии или ее союзников. После долгих усилий контакты были, наконец, установлены через французский филиал “Филипса". На просьбу о продаже технологии нам даже не ответили, но начали продавать небольшие партии трубок. Поскольку в одну камеру цветного телевидения устанавливалось сразу три или четыре трубки, то продавались они комплектами - “триадами" или “квадригами" с подбором для каждого цветового или яркостного канала. Такой комплект стоил от 5 до 10 тыс. долларов, а гарантированный срок службы составлял 1000 часов (1,5-2 месяца работы). Стало ясно, что при широком развитии цветного телевидения расходы на закупку станут колоссальными. В те времена казалась недопустимой даже сама мысль о возможной зависимости телевизионной системы великой страны от капризов одной зарубежной фирмы.

После очередного постановления правительства начался почти десятилетний штурм технологии плюмбикона. Участвовали ленинградские институты и завод в Нальчике. В итоге в конце 1970-х годов родилась трубка глетикон (от немецкого слова “глете" - техническая окись свинца, применяемая в химической промышленности), которая по своим параметрам была не хуже плюмбикона, но с иной микроструктурой мишени. Так что глетикон - отечественный аналог плюмбикона. Я очень жалею, что не прошло предложение назвать эту трубку “лапукон" в честь ее главного разработчика А. Г. Лапука, но он, как видите, поскромничал!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2010
Посещений: 11071

Статьи по теме

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций