В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Наш эксперт Кузьма Прутков
Для начала должен извиниться за непривычный по теперешним временам пафос в заголовке и напомнить молодым читателям, что наш любимый профессиональный праздник — День радио был установлен Правительством СССР 2 мая 1945 года в честь 50-летия со дня изобретения радио А.С. Поповым (шутки в сторону, постановление подписано И. В. Сталиным!). Но в связи с бурным развитием отрасли другим, более поздним постановлением Правительства СССР, от 3 мая 1967 года, формула праздника усложнилась и приобрела вид, приведенный в заголовке. Эти директивные решения по всем юридическим канонам сохраняют свою силу и в наше время.
Коснуться этой темы меня побудила манера ведения утренней программы в праздничный день 7 мая 2010 года на одном из центральных телеканалов. Молодые ведущие вдруг спохватились, что сегодня праздник — День радио — и хорошо бы поздравить своих коллег, работающих в радиокомпаниях, и тут же в прямом эфире стали поздравлять их по телефону, а те стали эти поздравления принимать как должное] Ни телевизионщикам, ни радиовещателям не пришло в голову, что это их общий праздник. Ведь ни в учебном заведении, ни на работе в служебной "курилке" этим молодым людям никто ничего так и не объяснил.
Должен сказать, что возмущение мое малограмотностью молодых сотрудников радио и телевидения быстро прошло: я вспомнил, как в середине 1990-х годов в организацию, в которой я тогда работал, пришло 7 мая приветствие Президента Российской Федерации, из текста которого явно следовало, что он поздравляет только ту часть нашего многопрофильного коллектива, которая занимается именно радиовещанием: по-видимому, новые сотрудники аппарата Администрации Президента, готовившие текст этого приветствия, в то время не обладали необходимой в таком высоком учреждении "штабной культурой".
У праздников, как и у людей, есть своя судьба и своя история. Однажды прямо на заседании в его честь группа военных ветеранов-связистов в перерыве торжества обратилась к тогдашнему министру связи СССР Николаю Демьяновичу Псурцеву (генерал-полковнику войск связи) с претензиями: "Праздник нами задумывался как праздник военных связистов (по типу Дня танкистов или Дня артиллерии), а теперь День радио фактически выскользнул из рук военных и в этом зале главные люди не герои-радисты, а дикторы Всесоюзного радио! Мы их знаем, ценим, но пусть они празднуют свои праздники и где-нибудь в другом месте!” Министр, мудрый человек, не стал вмешиваться в эти дела.
В новые времена появились у Дня радио соперники, принесенные ветром глобализации: Всемирный день телевидения (21 ноября) и Всемирный день телекоммуникаций (17 мая), который недавно уже успели переименовать во Всемирный день информационного общества, чтобы вовлечь в торжества всех интернетчиков.
Коллеги! Не пренебрегайте профессиональными праздниками — они помогают сохранить столь необходимый в нашей жизни социальный и профессиональный оптимизм!
В моей студенческой юности и инженерной молодости праздник 7 мая — День радио был интересным и желанным днем.
В заключение, чтобы еще раз подчеркнуть важность праздников в жизни человечества, хотел бы напомнить вам, уважаемые читатели, что великий Коперник в своих научных устремлениях вовсе не собирался перестраивать все мироздание, он всего-навсего хотел найти более простой способ вычисления сроков праздника Пасхи! Коллеги! Праздники — дело важное, так будем же праздновать День радио — праздник всех отраслей связи, радиовещания и телевидения! Напоминаю для молодежи, что самый популярный тост на наших скромных профессиональных застольях звучит совсем по-морскому: "За тех, кто в эфире!” Ведь в любое время года, месяца или суток как минимум четвертая часть наших коллег "несет вахту"!
Уважаемые читатели! В этом разделе я постараюсь инициативным порядком ответить вам на незаданный формально вопрос, но вытекающий из преамбулы: как же отмечался этот праздник в советское время?
Главным событием праздника было торжественное заседание в Колонном зале Дома Союзов, формально устраиваемое профсоюзом работников связи, а в действительности - Министерством связи СССР с участием Гостелерадио СССР, Минрадиопрома СССР и Минпромсвязи СССР. Один из руководителей этих ведомств (по очереди) делал короткий доклад, затем устраивался примерно двухчасовой концерт очень высокого уровня: получить приглашение для участия в таком концерте считалось высокой честью для артиста! Этот концерт записывался Центральным телевидением (чтобы иметь основания для оплаты артистам) и выдавался в эфир обычно на следующий день вечером, чтобы участники заседания смогли посмотреть концерт еще раз по телевизору. Пригласительные билеты на этот праздник в Колонный зал распределялись (с немалыми, конечно же, интригами!) через профсоюзные организации предприятий и учреждений связи, радиопромышленности и телерадиовещания.
В первых числах мая Всесоюзным научно-техническим обществом радиотехники и электросвязи им. А.С. Попова (ВСНТО им. Попова) всегда устраивалась приуроченная к празднику большая и многолюдная научно-техническая конференция, проводимая обычно в большом зале Центрального дома армии; многочисленные секции этой конференции проводились на следующий день в различных учебных институтах. На таких конференциях (их в обиходе именовали "Поповскими сессиями") довольно часто выступали очень известные зарубежные специалисты: мне, например, повезло - я слышал на одной из них выступление знаменитого В.К. Зворыкина.
Очень ценно, что такая "головная" конференция имела за собой "кометный след" из многих сотен вузовских научно-технических конференций профессорско-преподавательского состава и студенческих научных обществ.
Третьим важным направлением в праздничных мероприятиях был выпуск праздничных номеров профессиональных журналов ("Радио", "Радиотехника", "Электросвязь", "Вестник связи" и т.д.), а также через 5 - 10 лет юбилейных сборников ("60 лет радио", "70 лет радио" и т.д.). Эти сборники выпускались большими тиражами, в хорошем оформлении и под редакцией обычно лично министра связи.
Поскольку все эти праздничные мероприятия широко освещались в печати, в передачах по радио и телевидению, то о нашем профессиональном празднике знали не только сотрудники телерадиопредприятий, но и широкая общественность!
P.S. Необходимо заметить для читателей ВС, что на некоторых промышленных предприятиях около 30 лет назад появилась новая традиция: по мере рассекречивания некоторых выдающихся отечественных работ по радиолокации отмечать праздник День радиолокации. Но общего такого праздника, несмотря на колоссальные усилия энтузиастов, не получилось; и среди многих причин главные: активисты заблудились в профессиональных спорах по вопросам "первородства", а широким массам работников подотрасли "Радиолокация" было гораздо уютнее отмечать День радио в скромности среди старых друзей-радистов, поскольку их с младых ногтей навсегда отучили публично обсуждать свою работу.
— Здравствуйте, Кузьма Петрович! Какова, на ваш взгляд, судьба второго и третьего мультиплексов, предусмотренных в ФЦП?
- Уважаемый читатель! Давайте немножко подождем со вторым и последующими мультиплексами!
Нам с вами впору уже сожалеть о судьбе первого льготного мультиплекса - в его судьбе пока все еще больше вопросов, чем решений! Причем как на стадии формирования пакета цифровых программ, так и при его взаимодействии с региональными и местными СМИ.
Достаточно ясно, что просматривающаяся в рамках ФЦП система цифровых мультиплексов слишком проста и жестка, чтобы быть прочной и долговечной. Вспоминая фразу, приписываемую Н. Бору, можно сказать, что "заложенная в них идея недостаточно сумасшедшая, чтобы быть верной"!
— Почему в ФЦП столько внимания уделяется технической стороне вопроса, и совершенно не уделяется внимание контенту?
- Дело, видимо, в том, что проблемы в технической системе телерадиовещания достаточно наглядны и хорошо известны общественности: в сельской местности доступных телерадиопрограмм меньше, чем в городах, и есть еще местности, где телерадиоприем с нормативным качеством простыми средствами невозможен.
Цену решения этих задач, относящихся к категории социальных, сравнительно легко обсчитать и представить в правительство солидный документ, доказав, что их решение - святое дело государства.
Согласитесь, что все это было бы многократно труднее доказать и народу, и начальству применительно к проблеме дефицита контента.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2010
Посещений: 15839
Статьи по теме
В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций