Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Big Freeze" по-русски", или На "кабельной улице" праздник?

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Big Freeze" по-русски, или На "кабельной улице" праздник?

Наш эксперт Кузьма Прутков

Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) при Минсвязи РФ в декабре 2007 года приостановила выдачу телевизионных эфирных лицензий на полгода до завершения работы над частотно-территориальным планом перехода на цифровое вещание. Российские вещатели, планы которых этим решением были нарушены, теперь гадают, сколько же продлится эта приостановка на самом деле. История ведь знает печально знаменитый американский опыт: в аналогичных условиях вместо полугода приостановка выдачи лицензий растянулась на четыре года!

В США в послевоенные годы бурное развитие сети эфирных телевизионных станций привело к росту взаимных помех. Для осмысления опыта частотного планирования Федеральная комиссия по связи (FCC) в сентябре 1948 года решила приостановить на полгода (т.е. "заморозить") выдачу лицензий на новые телевизионные передающие станции. Однако на деле проблема оказалась серьезнее: нужно было учесть предстоящий переход на цветное телевидение. В итоге перерыв в выдаче лицензий реально продолжался четыре года. В историю американского телевидения этот период (1948-1952 гг.) вошел под названием "Big Freeze" ("Большой заморозок"). Но, нарушив планы эфирных вещателей, это решение FCC неожиданным и абсолютно непреднамеренным образом породило совершенно новый бизнес - кабельное телевидение! В сотнях городов возникли кабельные системы, утолившие растущий спрос потребителя на телепрограммы. В итоге благодаря кабельным сетям этот "заморозок" фактически не затормозил развитие телеаудитории в США - за эти четыре года число телевизоров выросло с 250 тыс. штук до 17 млн! Поэтому очень может быть, что декабрьское решение ГКРЧ также даст "неожиданный и абсолютно непреднамеренный" толчок к ускоренному внедрению цифровых технологий в российское кабельное телевидение. Чувствую: будет на "кабельной улице" праздник! "Зри в корень", - как говаривал мой великий прадед!

Нам пишут

Здравствуйте, Кузьма Петрович!
Мой друг - большой любитель спортивных телепрограмм, подписался на каналы "НТВ Плюс", которые вещают в HD, но недоволен качеством изображения. Я тоже подумываю о таком подключении, но пока колеблюсь: отзывы друзей и знакомых о вещании в HD очень уж разнятся! Почему так происходит?

Косарева Н.С, г. Балашиха

Уважаемая Нина Сергеевна! Самый надежный способ разобраться в подобной проблеме - забыть о Ваших колебаниях, поверить в прогресс и самой стать абонентом ТВЧ! Свой глаз - алмаз! Ведь, как я чувствую, любой мой ответ все равно не избавит Вас от некоторых сомнений. Объективности ради я обсудил Ваш вопрос с друзьями-специалистами, в том числе работающими в компаниях, ведущих ТВЧ-вещание.

Должен заметить, что мне сразу же вспомнилась ситуация сорокалетней давности с появлением цветного телевидения - проблемы были очень схожие. Постараюсь выделить главные:

  • ТВЧ-программ у нас пока еще мало, а во многих передачах HD далеко не все сюжеты выглядят выигрышно в этом формате;
  • телевизоры полного формата ТВЧ (Full HD) с разрешением 1920x1080 пикселей пока еще редки и очень дороги, а выбрав относительно доступный паллиативный формат ТВЧ "HD-ready" (1366x768 пикселей), Вы не сможете увидеть все прелести передаваемого изображения;
  • самое главное: при просмотре нужно обязательно учитывать, что в формате ТВЧ изображение передается не только широкоформатное (16x9), но еще и большое!

В ТВЧ увеличенное число активных строк (1080 вместо 576) позволяет Вам ближе придвинуться к экрану, не замечая его строчной структуры. Это означает, что оптимальное расстояние до экрана ТВЧ составляет две высоты экрана, а не 4-5, как при обычном ТВ. Поэтому владельцам ТВЧ-панелей малого размера для полного восприятия высокой четкости изображения нужно забыть о привычке смотреть телевидение с дивана, а сесть на расстоянии 100-150 сантиметров от экрана. При этом изображение займет все Ваше поле зрения, и Вы сможете рассмотреть все его детали, а также ощутить настоящий стереоэффект в звуковом сопровождении программы.

Для сохранения же старых привычек придется приобрести ТВЧ-панель соответственно больших размеров или же видеопроектор. Это решение сделает логичным следующий шаг: приобретение акустической системы формата 5.1, чтобы полнее реализовать все преимущества звукового сопровождения ТВЧ. А дальше - следите за рекламой. Желаю удачи!

Уважаемый Кузьма Петрович!
В публикуемых "ВС" спорах о будущем телевизионного вещания в России авторы не всегда учитывают, что в стране имеется довольно много частных эфирных операторов со своими телепередатчиками. В тексте "Концепции развития телерадиовещания в РФ до 2015 года" о них также ни слова не сказано. Есть ли будущее у этих операторов?

Л. А. Кравченко, Красноярск

Будущее, в том числе цифровое, у них светло и прекрасно: в "Концепции" провозглашается равноправие всех операторов, независимо от формы собственности и способов и технологий доставки сигнала потребителю.

Однако далеко не безоблачно их настоящее: в одном из вариантов проекта "Концепции" предусматривалось дальнейшее укрепление "единого государственного оператора наземного эфирного телевизионного вещания" (читай РТРС!). Статистика показывает, что этот "единый оператор" фактически полностью сохранился с советских времен. Телерадиопрограммы в России в эфир сейчас транслируют 15 922 телевизионных передатчика. Из них 11021 (68,7%) телепередатчик принадлежит РТРС, а 4091 (31,3%) - другим предприятиям, подавляющее число которых относится к частному сектору.

Однако 3457 частных телепередатчиков (21,7% от всей сети) находятся на обслуживании и размещены на объектах РТРС. И только 1444 передатчика (менее 10%) размещены и работают независимо от возможного "единого оператора".

Эта картина еще более усугубится, если сравнить сети частных и государственных передатчиков по суммарной мощности или по охвату телеаудитории: приведенные выше цифры уменьшатся на порядок. Основные же трудности, переживаемые частными передающими станциями, вполне объясняются старой притчей "об опасности спать рядом со слоном".

Вполне понятно, что основное конкурентное преимущество государственной сети - наследственное, это наличие более 8000 собственных антенных опор, из которых более 700 превышает по высоте стометровую отметку.

Интересно, что в сети телевизионных вещательных компаний, создающих телепрограммы, статистика полностью противоположная. Среди 900 таких компаний лишь только единицы можно строго отнести к государственным, т.е. находящимся в полной государственной собственности (например, ФГУП "ВГТРК") или контрольный пакет акций которых принадлежит государству на федеральном или региональном уровне (например, "ТВЦ").

Будущее теперь "таится" в "Концепции" и вытекающей из нее "Федеральной целевой программе", предусматривающей переход на цифровые вещательные технологии. Будем надеяться, что в ходе реализации ФЦП правовая база в отрасли станет либеральнее, "цифровой телеэфир" - просторнее, а "госмонополия" РТРС будет акционирована и ее сеть станет наконец частью телерадиовещательного рынка.

Уважаемая редакция!
Ответы Кузьмы Пруткова (см. в статье "Сразу воспринимаются только вещи обыкновенные!", "ВС"№ 1, 2004') содержат большое количество неточностей. Например, в патенте Катаева нет слова "иконоскоп", а заявку на иконоскоп Зворыкин подал раньше Катаева. Принцип накопления зарядов использовал впервые Константинов. Первую в мире полностью электронную систему телевидения смог продемонстрировать Грабовский в 1928 году.

Рубченко Ю.А., Узбекистан

Уважаемый Юрий Алексеевич! Прежде всего, благодарю Вас за внимание к моей рубрике и еще больше -к нашему самому популярному в России отраслевому журналу. Очень рад также Вашему неравнодушию к истории телевидения.

Поскольку история вообще наука неточная, а часто, говорят, совсем уж непредсказуемая, то поговорим сначала о ряде неточностей в Вашей реплике:

  • у Катаева не было патента на этот прибор, а было авторское свидетельство на "устройство для передачи движущихся изображений": он служил в государственном институте и дела патентования должны были решаться государством, но патент почему-то оформлен не был;
  • у Катаева в авторской заявке и не могло быть слова "иконоскоп", поскольку такой прибор позже именно Зворыкин назовет "иконоскопом";
  • среди 80 изобретений Зворыкина в области телевидения, насколько известно из литературы, вообще нет патента с описанием характерных признаков иконоскопа: специалисты полагают, что ему формально помешали патенты других изобретателей (Фарнсуорта, Тиханьи и др.), а также публикации Катаева;
  • нет никакого сомнения в приоритете Константинова на принцип накопления - у меня ведь речь шла только о сочетании в одном приборе Катаева нескольких известных принципов, но вкупе придающих ему новые свойства;
  • меня так же, как и Вас, огорчает, что Ваш земляк Б.П. Грабовский по многим причинам не смог довести свои работы 1925 - 1928 года по "радиотелефоту" до бесспорного успеха. Как уже писалось в нашем журнале, в 1963 году в Минсвязи СССР была создана авторитетная комиссия с целью обосновать идею о праздновании "35-летнего юбилея советского электронного телевидения" на основе работ Грабовского. Сам Грабовский, как я слышал, был болен и не смог приехать, но с ним встречались члены комиссии. Комиссия тогда вынесла разочаровавшее руководство Минсвязи заключение: "Работоспособность радиотелефота не доказана ни документами, ни показаниями непосредственных свидетелей. Все дальнейшие попытки повторить его опыты были безуспешными".

Мне неизвестны источники, по которым Вы ищете неточности в моем ответе, но самое верное в этом слегка схоластическом споре - ориентироваться на классиков. Поэтому всячески рекомендую книгу В.А. Урвалова "Очерки истории телевидения" (М., "Наука", 1990). Лучшей книги по этой теме на русском языке нет. (Помните, у Омара Хайяма: "Ты лучше голодай, чем что попало ешь!")

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2007
Посещений: 13714

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций