В рубрику "Журналистские комплекты (мобильное оборудование)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Михаил Сергеев
Старший научный сотрудник
Санкт-Петербургского университета
телекоммуникаций
им. М.А. Бонч-Бруевича
С формальной точки зрения радиостанция — это СМИ, то есть средство массовой информации. Однако большинство российских радиостанций построено по американскому музыкально-развлекательному шаблону, а радиожурналистика почему-то оказалась задвинутой в дальний угол. Причины этого понятны: перемежать музыкальные композиции чтением текстов с новостных сайтов неизмеримо проще, чем создавать репортажи или вести трансляции с места событий. Надеюсь, время расставит все по местам и журналистика займет подобающее место в радиоэфире
Чтобы репортаж состоялся, нужно проделать немногое: превратить звук в электрический сигнал и доставить его в радиостудию. Основными компонентами радиожурналистского комплекса являются:
Микрофон
Согласно словарю, микрофон — устройство, преобразующее акустический сигнал в электрический. Микрофон — основной элемент журналистского комплекта, поэтому обойти его вниманием нельзя.
Одно из самых важных свойств репортерского микрофона — прочность, устойчивость к механическим и другим воздействиям. Этому устройству предстоит трудная жизнь: и жара, и холод, и неизбежные падения.
Различают микрофоны по принципу действия. В динамическом микрофоне связанная с приемной мембраной катушка движется в магнитном поле. Чем больше скорость движения катушки, тем выше электродвижущая сила на ее выводах. В конденсаторном и электретном микрофоне имеются изгибающаяся под действием акустического сигнала тончайшая мембрана и неподвижный электрод. Изменение емкости конденсатора, образованного этими элементами конструкции, позволяет получить электрический аналог акустического сигнала.
Для журналиста принцип действия микрофона по большому счету значения не имеет, однако он влияет на другие свойства этого прибора. Так, практически во всех конденсаторных и электретных микрофонах имеется встроенный усилитель, и их чувствительность оказывается довольно большой: напряжение на выходе этих устройств составляет десятки милливольт. Встроенному усилителю требуется питание — это накладывает определенные эксплуатационные ограничения. Динамические микрофоны имеют в десятки раз меньшую чувствительность, и напряжение не превышает единиц милливольт, зато не требуется питание.
Следует понимать, что чувствительность микрофона практически не влияет на его способность воспринимать сигналы от слабых или удаленных источников звука: усилить электрический сигнал несложно. Гораздо важнее в этом случае характеристика его направленности.
Микрофон с круговой диаграммой "соберет" все звуки из окружающего пространства, а полезный сигнал может просто утонуть в помехах.
Остронаправленный микрофон (так называемая "пушка") принимает только сигналы, приходящие из узкого сектора. Это свойство микрофона позволяет выделить нужный сигнал из помех, но заставляет оператора водить "пушкой" вслед за источником этого сигнала.
Промежуточную ступень занимают кардиоидные и суперкардиоидные микрофоны.
Некоторые модели имеют переключатель направленности; классический набор включает в себя "восьмерку", кардиоиду и круговую диаграмму — можно оперативно выбрать подходящую.
Но не только диаграмма направленности определяет пространственные возможности микрофона. Если микрофон является приемником градиента давления, то сигналы удаленных источников оказываются ослабленными, что может пригодиться при записи в шумном помещении или на улице. Приемник давления преобразует сигнал практически независимо от расстояния до его источника — это помогает передать акустическую атмосферу места записи.
Для работы с речью минимальный диапазон частот не должен быть 'уже, чем 300-3000 Гц. Данному условию удовлетворяют практически все модели микрофонов. Диапазон от 100 до 5000 Гц принято считать оптимальным для речевых программ, дальнейшее его расширение может привести к ухудшению качества звука, так как будет больше помех.
Собственные шумы микрофона при внестудийной работе обычно оказываются существенно ниже шумов окружающего пространства и на качество записи не влияют. Гораздо важнее в этом смысле оказываются ветрозащитные колпаки и другие аксессуары, которым непременно следует уделить внимание при подготовке репортерского комплекта микрофонов. В частности, речь идет о подставке с виброизолирующим подвесом.
Универсальность всегда имеет отрицательные стороны, поэтому промышленностью выпускаются специализированные микрофоны для разных условий работы. Хорошо, если в запасе у репортера имеется следующий комплект:
Естественно, необходимы также штативы или стойки, кабели для подключения и — подчеркну особо — накладка с логотипом компании. Безусловно, нужен и кофр для хранения и транспортировки репортерского "инструмента".
Запись
В большинстве случаев на месте события производится аудиозапись. Кассетный диктофон со встроенным микрофоном хорош в том случае, когда эта запись не пойдет дальше стенографистки. Заслуженной популярностью еще пользуются кассетные магнитофоны, к которым можно подключить подходящий внешний микрофон.
Классический репортерский катушечный магнитофон Nagra 4.2 — плод трудов Kudelski Group Company — гораздо лучше кассетного, но и он постепенно сходит со сцены, уступая место цифровым устройствам.
В свое время в руках репортеров часто можно было встретить качественный и удобный цифровой мини-дисковый рекордер, основной недостаток которого напрямую связан с принципом действия этого устройства: надежность магнитооптической системы записи зависит от механики, которая имеет неприятное свойство иногда отказывать в работе.
Появление твердотельных накопителей большого объема (сотни и тысячи мегабайт) вдохнуло новую жизнь в цифровые устройства записи звуковых сигналов. Именно такая техника сегодня представляется самой подходящей для репортерской работы.
Ассортимент цифровых рекордеров широк. Практически все они работают с компрессией аудиоданных - это увеличивает время записи на карту памяти.
При выборе диктофона нужно обращать внимание не только на продолжительность записи. Некоторые устройства обеспечивают качество, достаточное лишь для последующей расшифровки стенограммы, но не более того. Давать такой сигнал в эфир можно только в крайнем случае: чтобы понять сказанное, слушателю придется напрячься, да и узнать говорящего по голосу будет затруднительно.
В рекордерах более высокого класса предусмотрена возможность выбора режима компрессии, скорости потока и частоты дискретизации.
Таким образом, если запись планируется выдавать в эфир, то определяющим фактором при выборе диктофона должно стать качество записанного материала. Если же запись ведется просто для сохранения информации, то можно пренебречь качеством в пользу продолжительности записи.
Рекордер топ-класса необходим в том случае, если требуется сделать на выезде полноценную запись с высоким качеством, например, на концерте.
При выборе рекордера обратите внимание на поддерживаемые форматы компрессии и частоты дискретизации: именно они наряду с чувствительностью входа определяют возможности аппарата. Такие параметры, как диапазон частот, уровень шумов и коэффициент гармоник, по традиции приводят в описаниях, но их связь с качеством звука неочевидна.
Удобно, если рекордер имеет вход, рассчитанный на подключение микрофона, — в противном случае придется носить с собой пульт или дополнительный усилитель. И в любом случае нужно заранее позаботиться о питании для рекордера и картах памяти. Статистика показывает, что батарейки садятся и карта переполняется в самый неподходящий момент.
Подготовка к эфиру
В рекордерах обычно имеются средства для простейшего редактирования записи, в то время как подготовка к эфиру требует большего. Естественное решение этой задачи — использование компьютера. Даже средненький по современным меркам ноутбук позволяет по пути в студию или прямо на месте сделать с фонограммой все необходимое, а уж современные настольные модели РС — тем более.
Очень удобно, если рекордер позволяет работать с фонограммой как с файлом и имеет подходящий интерфейс для соединения с компьютером (например, USB или 1394). В противном случае даже при наличии цифрового выхода (оптический Toslink или электрический SPDIF) фонограмму можно копировать только в реальном времени.
При подготовке фонограммы к эфиру из нее удаляется все лишнее. В эпоху катушечных магнитофонов ленту можно было только резать и клеить, и по отсутствию щелчков судили о мастерстве исполнителя. Современные компьютерные средства обработки сигналов позволяют многое: смонтировать фонограмму, подавить шумы и помехи, создать разные звуковые эффекты. Но нельзя забывать и эстетическую сторону, именно она подчас важнее технических параметров записи и щелчков.
Доставка
Итак, репортаж готов, осталось доставить его на радиостанцию. Если время терпит, то можно просто принести фонограмму в студию.
Современные технологии позволяют ускорить этот процесс: например, можно переслать звуковой файл по электронной почте. Имея под рукой ноутбук, мобильный телефон и оператора связи, поддерживающего GPRS, это можно сделать, не сходя с места. И Wi-Fi-доступ уже не кажется чем-то экзотическим.
Для организации прямой трансляции можно использовать телефонную связь. Телефонный гибрид1 в студии в этом случае должен быть наилучшим, ведь искажения сигнала в канале велики и запаса качества нет. Естественно, и на передающей стороне должно быть устройство, позволяющее подать сигнал в телефонную сеть, — это тоже телефонный гибрид.
Ресурсы телефонной сети позволяют доставить сигнал гораздо более высокого качества, чем то, которое обеспечивает обычный телефон. Для проводной сети предназначена технология ADSL. По организованному на телефонной паре ADSL-каналу со скоростью 128 кбит/с речевой сигнал пройдет без потерь. Если доступна большая скорость, то и стерео-трансляция становится реальностью.
Ресурсы мобильного доступа GPRS пока не столь велики, но доставить речевой сигнал эфирного качества с его помощью вполне возможно.
Доставка фонограммы или прямая трансляция на основе новейших цифровых технологий связи требуют наличия соответствующего оборудования и умения им пользоваться, так что настала пора включить в учебные программы радиожурналистов технологию современных телекоммуникаций.
Если позволяет бюджет, то следует обратить внимание на мобильные радиорелейные станции; потенциал этого оборудования вполне соразмерен его цене.
Что выбрать?
Технические службы на радиостанции играют вспомогательную роль: они решают вопросы, поставленные программным отделом или отделом новостей. Подготовка оборудования для радиожурналистов начинается с определения целей и задач. Если, например, важна оперативность, то акцент следует сделать на средствах быстрой подготовки к эфиру и доставки фонограмм, даже если скорость отразится на качестве звука. Для решения других задач может потребоваться другое оборудование.
В большой репортажный комплект войдет набор микрофонов с аксессуарами (чехлы или кейсы, провода, стойки, ветрозащита), небольшой пультик, мобильный телефонный гибрид. Очень полезен ноутбук, поддерживающий Wi-Fi и Ethernet, имеющий телефонный модем и звуковую карту. Не повредит и пара комплектов аккумуляторов к нему. Мобильных телефонов придется взять несколько: GSM900/1800/1900, D-AMPS, а в особых случаях - еще и спутниковый. Кроме того, в упомянутый комплект войдут головные телефоны, цифровой рекордер и карт-ридер.
Минимальный набор, с которым можно сделать репортаж или записать интервью — это обычный диктофон. Промежуточные варианты подчинены логике конкретных обстоятельств.
Главное требование к репортерской аппаратуре — надежность и стабильность. Все-таки жизнь — это не студия, где запись можно пару раз повторить, и не концертный зал — саунд-чека не будет.
Не забывайте только, что репортерская техника — не только железо, но и важная составляющая имиджа радиостанции. Скрипящий кассетный диктофон в руках журналиста не лучше стоптанных ботинок на его ногах. Тут уж и голова не поможет.
Опубликовано: -2005
Посещений: 10684
Автор
| |||
В рубрику "Журналистские комплекты (мобильное оборудование)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций