Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Плюс немного удачи

В рубрику "Журналистские комплекты (мобильное оборудование)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Плюс немного удачи


Алексей Сакирко
Главный инженер радиостанций "Наше радио" и Best FM

При выборе аппаратуры каждый пользователь вправе следовать своему собственному сценарию. В сложившейся на Западе системе предпочтений в области технического оснащения радиостанций на первом месте стоит так называемый Brand Name, на втором всегда оказывается вопрос сервисного обслуживания (эксплуатационные расходы), на третьем — комплекс предоставляемых услуг. Цена изделия рассматривается лишь после анализа перечисленных параметров

Практика показывает, что некоторые деятели отечественного радиобизнеса руководствуются мировым опытом с точностью до наоборот. То есть, как правило, во главу угла ставится стартовая цена оборудования, а эксплуатационные расходы (составляющие с учетом срока службы такой аппаратуры львиную долю затрат), надежность, соответствие требованиям и функциональные свойства оборудования в расчет не принимаются вовсе.

Сказанное в полной мере относится и к системе комплектации информационных служб.

И была лента магнитная...

Давно прошли те времена, когда основными инструментами радиожурналиста были карандаш и блокнот. Сегодня фирмы-производители предлагают целый арсенал технических средств для экипировки репортера. Главный атрибут журналистского снаряжения и, во многом, имиджа — рекордер для записи и воспроизведения звука. Как известно, вначале была магнитная лента. Затем ее сменила кассета, а в конце прошлого века на помощь аналоговой записи пришла цифровая. Появились DAT, мини-диски, флэш-карты. Но, как и прежде, главным в профессиональной репортерской технике остается студийное качество, автономность, компактность и, конечно, высокая надежность — ведь журналисту нередко приходится работать в экстремальных условиях. Известный шведский репортер Эрик Фихтелиус в своей книге "Десять заповедей журналистики" пишет: "Не ищите легких путей. И в дождь, и в холод радиожурналист должен выходить на задания, покидая тепло и уют редакции, иначе его работа превратится лишь в запись студийных материалов и интервью по телефону". Соответственно и безотказность техники должна по крайней мере соответствовать выносливости человеческого организма.

Точное попадание

Еще одна важная особенность репортерского оборудования - простота обслуживания. Сегодняшний радиорепортер - техник и звукооператор в одном лице, что требует от него умения вести запись, делать монтаж, а в случае необходимости и наладить аппаратуру.

Именно благодаря простоте и надежности для внестудийной работы до сих пор используются аналоговые кассетные магнитофоны, доведенные фирмами-производителями практически до совершенства. Долгожительству морально устаревшей техники в немалой степени способствует и присущая большинству журналистов здоровая консервативность. Кстати, и некоторые ньюсмейкеры гораздо привычней чувствуют себя в окружении серьезной (по крайней мере, внешне) аппаратуры.

Вот что рассказал один из моих коллег — сотрудник информационной службы, часто выполняющий выездные задания. "По-моему, цифровой рекордер не всегда воспринимается серьезно теми, кого я интервьюирую. Ведь я представляюсь корреспондентом радио, а не газеты. "Газетчики" могут пользоваться карманными диктофонами. А корреспонденты радио — нет. Честно говоря, в руках с микрофоном, подключенным к записывающему устройству, я ощущаю какой-то особый трепет собеседников. Мне кажется, что микрофон сам по себе - вещь в некоторой степени статусная (речь не о "петличке", а именно о микрофоне, который надо держать в руках). Показательный случай со мной произошел тогда, когда миниатюрный рекордер один из музыкантов, у которого я брал интервью, назвал пультом от кондиционера".

За разумный выбор

Итак, какой аппаратурой чаще всего пользуется современный радиожурналист?

На некоторых радиостанциях еще жив кассетный магнитофон, по-прежнему в чести профессиональные репортерские DAT и мини-дисковые аппараты. Давно сломались бытовые мини-дисковые рекордеры, привлекавшие когда-то своей ценой и сносным качеством записи. К сожалению, достаточно уронить такой рекордер, чтобы убедиться в нецелесообразности ремонта. Цена и потребительские качества ставших сегодня многочисленными устройств записи и воспроизведения (с картами памяти в специальном репортерском исполнении) сделали их, на мой взгляд, наиболее разумным выбором современного радиожурналиста.

О достоинствах и недостатках каждого из перечисленных форматов было много сказано, в том числе и на страницах данного каталога. Остановлюсь лишь на некоторых, не столь очевидных преимуществах цифровых рекордеров, в которых используются карты памяти.

На что способны профи

Отсутствие каких-либо движущих частей у современного репортерского аппарата позволяет вполне успешно пользоваться встроенными микрофонами без опасения записать шумы механизма, хотя, конечно, внешний микрофон по ряду причин предпочтительней. Нужно ли говорить, что и корпус настоящего "профессионала" должен быть не только прочным, но и бесшумным. Меньшее потребление энергии позволяет использовать более компактные аккумуляторы.

Гибкость формата записи дает возможность оператору самому выбирать соотношение между качеством и объемом записи в зависимости от конкретной задачи. Полная совместимость с компьютерной техникой упрощает путь записанного материала в эфир.

Независимо от типа носителя профессиональные аппараты, как правило, обладают набором дополнительных функций, облегчающих работу репортера. Широкие коммутационные возможности позволяют подключиться практически к любому источнику сигнала и осуществить быстрый перегон записанного материала; наличие фантомного питания на микрофонном входе снимает ограничение по видам применяемых микрофонов. Встроенные монтажные функции помогают оперативно получать готовый репортаж, а лимитер и автоматическая регулировка усиления — избежать ошибок при записи в сложных условиях.

Благодаря цифровому буферу в некоторых диктофонах реализована функция сохранения звука за несколько секунд до нажатия кнопки record. К весьма полезным опциям я бы отнес наличие встроенного динамика, подсветку дисплея и кнопок, а также защиту органов управления от случайного нажатия. Дружественный интерфейс аппарата позволяет вовремя известить пользователя о том, что запас энергии аккумуляторной батареи на исходе, а забывчивому пользователю напомнит о необходимости выключить питание. Приятная мелочь — возможность оперативно заменить "севший" аккумулятор батарейками из ближайшего супермаркета. Обязательным для профи является наличие ручной регулировки уровня записи и внятная индикация.

О "собаках", "удочках" и прочем

Теперь о микрофоне. Это, как правило, динамический прибор с кардиоидной или круговой диаграммой направленности, хорошо защищенный от воздействия климатических факторов, короче — "репортерский". Обычно так называют все микрофоны с удлиненными корпусами-ручками. И это действительно удобно, хотя на первое место я бы поставил прочность конструкции, всепогодность и способность "держать удар". Для работы в полевых условиях понадобится хорошая ветрозащита. В данном случае речь идет не о поролоне, который обычно входит в комплект. Если вы уже выбрали микрофон, то не спешите покупать ветрозащиту той же фирмы. Соответствующие изделия разных фирм взаимозаменяемы при некоторых доработках, но по качеству отличаются разительно. Конечно, недостатки можно исправить с помощью так называемой "собаки" (меха), но за нее придется выложить дополнительную сумму. В то же время существуют приспособления, которые могут даже без меха выдержать сильнейший ветер.

Совсем другие требования к оснастке микрофона при записи пресс-конференций. Надежная и устойчивая подставка не должна в сложенном состоянии обременять репортера своей тяжестью и размерами, в то же время в рабочем положении ей положено эффективно подавлять вибрации. Необходим также длинный и прочный шнур. Исполнение микрофонного шнура должно быть таким, чтобы поговорка об электронике и контактах вспоминалась как можно реже. Именно поэтому важно обратить особое внимание на выбор типа кабеля и разъемов — от их качества порой зависит не только уровень записанного материала, но и его наличие.

Аппаратура с характером?

Вообще, у радиожурналистов отношение к оборудованию — рекордерам и микрофонам — доходит до степени близкой дружбы (или, наоборот, вражды). Казалось бы, обычное средство производства, но, помучившись разок-другой с проводами, наводками, контактами и обнаружив вместо записи драгоценного интервью только белый шум, начинаешь подозревать в электронных устройствах наличие если не души, то характера, и особенно ценить стабильность оборудования.

Какие еще аксессуары могут быть полезны при создании репортажей?

Значительно улучшить качество записываемого материала иногда помогает микрофонная удочка. Требования, предъявляемые к ней, ничем не отличаются от требований к удочке для ловли рыбы: прочность, легкость, компактность в сложенном состоянии и надежность крепления (в данном случае микрофона).

Не потеряться в толпе репортеров поможет кубик/треугольник/шарик с логотипом вашей радиостанции, надетый на ручку микрофона. "По совместительству" он будет служить еще и бесплатной рекламой конкретного СМИ.

Отнюдь не лишней будет специальная репортерская сумка, в которую войдут и магнитофон, и микрофон, и пара бутербродов. Опытным путем установлено, что дамская сумочка — далеко не самое лучшее место для хранения журналистского снаряжения. Уважающие себя фирмы-производители оборудования за дополнительное (и весьма немалое) вознаграждение поставят надежный кофр или сумку под конкретный аппарат и аксессуары.

Когда сказано последнее слово...

Пресс-конференция завершена, репортаж записан, интервью взято — что дальше?

Конечно, самое логичное решение — приехать в редакцию и спокойно переписать материал в монтажный компьютер. Однако слово "спокойно" — не из лексики репортера. Да и находиться журналист может за сотни верст от родной радиостанции. Здесь на помощь приходят современные технологии передачи данных от компактных высокоскоростных спутниковых модемов до обычных мобильников. Хотя до сих пор в российской глубинке наряду с лампочкой Ильича наивысшим достижением цивилизации остается проводной телефон. И если радиорепортер по каким-то (обычно финансовым) мотивам не имеет спутникового телефона, а сеть GSM по тем же причинам сюда еще не дошла, есть повод вспомнить о существовании портативных телефонных гибридов.

Это устройства, обеспечивающие наиболее качественную коммутацию радиовещательного и репортерского оборудования с телефонной линией. Тем более что, подобно шампуням, существуют аппараты "два в одном" и даже "три в одном", совмещающие — несмотря на компактный размер и автономное питание — рекордер, микшер, монтажную станцию и телефонный гибрид. К этому набору остается добавить лишь микрофон, наушники и... чашечку кофе. А также немного удачи: наличие проводов еще не означает наличие надежной связи...

Если же вы остаетесь в цепких объятиях цивилизации, то с функцией передачи данных легко справятся современные коммуникаторы — мобильные телефоны со встроенным компьютером или компьютеры со встроенным GSM-модемом — классовая принадлежность определяется размерами аппарата. Хотя и в этом случае могут возникнуть определенные сложности. Дело в том, что технология GPRS, посредством которой осуществляется связь устройства со Всемирной паутиной, основана на пакетной передачи данных в перерывах между передачей голоса. А как работают мобильные телефоны в местах массового скопления людей (ведь именно в таких условиях чаще всего приходится действовать журналисту), наверное, знает каждый, кто хоть раз побывал на футбольном матче или, например, на фестивале "Нашествие".

Ну а если репортаж доведется передавать из старушки Европы, то уверяю, найти населенный пункт без Интернет-кафе там будет несколько сложнее, чем, скажем, сеть GSM в море Лаптевых.

Без проводов

Отдельная тема — точка беспроводного доступа. Так называемые "точки доступа" — это возможность работать и играть на ПК, не будучи "привязанным" к определенному месту. Такие точки, предоставляющие услуги доступа к беспроводным сетям (бесплатно или в соответствии с определенным тарифом), расположены в самых разных общественных местах: в кафетериях, на автозаправочных станциях, залах ожидания аэропортов и конференц-залах. Уже сегодня по всему миру функционируют десятки тысяч точек беспроводного доступа и ежедневно появляются все новые.

Чтобы подключиться к беспроводной сети через общественную точку доступа, ваш мобильный ПК должен иметь Wi-Fi-устройство, с помощью которого можно легко соединяться с другими Wi-Fi-устройствами. Ноутбуки с поддержкой Wi-Fi позволяют отправлять и получать данные в пределах радиуса действия базовой станции беспроводной сети. Сейчас в центре Москвы найти и воспользоваться таким хот-спотом для передачи репортажа не составит труда.

В этом обзоре не было упомянуто еще об одном приборе, который может принести немалую пользу журналистике в целом. Речь идет о портативном полиграфе (детекторе лжи). Но это уже тема отдельной статьи.

Опубликовано: -2005
Посещений: 12551

  Автор

Алексей Сакирко

Алексей Сакирко

Главный инженер радиостанций "Наше радио" и Best FM

Всего статей:  3

В рубрику "Журналистские комплекты (мобильное оборудование)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций