В рубрику "Кинопроизводство" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Дмитрий Богданов, эксперт
Еще год назад в рамках производства в формате High Definition происходило формирование технологических цепочек производства и критериев спроса на оборудование. Конечно, этот процесс пока не завершен, но наметились совершенно четкие тенденции, сами по себе говорящие о том, что потребитель может сформулировать, что ему нужно, а производитель в состоянии это ему предложить
Процесс формирования технологических цепочек производства и критериев спроса столь стремителен, что, кажется, превосходит самые смелые ожидания. В связи с этим довольно тоскливо выглядит ситуация, когда основные ожидания отечественного телевизионного сообщества связаны исключительно с внедрением цифрового телевизионного вещания. Анализ рынка производственного оборудования в нынешнем 2006 г. позволяет предположить, что к 2015 г. HD-вещание станет обыденным везде... А в России?
HD-вещание: ситуация и перспективы
Рискну высказать мнение, что начало вещания в High Definition является естественным шагом внутреннего развития и завоевания рынка для любой динамично развивающейся телекомпании России.
Ввиду неразвитости инфраструктуры потребления HD-программ данный проект практически невозможно реализовать вне системы холдинга, где основное вещание (и производство) осуществляется в формате SD. Как справедливо отмечают западные аналитики, будущее HD-вещания напрямую зависит от зрительской аудитории. Таково будущее. А настоящее?
На естественный вопрос "Зачем вообще это надо?" ответом сегодня может стать стремление соответствовать требованиям времени или вектору общемировых тенденций (что само по себе то же самое, только в развитии) и, конечно, завоевание рынка, тех его ниш, которые лишь недавно возникли и пока пустуют.
Поддержка этого проекта должна прийти, на мой взгляд, с неожиданной стороны, а именно от общемировых и, в частности, европейских процессов по внедрению HD-вещания. Я хочу сказать, что, несмотря на определенную изолированность российского телевещательного рынка от Западной Европы, существует критическая масса, состоящая из:
Эти группы переориентированы на принципиально иной уровень качества; данная критическая масса будет нарастать все быстрее. При этом вопрос открытия HD-вещания — не столько вопрос времени, сколько того, кто первый на это решится.
В отличие от простого перехода на цифровое вещание, которое предусматривает широкий охват аудитории, вещание в HD, видимо, должно подразумевать принципиальную возможность приема программ. Аудитория — это владельцы терминалов класса HD Ready. Трудно представить, чтобы они не стремились реализовать возможности своих устройств.
А объем продаж будет только нарастать. Уже в 2007 г. ситуацию может просто взорвать массовый выпуск Голливудом фильмов на дисках HD-DVD. Также после Нового года появятся в продаже HD-DVD-приводы, а видеокамеры HDV уже сегодня можно найти в любом магазине по вполне приемлемым ценам.
Вопрос наполнения
Не секрет, что Кубок мира по футболу 2006 г. впервые снимался и транслировался в формате HD; для SD-вещате-лей - только через конвертацию из HD. Нет сомнения в том, что ближайшие Олимпийские игры и другие соревнования по наиболее популярным видам спорта будут следовать этой тенденции, так же как и организация трансляций наиболее зрелищных и важных мероприятий по всему миру. Практически все сериалы уже несколько лет снимаются в формате HD. Кроме того, этот формат наиболее подходит для трансляции кинофильмов, организации эксклюзивных показов фестивальной продукции, особенно в условиях естественной ограниченности аудитории и условного доступа. И все это, помимо собственно производства, позволяет говорить о том, что наполнение есть и будет.
Технология преемственности и совместимости
Нет сомнения в том, что вещание в HD, будучи в начале опытным, скоро перейдет в номинальный режим и станет конкурентом массовому цифровому SD-вещанию (тому, чье внедрение планируется завершить к 2015 г.). Стремящиеся к зрелищности и динамично развивающиеся вещатели будут переходить к HD или осуществлять параллельное вещание. Это те, кто в первую очередь ориентируется на развлечения, кино, спорт; в последнюю очередь — новости. То есть, не всё и не сразу. Отсюда еще одно требование к технологическому развитию HD-вещания - оно должно развиваться параллельно технологии SD-вещания.
Вот основные принципы организации производственной и вещательной базы:
HD-производство
В последние годы возобладала, наконец, тенденция, в соответствии с которой производство контента и вещание не уживаются под одной крышей. Подобное явление, менее характерное для частной телекомпании, имеет вполне понятные экономические предпосылки. Дело здесь не столько в том, что собственное производство стало невыгодно, сколько в том, что заказное стало выгодно более.
В связи с этим возникло множество больших и малых компаний, работающих не только на рынке производства телевизионного контента, но и производства кино для телевидения и даже кино для кино. Действительно, уже нынешний уровень техники формата HD позволяет создавать продукцию, достойную кинопроката в так называемом HD resolution. А на очереди, возможно, и совершенно потрясающее качество Ultra High Definition с разрешением 8K, впервые представленное на выставке IB С 2006.
Поэтому естественным можно считать стремление производителей медиаиндустрии не только освоить прибыльный и широкий рынок телевидения, но и выйти на уровень кино, а также и совместить это все в одном производственном процессе. Материалы, предназначенные для кинопроката, телевидения и DVD, должны отвечать различным требованиям, но в процессе цифровой обработки многое может быть приведено в соответствие. Основной проблемой, на мой взгляд, остается человеческий фактор. Но об этом будет сказано ниже. А пока я бы хотел остановиться на возможности организации многоуровневого производства в рамках одной студии или компании.
Несколько лет назад, находясь на экскурсии в одной из производящих студий Лондона, я отметил важную технологическую особенность. Несмотря на широкий диапазон выходной продукции (от фильмов и рекламы до музыкальных клипов), весь материал, даже снятый на DVC, проходил обработку в High Definition. Результатом такой работы было превосходное качество по сравнению с полным производственным циклом в SD. Естественно, что в полном HD-производстве соблюдение технологии прохождения материала становится многократно важнее.
Поэтому, планируя универсальное медиапроизводство, следует уделить внимание не только тщательному подбору техники, но и грамотному построению технологического цикла (см. рисунок).
Невозможно переоценить этап так называемого пре-продакшн (pre-production). Сотрудничество производителя и заказчика на этапе планирования позволяет выбрать наилучший технический способ воплощения творческого замысла и в конечном счете добиться превосходного качества при минимальных затратах. Подробная совместная проработка всех деталей сэкономит не только деньги, но и время и нервы. Этот этап специфический, его итогом и должна быть согласованная технология. На бумаге, разумеется.
Этап оцифровки материала — это преобразование исходного материала, независимо от формата, в универсальную цифровую форму. Аппаратная телекино отныне стала цифровой, любой формат: SD или HD — все переводится в Data Files, что позволяет сохранять исходное качество материала. Кроме того, это дополнительная возможность не ограничивать творческий потенциал выбором формата. В дальнейшем мастер может быть получен в необходимом формате (Film, HD, SD, DVD) при сохранении максимального качества. Разумеется, необходима цветокоррекция для видео и данных с телекино. Принципы оцифровки и дальнейшей обработки данных связаны между собой, будь то HD resolution или 2K, 4K.
Третий этап — цифровой постпро-дакшн. Цифровой кинопост-продакшн технически сложен и требует самых современных инструментов производства для работы в 2K и 4K. HD resolution не столь бескомпромиссно, но позволяет работать в реальном времени и получить на выходе любой формат, хотя, в случае с кинопленкой, и не самого бескомпромиссного качества. Кроме того, работа в HD позволяет контролировать производственный процесс в цифровом кинозале на любом этапе.
Четвертый этап — цифровой мастеринг. На сегодняшний день печать на кинопленку остается наиболее эффективным способом архивирования, возобновления материала, хотя этот способ имеет один существенный недостаток — такой материал плохо поддается каталогизации. Но архивирование материала — отдельная большая тема. Все более актуальным становится способ архивирования Data Files. Цифровой мастер в дальнейшем может быть переведен на видео, DVD или любой необходимый формат.
Это лишь основные этапы универсального подхода к медиапроизводству. Технология же сильно зависит от поставленных задач, но в любом случае очень важно, что основной производственной средой становится High Definition. В конце концов, тенденция такова, что стоимость производства в HD становится не просто сопоставимой, но и близкой к стоимости производства в SD. И это тоже причина для того, чтобы задуматься об HD-вещании.
Стагнация или затишье?
Самой большой проблемой после выделения телевизионного производства из вещательной компании стало соответствие входящей продукции требованиям ОТК. Для приведения ее в соответствие с техническими параметрами и требованиями телевизионного эфира практически везде создаются специальные производственные мощности. И если это происходит в условиях, когда четкость и соответственно качество картинки остается достаточно условным, а внедрение стереозвука становится ощутимой проблемой, то несложно представить, насколько возрастут сложности при работе с HD и звуком 5.1, который, скорее всего, станет стандартом HD-вещания.
Видимо, необходимо переосмыслить весь производственный процесс при переходе к HD. Отношение к качеству картинки, технологии прохождения материала, тщательный подбор оборудования, выработка технологии работы со светом и звуком (5.1) требуют такого уровня подготовки кадров и общей культуры производства, к которым мы пока не готовы. Необходимо поднять статус специалистов, на которых держится технология, ведь от ее соблюдения во многом зависит успех дела.
В последнее время мне не раз приходилось слышать об определенной стагнации на рынке оборудования. Мол, все уже купили всё, что хотели. Развиваться некуда. По оценкам экспертов, в ближайшие годы в мире будет потрачено около 2,8 миллиардов долларов только на оборудование для производства контента в High Definition. Будем ли мы принимать участие в освоении этих средств... или в ближайшие 10 лет эта задача перед нами не стоит?
Опубликовано: Каталог "Оборудование для телевизионного производства"-2007
Посещений: 14566
Автор
| |||
В рубрику "Кинопроизводство" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций