В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В данной статье содержится обзор прошлого телесезона на крупнейших зарубежных рынках с точки зрения новых форматов и тенденций программирования. В качестве основных источников данных использованы результаты двух исследований французской компании Mediametrie:
- Исследование New On The Air (NOTA), или “Новое в телевизионном эфире". В рамках этого проекта ежегодно отслеживается более 2500 телевизионных новинок, показанных на крупнейших телеканалах в 11 странах: в Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Италии, Польше, США, Франции, Швеции, Японии;
- Исследование One TV Year in the World, или “Один год в мире телевидения". Исследование представляет собой сравнительный анализ основных показателей телесмотрения и зрительских предпочтений более чем в 80 странах мира, где ведутся регулярные измерения телеаудитории. В частности, для данного исследования были использованы национальные телевизионные топ-листы - это списки самых высокорейтинговых телепередач за год (по 10 программ для каждой страны).
Осенние месяцы - это традиционное начало нового телевизионного сезона, когда практически каждый телеканал старается удивить своих зрителей самыми новыми, самими интересными программами, способными привлечь их внимание и принести желанные пункты рейтинга. С каждым сезоном сделать это становится все сложнее. Телеканалов становится больше, особенно с учетом быстрого распространения платного телевидения. Современный зритель уже привык к разнообразию контента, избалован возможностями выбора, ведь за него сражаются уже сотни телеканалов, радиостанций и печатных изданий, тысячи сайтов. На сегодняшний день зрителю требуется не более нескольких минут для того, чтобы пролистать весь пакет телеканалов, со вздохом произнести “Опять нечего смотреть!” и уйти в социальные сети Интернета.
В борьбе за зрителя телеканалы используют различные приемы и один из наиболее эффективных - покупка успешных зарубежных форматов (например, телесериалов) или лицензий на производство адаптированных сериалов, шоу, игр и пр. Это гарантирует телеканалам и продакшн-компаниям многочисленные выгоды и преимущества. Прежде всего, снижение затрат на разработку и развитие формата (эти расходы уже были оплачены кем-то другим) и снижение рисков. Формат, популярный в других странах, позволяет прогнозировать его успех у определенной аудитории, а также является дополнительным аргументом, позволяющим убеждать рекламодателей и инвесторов, готовых потратить деньги на новое шоу. Поэтому успешные телеформаты кочуют по миру, адаптируясь к национальным особенностям различных стран. В этой связи интересно проанализировать, какие новые форматы появились на зарубежных телеканалах в прошлом сезоне. Ведь не исключено, что вскоре они появятся и на наших телеэкранах.
В начале прошлого телесезона (осенью 2009 года) в эфире крупнейших телеканалов 11 рассматриваемых нами стран мира вышло более 600 новых программ различных жанров1. Лидером по числу премьер стала Великобритания - 115 новых программ (рис. 1). Своей лидирующей позицией Великобритания во многом обязана компании ВВС, общественной вещательной корпорации, являющейся одним из мировых лидеров в производстве программного контента, который пользуется популярностью и за пределами Англии. В общей сложности на долю ВВС пришлось 45 премьер, которые были показаны на крупнейших телеканалах Великобритании, Франции, Швеции и Австралии осенью 2009 года. К числу других крупных производителей телеконтента относятся американские телевизионные сети CBS, NBC, ABC, Fox (каждая из них произвела от 12 до 20 премьер), а также американская студия Warner (17 премьер)и европейские производители Endemol (14 премьер) и Fremantle (6 премьер).
На рис. 1 представлена структура телевизионных премьер по их жанровой принадлежности. Довольно неожиданно, что в большинстве стран не развлекательные программы и даже не телесериалы, а документальные форматы составили значительную часть массива премьер. Это характерно прежде всего для таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, и ряда других стран Северной континентальной Европы. Здесь доля развлекательного жанра незначительна, и только благодаря большому числу документальных телеформатов эти страны лидируют и по общему числу теле премьер. Очевидно, такое соотношение связано с наличием сильных общественных телеканалов, которым на законодательном уровне предписано поддерживать определенную долю информационных, образовательных и просветительских программ в эфире. Стоит отметить, что количество таких программ, созданных независимыми производителями, сравнительно невелико, так как последние ориентированы в первую очередь на коммерческий контент, развлекательные жанры и телесериалы. Такая ситуация вынуждает общественных вещателей развивать собственное производство документальных программ - недаром упомянутая выше корпорация ВВС занимает в этой области едва ли не лидирующую позицию в мире.
Интересно также сравнить ситуацию с премьерами на российских телеканалах в аналогичный временной период. Первое, что бросается в глаза, - их количество. За осенний период 2009 года (взятый нами для анализа) в эфире четырех крупнейших российских телеканалов (“Первый", “Россия”, НТВ, СТС) появилось 123 премьерных формата. Это более высокий показатель, чем у Великобритании, лидирующей по количеству телепремьер. При этом на долю документалистики среди российских премьер приходится около 90 программ, что составляет порядка 73% от общего числа премьер, в большей части это документальные фильмы (табл. 1). На долю развлекательных жанров приходится 33 программы (или 27% премьер), из них 23 - сериалы (19% премьер). По количеству сериальных премьер Россия уступает только США (27 сериалов) и Великобритании (26 сериалов) и находится на одном уровне с Италией. А на долю развлекательных форматов приходится только 10 новых программ (8% от общего числа).
Рассмотрим подробнее, какие конкретно форматы стоят за жанровыми долями, какие из них были успешными и какие тенденции они отражали.
Телесериалы
В сезоне 2009/2010 на телевизионных экранах зарубежных стран прошли показы премьерных сериалов, посвященных самым разнообразным темам - от жизни простых людей до фантастических событий. Среди новых сериалов осени 2009 года стоит отметить два американских сериала, которые показали не только на зарубежных телеканалах, но и на российском телеэкране (Первый канал): это “Вспомни, что будет" (Flashforward) и “Обмани меня” (Lie to me). Сюжет первого сериала строится вокруг момента, когда люди на 137 секунд увидели себя такими, какими они станут через 6 месяцев. Второй рассказывает о расследовании преступлений психологами на основании изучения мимики, жестов и поведения человека.
Сначала сериал “Вспомни, что будет" собрал значительную аудиторию практически во всех странах, в которых состоялся его показ (табл. 2), однако в течение нескольких месяцев доля его аудитории сократилась в 2-3 раза, и в мае 2010 года было принято решение о закрытии сериала. Несмотря на то что аудиторные показатели сериала “Обмани меня” в России были невысокими, как и у “Вспомни, что будет", в общемировом контексте его судьба сложилась удачнее, и в ноябре 2010 года планируется запуск 3-го сезона.
Сюжеты большого количества премьерных сериалов сезона 2009/2010 построены вокруг центрального образа главной героини: девушки, жены, женщины... Один из таких сериалов - My Life as Liz - стартовал 18 января на канале MTV. Сериал рассказывает о жизни университета в Техасе, увиденной глазами девочки-подростка, которой присущ взрослый саркастический взгляд на окружающий мир. В сериале активно используются приемы “реального" телевидения. Первый сезон прошел успешно (доля 1,8% против доли референтного слота 1,3% по аудитории 18 - 34), поэтому осенью 2010 года зрители увидят новый сезон, действие которого продолжится в Нью-Йорке.
Главная героиня ситкома “Город хищниц" (Cougar Town) - недавно разведенная мать 18-летнего сына, которая живет в небольшом городке во Флориде. Вместе с такими же, как она, “хищницами" героиня выходит на охоту за молодыми мужчинами из местной футбольной команды. Сериал успешно прошел в США (ABC, 7,3 vs. 4,4%, аудитория 18-34), Австралии (Channel 7, 28,5 vs. 18,1%, аудитория 25 - 39) и Швеции (Kanal 5, 31,9 vs. 8,5%, аудитория 15 - 34). К выходу готовится второй сезон.
В судебной драме The Good Wife героиня возвращается к своей юридической практике и берет на себя содержание семьи после того, как ее муж оказался в тюрьме в результате публичного скандала. По словам авторов сериала, его сюжет был подсказан скандалами, в которых были замешаны реальные политики. Премьерный показ сериала успешно прошел в США (CBS, 12,3 vs. 7,0%, аудитория 2+), и хотя в дальнейшем его медиа-показатели стали ухудшаться, а в Великобритании сериал провалился (Channel 4, 6,3 vs. 14,2%, аудитория 16 - 44), в планы CBS входит создание второго сезона.
Черная медицинская комедия Nurse Jackie строится вокруг необычного характера медицинской сестры. Небольшой американский телеканал Showtime считает этот сериал своей лучшей премьерой всех времен (0,9 vs. 0,2%, аудитория 2+), однако в Австралии и Швеции успех сериала был далеко не таким значительным.
Безусловно, сериалы, построенные вокруг женского характера, были далеко не единственными премьерами прошедшего сезона. Нашлось место и для криминальной тематики (комедия White Collar, драма Braquo), и для фантастических историй. Последние нередко либо эксплуатируют популярные фантастические темы, либо являются римейками более ранних телевизионных форматов. Так, телесериал V, успешно прошедший на американском канале ABC (9,5 vs. 5,4%, аудитория 2+) - современная интерпретация истории 1984 года о первом контакте человечества с инопланетянами, расой хищников, названных землянами The Visitors. Английский сериал Misfits посвящен группе молодых людей, посланных на исправительные работы, которые при необычных обстоятельствах обретают сверхъестественные способности (Е 4, 5,7 vs. 2,3%, аудитория 16-44). Сериал Stargate Universe создан по франшизе оригинального сериала Stargate (“Звездные врата") и посвящен приключениям героев на борту космического корабля Destiny. Премьерный сезон успешно прошел в США (Syfy, 2,3 vs. 1,8%, аудитория 18-34), Австралии (Channel 10, 18,0 vs. 17,1%, аудитория 25-39), Германии (RTL 2, 10,1 vs. 5,5%, аудитория 18-49), Великобритании (Sky One, 5,8 vs. 2,1%, аудитория 18-49).
Семейной жизни в уходящем сезоне были посвящены такие сериалы, как британская романтическая драма Married Single Other (ITV, 20,2 vs. 12,2%, аудитория 16-44) и шведский комедийный сериал Solsidan (TV 4, 43,2 vs. 38,2%, аудитория 15-34). Первый из сериалов посвящен жизни трех семейных пар, взаимоотношения которых находятся на разной стадии своего развития. Название второго сериала буквально переводится как “Солнечная сторона". 39-летний дантист возвращается в город своего детства вместе со своей девушкой. Пара ждет первенца и выстраивает взаимоотношения со старыми и новыми друзьями.
Тема семьи, перенесенная в формат развлекательных программ, принесла в сезоне 2009-2010 годов разные результаты. Британская телеигра Ant&Dec4s Push the Button, в которой две семьи по пять человек в каждой соревнуются между собой, успешно прошла на телеканале ITV 1 (25,2 vs. 20,6%, аудитория 4+). Другой развлекательный формат - американский Hidden Agenda показал невысокие результаты. Суть этой игры с подглядыванием заключалась в том, что один из членов семьи должен заставить другого выполнить набор различных, иногда странных действий, не раскрывая главного секрета, а все это снимается на скрытую камеру.
Не вполне обычное соревнование предложил своим зрителям и британский телеканал ВВС 3. В игре Hotter than My Daughter матери бросают вызов дочерям. В ходе соревнования жюри советует одной из участниц (или им обеим) кардинально сменить свой имидж. Формат не получил большой популярности в общей аудитории (все старше 4 лет), однако был хорошо воспринят аудиторией от 16 до 44 лет (2,9 vs. 2,0%) - именно в этом возрастном диапазоне находятся участницы программы.
Еще одним премьерный форматом, показатели которого сильно различались в зависимости от целевой аудитории, стало шведское реалити-шоу In-last. Под маской развлекательной программы этот формат скрывает социально-проблемную сущность. В центре внимания находится группа молодых людей, которые не совершили никаких преступлений, однако добровольно отправляются в тюрьму, чтобы рассказать всем, каково это -лишиться свободы. Шоу было показано на одном из крупнейших телеканалов Швеции - TV 4. По аудитории “все 3+” его доля была сравнительно невысокой - 13,7 vs. 15,9%, а вот основная аудитория - 15-34, которой был адресован социальный посыл программы, восприняла шоу “на ура" - 20,9 vs. 13,6%.
Еще одним успешным развлекательным форматом стала своеобразная передача под названием My Name is Michael, посвященная поиску талантов. Это голландское шоу было создано в память о Майкле Джексоне. В ходе программы были выбраны два двойника великого певца: один, копирующий молодого Джексона, другой -певца в зрелом возрасте (RTL 4, 27,9 vs. 19,4%, аудитория 20 - 34).
Далеко не все развлекательные премьеры сезона были столь же успешными. Например, невысокие показатели у американского формата с подглядыванием Disaster Date. Премьера была показана на канале MTV и вполне отвечала общему настроению этого телеканала. Центральной фигурой шоу каждый раз является новый молодой человек (девушка), отправляющийся на свидание. Бедняга не знает, что все вокруг (включая человека, с которым герой так хочет увидеться) являются актерами, и их цель - превратить свидание в кошмар, состоящий из капризов и неадекватного поведения. Возможно, формат слишком сильно ранил нежные чувства или походил на то, что иногда происходит в реальной жизни, как бы то ни было, среди молодежной аудитории (от 18 до 34 лет) его доля была относительно невысокой (1,4 vs. 1,9%).
В уставе общественного вещателя ВВС прописано, что компания должна стремиться к программному разнообразию и освещать жизнь любых социальных групп. Компания честно старается выполнить обязательства, возложенные на нее обществом, а это означает, что не все ее программы могут быть интересны широкой аудитории. Хороший пример - две премьеры сезона 2009-2010 годов. Первая - танцевальное шоу, созданное по франшизе Strictly come dancing. Шоу получило название Dancing on Wheels, в его основе лежат бальные танцы, где один из членов каждой пары является знаменитостью. Основной особенностью этого формата стало то, что пары танцуют на инвалидных колясках. Шоу прошло на канале ВВС 3 с долей 1,4% против доли референтного тайм-слота 2,2% (аудитория 4+).
Еще одним форматом ВВС, не собравшим высокой доли аудитории, стало игровое шоу School of Silence. В рамках “Школы тишины” были собраны самые шумные ученики со всей Великобритании, которые должны были выполнить ряд веселых заданий. В обычных условиях это сопровождалось бы смехом и криками, однако, требование программы - абсолютная тишина. Формат был показан на канале ВВС1 и собрал всего 3,1% аудитории против средней доли канала 20,9% (аудитория 4+).
В сезоне 2009-2010 годов документальные программы с особой остротой рассказывали зрителям об актуальных проблемах прошлого и современного мира. Пожалуй, самой несерьезной из новых документальных программ стал реалити-сериал 7 Days on the Breadline. Сериал рассказывает о четырех знаменитостях, разделивших образ жизни с беднейшими слоями Великобритании, наиболее затронутыми финансово-экономическим кризисом 2009 года. Сериал был показан на телеканале ITV (15,0 vs. 12,3%, аудитория 4+). Кстати, осенью 2010 года на украинском ТВ должна пройти премьера аналогичного по замыслу реалити-шоу “Без мандата".
Военная тематика также не осталась без внимания зарубежных продакшн-компаний. К примеру, премьера французского фильма “Апокалипсис” (France 2, 25,5 vs. 18,6%, аудитория 4+) была приурочена к 70-й годовщине начала Второй мировой войны. Большая часть фильма основана на кинохронике, которая была найдена и восстановлена в цветном виде при помощи современных технологий. А бри-ганский телесериал “Раненые" (ВВС 1, 12,5 vs. 10,4%, аудитория 16 - 44) посвящен судьбе военнослужащих, пострадавших во время современных боевых действий, эта программа дала возможность телезрителям следить за процессом их лечения и реабилитации.
Какие же жанры и форматы пользуются популярностью у зарубежных телезрителей? Обобщив данные по 65 странам (в каждой рассматривался список из 10 наиболее высокорейтинговых программ), мы обнаружили удивительное сходство телепредпочтений зарубежных и российских телезрителей. К числу наиболее востребованных массовой аудиторией форматов относятся развлекательные, информационные программы и кинопоказ (рис. 2). Информационные программы, попавшие в топ-листы, - это прежде всего ежевечерние новости, которые собирают традиционно большую аудиторию не один десяток лет. Наиболее часто новостные программы попадают в топ-листы европейских и азиатских стран, а в топ-листах Швейцарии, Германии и Японии в 2009 году новости заняли по три позиции.
Что касается кинопоказа, то он традиционно подразделяется на такие жанры, как фильмы, телесериалы и анимация. На протяжении последних лет доля кинопоказа в национальных топ-листах остается стабильной и колеблется (в среднем по миру) на уровне 43-45%. Однако внутри категории происходит перераспределение жанров: сериалы вытесняют из топ-листов фильмы и анимацию и занимают доминирующую позицию. Наиболее популярным сериалом 2009 года стал C.S.I., который (вместе с C.S.I. Miami и C.S.I. New York) попал в национальные топ-листы шести стран. Второе место досталось сериалу “Хаус”, который оказался среди самых высокорейтинговых программ в трех странах мира (Швейцария, Канада, Франция).
Внутри группы развлекательных программ, как среди премьер, так и в топ-листах, основными жанрами являются реалити-шоу, телеигры а также разного рода спецпроекты (events). В последние годы наиболее популярным музыкальным спецпроектом, безусловно, является “Евровидение”. В 2009 году национальные отборочные программы, а также трансляция финала попали в общей сложности в топ-листы 18 стран. Другими популярными спецпроектами стали новогодние “Голубые огоньки” (в топ-листах 7 стран) и церемонии вручения наград (такие как “Оскар” и “Грэмми"). Среди реалити-шоу наибольшей популярностью обладает формат Strictly come dancing (российский аналог “Танцы со звездами"), национальные интерпретации которого завоевали места в списках лучших программ 10 стран. А различные версии программ, построенных вокруг поиска талантов (такие как Got Talent, Pop Idol, X-factor) пробились в национальные телевизионные "десятки" 19 стран. Реалити-шоу, в которых зрители наблюдают за жизнью участников (“Большой брат”, “Остаться в живых"), уже несколько лет назад исчезли из топ-листов крупных телевизионных рынков (США, Великобритания), однако продолжают оставаться популярными в таких странах, как Израиль, Болгария, Босния, Македония и др. Аналогично сложилась и судьба ряда популярных телеигр (“Сделка", “Кто хочет стать миллионером?” и различных шоу с детектором лжи).
Таковы были основные премьеры и зрительские предпочтения прошлого телесезона за рубежом. Возможно, уже в наступающем телесезоне мы увидим некоторые из этих форматов в эфире российских телеканалов, а возможно, и в их топ-листах.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2010
Посещений: 12444
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций