В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Начиная с 90-х годов прошлого века коммерческое радиовещание в России переживает настоящий бум: открывается огромное количество станций, растет региональная сеть, увеличивается число авторских программ и так далее. Прямо-пропорционально этому возрастает потребность и в квалифицированных кадрах: журналистах, корреспондентах, операторах, ди-джеях.
Роман Сидоров
Программный директор, радиоканал "Архангельск 102,0 FM
Ведущий - лицо радиостанции
Как показывает опыт региональных вещателей, наиболее остро кадровый голод сказывается в областях России. Учебные программы факультетов и отделений журналистики не могут полностью удовлетворить запросы вещателей относительно квалификации выпускников. Это во многом связано с тем, что коммерческое вещание в России, пожалуй, одно из самых молодых в мире. А потому в нашей стране нет четких традиций коммерческого вещания, образовательных программ, соответствующих современным требованиям квалификации журналистов и ведущих.
Известно, что ведущий эфира (ди-джей) является лицом радиостанции. Именно благодаря его работе реализуется одна из ключевых функций радио как СМИ - коммуникативная. Поэтому от практических навыков и эрудиции ведущего зависит успех коммуникативного процесса, имидж и рейтинг радиостанции.
В идеале человек, работающий в эфире с аудиторией, должен в совершенстве владеть русским языком (в частности, знать орфоэпические нормы и правила интонации). Кроме того, ведущий хотя бы на начальном уровне должен знать основы социальной психологии, психологии влияния и риторики. Знание истории популярной музыки народов мира, теории социального влияния и особенностей слухового восприятия также необходимы для эффективной работы в эфире.
NLP-технологии
Ведущий эфира - это профессия, сочетающая в себе знание целого комплекса различных наук. Немаловажную роль играет и нейролингвистиче-ское программирование (NLP). Конечно далеко не весь объем методов и средств NLP можно использовать, работая в эфире, однако большая их часть должна стать основными инструментами ди-джея и журналиста.
Основная цель любой NLP-технологии заключается в достижении раппорта: психологического равновесия между участниками коммуникативного процесса. Для этого в распоряжении ведущего есть голос и речь, интонации и слова, они составляют 44% от общего объема доступных людям коммуникативных средств. Речь, выстроенная грамотно не только с точки зрения русского языка, но и психологии, психофизиологии, - залог успеха ведущего и радиостанции в целом.
Процесс общения с каждым собеседником в эфире должен начинаться с установления раппорта - то есть атмосферы доверия и эмпатии. При живом общении для этого есть много способов: подражание мимике человека, частичное копирование его жестов, поз и так далее. В эфире все это оказывается непригодным. В распоряжении ведущего только голос и интонации собеседника. Здесь большую помощь может оказать подстройка именно под голос: темп, тон, громкость, ритм. Обычно на это уходит не более минуты: подстроившись, ведущий начинает говорить на языке, понятном собеседнику.
Три основные составляющие
Можно выделить три основные составляющие коммуникативного процесса: анализ психологического состояния позвонившего, подстройка под него, "ведение человека". Как показывает практика, подстройка под голос собеседника очень эффективна. Таким образом ведущий может изменить настроение человека с плохого на хорошее. Для радиоведущего это совсем несложно, а человеку, позвонившему в эфир, будет приятно, и он с большой вероятностью не только позвонит снова, но и расскажет друзьям и знакомым, что в эфире такой-то станции с ведущими очень комфортно и интересно общаться. Подстраиваясь под эмоции человека, важно делать это естественно, а не передразнивать собеседника. Следует помнить о том, что эмоции ведущего должны быть менее интенсивными, чем у слушателя, чтобы не вызвать обострения, например, если человек нервничает и говорит громко. Крайне мощным механизмом взаимодействия с конкретным человеком и аудиторией в целом является дыхание, так как его глубина и интенсивность - важнейшие физиологические показатели. О важности дыхания в работе актера почти 100 лет назад писал князь Волконский.
Естественно, работая с большой аудиторией, подстроиться под дыхание каждого человека невозможно, поэтому еще в 70-е годы прошлого века в Советском Союзе дикторам предписывалось дышать неслышно, через нос. Конечно, дышать в эфире носом сложно и, как показывают наблюдения за ведущими, этот навык мало у кого выработан. В итоге практически после каждого предложения, особенно в новостях, следует короткий и шумный вдох через рот, будто ведущий не новости читает, а бежит стометровку. Такое дыхание не только засоряет эфир, но и негативно действует на психологическое состояние слушателя, потому как он сам с вероятностью 99,9% в этот момент никуда не бежит, а слушает новости в машине, дома или в офисе. В итоге не создается раппорт между ведущим и слушателем. Эффективность усвоения информации значительно снижается, а вот раздражение человека и желание выключить такие новости - увеличивается.
Умение подстроиться под голос и установить раппорт - одно из важнейших в работе ди-джея. Но данный инструмент скорее предназначен для работы с конкретным человеком, нежели с большой аудиторией. Метод подстройки под дыхание человека - очень сильный инструмент создания раппорта. При работе с большой аудиторией дыхания слышно быть не должно, оно должно быть естественным, а не лихорадочным. Это общее правило для всех работников станции: ведущих эфира, редакторов новостей, корреспондентов. Таковы общие принципы и правила невербального, то есть бессловесного установления раппорта.
По данным Британского журнала социальной и клинической психологии, на голос, тембр, ритм, громкость и эмоции приходится до 37% всей информации, которую получает человек о состоянии собеседника, 7% приходится непосредственно на слова вне эмоционального контекста. Об этих 7% хочется поговорить более подробно.
"Визуалы", "аудиалы" и "кинестетики"
Психологам, социологам и философам давно известно, что все люди, по способу познания окружающего мира условно делятся на "визуалов", "аудиа-лов" и "кинестетиков". То есть одни гораздо лучше воспринимают информацию на слух, другим нужно обязательно посмотреть, а кому-то - пощупать и попробовать на вкус. Но это еще не все. Психологи заметили, что в речи таких людей преобладают слова, связанные с их доминирующей перцептивной системой. "Визуал" будет использовать такие глаголы: "смотреть", "рассматривать", "читать", "глядеть". "Аудиал" предпочтет выражения "слушать", "прислушаться", "навострить уши". "Кинесте-тику" свойственны фразы "ощутить мурашки", "сердце сожмется" и так далее. В процессе ведения эфира это важно учитывать. Можно строить свою речь так, чтобы она была понятной и близкой людям с различными доминирующими перцептивными системами. Для наглядной иллюстрации приведу диалог, подслушанный в эфире одной радиостанции:
- Итак, к нам дозвонилась прекрасная Елена! Елена, здравствуйте!
- Здравствуйте! (грустно)
- Ой! Я слышу ноты грусти в вашем голосе, что вас расстроило?
- Представьте себе, я сегодня собралась на пляж, посмотреть на море, а с утра за окном совершенно не живописная погода — глаза б мои ее не видели!
- Алена, позвольте вам сказать одну вещь: неважно какая на улице погода, не нужно из-за нее отчаиваться и грустить. Зато сегодня перед грозой на улице была отменная тишина, даже птицы не пели... Во всем можно найти прекрасные моменты. Давайте я для вас песню поставлю. Думаю, от ее прослушивания ваше настроение улучшится!
Как видно из этого примера, у ведущей эфира - ярко выражена аудиальная система, а Елена - типичный "визу-ал". В итоге внешне их разговор вроде бы склеился, а вот с точки зрения психологии - нет. Елена так и закончила говорить грустным голосом, потому что она не смогла понять ведущую. А ведущая не смогла подстроиться под перцептивную систему Елены. Опять же приведенный пример описывает частный случай, применимый при общении с конкретным человеком. Но это вовсе не означает, что использование слов, типичных для каждого типа перцептивной системы, бесполезно при работе с большими аудиториями. Вовсе нет. Например, когда ведущий приветствует слушателей или просто объявляет следующую песню, он должен в своей речи использовать слова, характерные для всех перцептивных систем. Тогда его речь станет близкой и понятной большому количеству людей. По этому поводу приведу еще один пример:
"...боже, как сладко она поет: сколько эмоций, драйва, так и представляю ее на сцене в теплом клубе, где пахнет дорогим парфюмом и табаком . ..ммм... просто слюнки текут! Эту песню нельзя просто слушать, ее клипы нельзя просто видеть, ее нужно чувствовать каждой клеточкой..."
В этом монологе представлены слова и обороты, характерные для всех типов сенсорных систем, значит, такая речь близка и понятна большему количеству слушателей.
В данной статье я рассмотрел только самые основные приемы работы с аудиторией, известные в NLP. Это тот базис, владеть которым, на мой взгляд, должен каждый ведущий. Как отмечалось выше, коммуникативный процесс состоит из 3 этапов: сбора информации о состоянии человека, подстройки и ведения. Освоив отмеченные выше приемы и правила, человек у микрофона станет не просто говорящей головой, объявляющей песни и время. Он станет именно Ведущим, так как приобретет возможность вести людей за собой, тонко и филигранно манипулируя их эмоциями и состоянием.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2007
Посещений: 16528
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций