Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Программа телепередач на послезавтра

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Программа телепередач на послезавтра

Ирина Гоголева
ВНИИТР

Людям свойственно думать о будущем. Во все времена поэты, писатели, ученые и философы предлагали свои версии того, как будет жить человечество через несколько лет или столетий. Как ни странно, во многом это зависит от настоящего и от того, готовы ли мы к приходу "светлого будущего". Попробуем разобраться в прогнозах футурологов и заглянуть в это неизбежно приближающееся "общество мечты"

Эволюция вещания

Двадцатое столетие можно смело назвать веком связи и информации: именно ему человечество обязано открытием и повсеместным распространением автомобилей и самолетов, радио и телевидения, телефонов и компьютеров. И сегодня, в начале XXI века, идет стабильное и непрекращающееся развитие общества в сторону глобализации связи, обеспечивая всем и каждому доступ к информации и широкому общению. Развитие новых технологий позволяет соединить воедино телевизор, компьютер и телефон, что объединяет во времени и пространстве людей разных стран и континентов.

Расширение схем вещания привело к фундаментальным структурным изменениям в телевидении. Стремительное распространение кабельных каналов и спутниковой технологии значительно увеличило число программ, предоставляемых аудитории. На подходе массовое внедрение аппаратуры с высокой разрешающей способностью, которая должна поднять качество создаваемого и принимаемого изображения на совершенно новый уровень.

Главные плюсы грядущего цифрового эфирного телевидения хорошо известны - резко возрастающее с приходом "цифры" число телеканалов и подлинная интерактивность. Наконец-то зрители смогут сами составлять программу передач, выбирая, что, где и в какое время им смотреть. Интерактивные телевизионные проекты позволят зрителю не только увидеть интересующий его, например, спортивный репортаж, но и по дополнительному запросу рассмотреть крупные планы спортсменов или насладиться повторным показом игрового момента.

Психологическое воздействие такого богатого выбора, очевидно, изменит вкусы отдельного человека и его привычки. Поэтому не за горами и то время, когда любые пользователи смогут сами создавать и отправлять свои видеосюжеты телекомпаниям. Хорошим примером для развития такого сервиса в недалеком будущем служит американский телеканал Current TV, где уже сегодня 30% эфира занимает пользовательский контент. Идя в этом направлении, многие крупнейшие медиа-компании (такие, как BBC, NBC, Reuters и др.) имеют собственные разделы для обмена видеороликами на пользующемся необычайной популярностью портале YouTube. Возможность такого сервиса позволяет расширить аудиторию телеканала за счет сотен тысяч пользователей Интернета, которым привычнее смотреть ТВ на мониторе своего компьютера. Первым из российских медиа, недавно открывших на данном портале собственный раздел, где будут размещаться лучшие репортажи и сюжеты телеканала, стал телеканал Russia Today. Немаловажным при этом является и тот факт, что доступ к его сюжетам бесплатный.

По прогнозам маркетинговой компании Forrester Reasearch, число персональных компьютеров к 2008 г. в мире достигнет 1 млрд, ак2015-2 млрд. Происходить это будет в основном за счет прироста пользователей из развивающихся стран, где ранее персональные компьютеры не были широко распространены.

Закат общества информации

И хотя человечество все еще живет в обществе, основанном на поклонении информации и связи, оно, как предрекают футурологи, уже стоит на пороге "общества мечты". "Его солнце уже взошло, и все сильнее будет разгораться над рынком, пронизывать стратегии и ведение бизнеса, пока не станет вездесущим", - предсказывает известный ученый Ролф Йенсен, занимающийся проблемами будущего и долгие годы возглавлявший Копенгагенский институт футурологии (Rolf Jensen, "Общество мечты", Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002).

Так что же придет на смену обществу информации? Вот какой вывод делают ученые-футурологи: общество информации изживет себя через автоматизацию - все, что можно автоматизировать, будет автоматизировано. И поэтому в будущем будет преобладать умственная и чувственная работа для развлечения.

Как только машины взяли на себя большую часть физического труда, человек стал использовать освободившиеся мускулы для отдыха - сразу появился рынок развлечений для мышц (бум фитнеса). А когда автоматы возьмут на себя всю работу (вплоть до вождения автомобиля), автоматизируется не только мускульная сила, но и сила ума. И тогда некоторые чувства станут "лишними". Но, так как они не исчезнут полностью, рынок развлечений для ума и чувств возобладает. Вывод напрашивается сам собой: в XXI веке быстрее всех будет развиваться индустрия развлечений для ума и чувств.

Постепенно сотрутся различия между рабочим и свободным временем, потому что требования, предъявляемые к работе, будут походить на те, которые предъявляются к свободному времени: работа и досуг будут напряженным развлечением, наполненным впечатлениями и эмоциями. Чтобы было более понятно, о чем идет речь, стоит вспомнить о людях творческих профессий. Часто можно слышать то, что для них жизнь - любимая работа. В грядущем "обществе мечты" именно деятельность должна сама стать вознаграждением. Подтверждают такие прогнозы и последние соцопросы абитуриентов российских вузов, которые показали, что выпускники в большинстве своем уже не мечтают о такой вожделенной еще некоторое время назад специальности юриста, предпочитая ей творческие профессии дизайнера, актера и т.п.

Мобильные игрушки для взрослых

Появление возрастающих возможностей для общения, предоставляемых новыми технологиями, привели к возникновению коммуникаций совершенно нового типа. Общение перестает быть личным, с глазу на глаз, - есть телефоны, компьютеры и телевизоры, превратившиеся в интерактивный коммуникатор. Один только Интернет предложил много различных типов компьютерных коммуникаций в разных режимах: on-line, Usenet, electronic bulletin boards, компьютерные игры и пр. И современная молодежь ринулась в виртуальную реальность, автоматизируя свои чувства уже сегодня. Взрослые тоже позволяют себе это делать, но уже с большим размахом.

Например, в конце июня 2007 г. продвинутый американский пользователь стремительно отреагировал на рекламную кампанию портативного устройства Apple iPhone, являющегося сочетанием трех устройств - широкоэкранного плейера iPod с сенсорным управлением, "революционного" мобильного телефона и Интернет-коммуникатора. Стив Джобе, глава компании Apple, анонсируя новинку на выставке Macworld Expo 2007, подчеркнул, что, приступая к новой разработке, специалисты хотели сделать уникальный продукт, который будет гораздо функциональнее, эффективнее и проще в обращении, нежели современные смартфоны. Уже ночью накануне объявленной даты розничной торговли - 29 июня 2007 г. в многокилометровой очереди стояли весьма солидные отцы семейств и главы фирм, страстно желающие первыми приобрести устройство стоимостью 500 долларов за версию с 4 Гб памяти и 600 долларов США - за модификацию, вмещающую 8 Гб данных. Компания Apple до конца 2008 г. планирует продать не менее десяти миллионов iPhone, заняв около 1% рынка мобильных телефонов. Исследовательская компания ABI Reseach пришла к заключению, что бурный всплеск популярности мобильного ТВ произойдет к началу пекинской Олимпиады 2008 г.

Социологические опросы жителей Великобритании показали, что, несмотря на наличие дома большого экрана телевизора, многие люди предпочли бы смотреть телепередачи по мобильному телефону. Дж. Куллен, менеджер по мобильному ТВ британской компании О2, констатировал, что людям понравился такой переносной телевизор, позволяющий без отрыва от любимой телетрансляции переходить из помещения в помещение. Участвовавшие в тестировании люди, в частности, признались, что во многом их также привлекает возможность не спорить с домочадцами о выборе канала, а самостоятельно контролировать процесс телесмотрения.

Чтобы подстроиться под новые технологии, вещателям придется переверстывать свои сетки и создавать принципиально новый контент для мобильного ТВ. Передачи должны стать короткими, а общие (мелкие) i планы из-за трудности их рассмотрения на небольшом экране вообще исчезнуть, отдав приоритет "говорящим головам". В Китае, например, фильм "Kung Fu Hustle", предназначенный для вещания на мобильные телефоны, уже при его производстве был ориентирован на 10 частей. Понятие "прайм-тайм", скорее всего, канет в Лету, так как проведенные тесты европейской аудитории, готовой к мобильному ТВ, показали, что она намерена смотреть его в течение всего дня (даже рабочего).

А вот от чего телезрителям, видимо, не удастся избавиться, так это от вездесущей рекламы. Правда, она станет более адресной в точности обращения к потенциальным клиентам.

Диверсификация цифровой телевселенной

Итак, цифровая связь полностью охватит мир в течение одного-двух десятилетий. С лавинообразно возрастающим разнообразием технических способов передачи телесигнала произойдет, как уже говорилось, увеличение числа телеканалов, что повлечет за собой естественный процесс их деления на универсальные и нишевые, т.е. специализированные. В соответствии с этим будет происходить все большая фрагментация аудитории, которая делает свой выбор, ориентируясь исключительно на собственные вкусы, интересы и предпочтения.

В качестве примера развлекательного телевидения можно привести канал СТС. Генеральный директор "СТС-Ме-диа" А.Е. Роднянский никогда и не скрывал своих намерений занять именно эту нишу, не переходя на серьезное информационное вещание. При этом под "развлекательным телевидением" им понимается объемная, насыщенная человеческой реакцией сфера нашего существования. И зрители, совершающие свой выбор в пользу такого просмотра, делают его сознательно. Кто же входит в этот сегмент аудитории?

Если ориентироваться на принцип разделения публики, почерпнутый А.Е. Роднянским из зарубежных и российских социологических исследований, то в общих чертах он представляет собой примерно следующее:

  • в первую группу входят интеллектуалы, то есть те, для кого ТВ является инструментом извлечения информации, в том числе и политической (понятно, что этих людей СТС не интересует, и СТС ими не интересуется);
  • представители второй группы живут в основном в Москве и значительно реже - в провинции. Они воспринимают телевидение как способ социального позиционирования и обретения статуса. Информация, которую они извлекают из телепередач, позволяет им выстраивать свои отношения с миром;
  • третья группа - те, кто рассматривает телевидение как возможность объединения семьи, у кого связаны с ним так называемые семейные ритуалы;
  • четвертая группа объединяет любителей развлечений, для которых просмотр телевизора - один из способов проведения досуга;
  • пятую группу составляет дезинтегрированная аудитория (сегодня в России она очень велика) - это люди, разуверившиеся в жизни. Они смотрят телевизор для очередного подтверждения того, что мир несправедлив и агрессивен по отношению к ним (к этой группе СТС не обращается).

Развлекательное телевидение рассчитано на представителей третьей и четвертой групп и может завоевать вторую.

Некоторые телевизионные боссы иногда забывают о том, что успех на телевидении нужно доказывать каждый день, постоянно думая о том, как опередить конкурентов на несколько шагов. Потому как люди, всерьез связавшие свою жизнь с телевидением, знают, что это забег на длинную дистанцию. И финиша не будет: начался новый этап марафона, устремленного в будущее. А оно, по определению, должно быть светлым, ведь нас ждет "общество мечты".

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2007
Посещений: 16090

  Автор

Ирина Гоголева

Ирина Гоголева

Эксперт

Всего статей:  36

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций