В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Наталья Ефимова
Заведующая кафедрой "Новые
технологии телерадиовещания"
ИПК работников ТВ и РБ
При работе над телерадиопрограммами религиозной тематики их создатели, обычно люди светские, сталкиваются с определенными трудностями. Дело в том, что такие программы требуют знаний, связанных с религиозной эстетикой и этикой, и отсутствие таких знаний может привести к недоразумениям. Например, наложение дикторского текста на церковное песнопение является нарушением религиозной этики, так как для истинно верующего человека гораздо более важен текст самого песнопения, а не комментарий журналиста (к сожалению, зачастую довольно безграмотный). Именно поэтому у верующей части теле- и радиослушателей неизбежно возникает ощущение раздражения, дискомфорта
Создатели программ религиозной тематики должны понимать, что церковное песнопение — это не просто звуковой фон, а важный религиозный обряд. Поэтому в качестве закадрового звукового сопровождения лучше использовать светскую духовную музыку — например, женские и мужские вокализы из произведений Рахманинова, Кастальского, Чеснокова, Архангельского, Свиридова и других композиторов (особенно хороши женские вокализы на фоне изображения Богородицы, а мужские — на фоне преподобных святых старцев и т.д.) Это более грамотно с профессиональной точки зрения и тактично с общечеловеческой.
Благовест? Трезвон? Перебор?
Создатели теле- и радиопрограмм религиозной тематики должны иметь представление о разных видах колокольного звона (в каких случаях звучит благовест? перезвон? трезвон? перебор?) и знать, чем один колокольный звон отличается от другого, какова их символика.
Существует несколько видов колокольного звона:
Суть — в соответствии
Создателям программ религиозной тематики важно точно знать, записи каких песнопений и колокольных звонов они предполагают использовать. Например, в рассказе о храме Христа Спасителя необходимо использовать церковное песнопение и колокольные звоны именно храма Христа Спасителя, а не какого-то другого, а в рассказе о Троице-Сергиевой лавре должно звучать песнопение и звоны именно этой лавры и т.д.
При создании программы на религиозную тему звуковое сопровождение следует подбирать с особой тщательностью, не допуская неточностей и вольного обращения с музыкальным материалом. К сожалению, в ряде случаев приходится констатировать отсутствие необходимых знаний для работы с такого рода материалом.
Так, в одной из программ о жизни Серафима Саровского на текст молитвы прихожанки накладывался закадровый дикторский текст, а во время службы вдруг звучал благовест, который в действительности звучит только перед службой. Мужской голос за кадром, читающий текст от имени Серафима Саровского, по тембру и интонации не совпадал со сложившимися представлениями об этом легендарном старце.
В другой программе под названием "Дорога к храму" создатели звуковой партитуры часто допускали резкий обрыв музыкальных фонограмм, что было причиной ощущения сильного дискомфорта у телезрителей. Кроме того, почти полное отсутствие шумов в программе не создавало ощущения атмосферы окружающей действительности и т.д. Все это тем более досадно, что в фильме прозвучало очень много хороших мыслей, особенно важных в наше время.
В программе "Батьки" при составлении звуковой партитуры была допущена ошибка с точки зрения эстетического восприятия: на фоне образа Христа звучала ритмичная современная музыка. Кроме того, сам звук был записан некачественно.
В некоторых эфирных программах подобного рода порой ощущается либо явный диктат режиссера, не всегда осведомленного в вопросе грамотной работы со звуком, либо недостаточно профессиональная работа самих звукорежиссеров.
Запись звука в храме
Существует много тонкостей и в самой записи звука богослужений в храмах.
К числу наиболее значимых церковных богослужений можно отнести божественную литургию, всенощное бдение, венчание, панихиду, крещение. По телевидению чаще всего транслируют божественную литургию и всенощное бдение.
При записи звука богослужений звукорежиссеру необходимо учитывать акустические характеристики храма. Существуют основные приемы записи звука в храмах с различной акустической характеристикой. Например, в акустически связанных помещениях запись звука надо производить в помещении с более длинной реверберацией. В противном случае будет слышен отзвук реверберации смежного помещения и т.д.
При записи звука в храме необходимо точно знать, где будет находиться священник во время молитвы или проповеди.
Для получения качественной звукозаписи очень важна правильная расстановка микрофонов. Обычно таких мест 4-5: у Царских врат, в алтаре, перед хором, перед чтецом, у праздничной иконы. Важно также использовать нужный тип микрофонов (стереопара АВ и др.).
При записи звука в храме существует ряд объективных помех, снижающих качество звукозаписи: потрескивание свечей, детский плач и т.д. Звукорежиссеру необходимо стараться деликатным способом устранить эти помехи (например, попросить убрать подсвечник от микрофона, показать плачущего ребенка как источник звука и т.д.) Конечно, при съемке и записи звука в любом храме все свои действия звукорежиссер должен предварительно согласовывать с настоятелем этого храма.
С соблюдением всех этических норм
В настоящее время существует достаточное количество специальной литературы, в которой создатели программ религиозной тематики могут почерпнуть необходимые сведения. Это книги И. Коновалова, Н. Завьялова, В. Ильина, С. Рыбакова, В. Машкова, иегумена Михея, М. Макарова, Н. Розанова и многих других авторов.
Хочется надеяться, что современное российское телерадиовещание, используя знания и опыт различных специалистов и служителей православия, сможет создавать достойные и качественные программы с соблюдением всех этических и профессиональных норм.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2006
Посещений: 11967
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций