ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ

Реклама на сайте


Форум  / Глоссарий  / Энциклопедия  / Подписка  / Публикации  / iMag  / Объявления  / Журнал  / Медиакиты  / Мероприятия  / Услуги

Новости проекта

Слияния, поглощения

Назначения, кадры

Жизнь отрасли

Операторы доступа

Рекламный рынок

Контент

Закон и порядок


Карта активности

Энциклопедия

Исследование

Проекты и Решения

Стандарты

Объявления

Исторический календарь

Открытки


О журнале

Каталоги продукции

Спутниковая связь и вещание

Техника кино

Авторам!

Наши партнеры


Бесплатная подписка

Платная подписка

Контакты

Ссылки

Мероприятия

    Олимпийскому телевидению – 70 лет! Берлинская Олимпиада 1936 года

Реклама на сайте

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Олимпийскому телевидению — 70 лет!
Берлинская Олимпиада 1936 года


Владимир Маковеев

История выкапывает факты,
которые закапывает политика
(Грустная шутка)

Телевидение всегда двигали вперед политика и спорт. Во время Олимпийских игр эти факторы складываются синергетически, и толчок к прогрессу бывает довольно значительным. Особенно ярко это проявилось во время Токийской Олимпиады 1964 г. (перелом в пользу цветного телевидения) и во время Олимпиады-80 в Москве (прямая трансляция на все континенты, реализация системы "Мировиде-ния" ). Но мало кто знает, что толчком к массовому телевизионному вещанию по электронной системе стала почти забытая Берлинская Олимпиада 1936 г., трансляции с которой только в видеозалах просмотрели более 160 тыс. человек в трех городах Германии. Однако явные попытки использовать Олимпиаду для фашистской пропаганды надолго сделали эту тему запретной, причем не только в нашей стране

Немного личного

Знаете ли вы, что такое "Греция"? Именно так в любой радиолаборатории называется ящик (шкаф, кладовка), где как "в Греции все есть" (по Чехову). Там накапливаются и хранятся (на всякий случай) ненужные радиодетали, блоки аппаратуры и т.д. В такой "греции", как и в любом неупорядоченном архиве, всегда живет "нечаянная радость" (из фольклора архивистов).

Так было и у меня. Разбирая осенью 1959 г. такую "грецию" в лаборатории телевидения МЭИС, я обнаружил малогабаритный супериконоскоп типа IS-9 явно трофейного происхождения с наглухо закрепленными на колбе катушкой переноса и фокусирующе-отклоняющей системой. Сначала я решил брать его на лекции в качестве наглядного пособия: он хорошо умещался в портфеле. Но заведующий кафедрой СИ. Катаев мою методическую находку не одобрил и посоветовал найти для показа студентам ЛИ-3 — советский аналог этой трубки. Он пояснил, что трубка IS-9 имеет зловещее прошлое: она работала в немецкой военной аппаратуре "Тонне-6" (фирма "Фернзее"), использовавшейся для наведения самолетов-снарядов ФАУ-1 и предцелевой коррекции баллистических ракет ФАУ-2.

Однако позже я узнал, что на базе этой аппаратуры была построена первая отечественная передвижная телевизионная станция ПТС-47, что в послевоенной реконструкции Московского телецентра участвовали немецкие специалисты, а первые советские послевоенные телевизоры "Ленинград" были разработаны немцами и т.д.

С этих пор я начал по крохам собирать информацию о довоенной истории электронного телевидения в Германии, страны, которая раньше всех в мире в марте 1935 г. начала регулярное электронное телевизионное вещание, а 70 лет назад впервые организовала телетрансляции с Олимпийских игр 1936 г.

Немецкий изобретатель телевидения

Отмечу, что сбор этой информации не обходился без курьезов: в 1962 г. во время отдыха в Коктебеле в кемпинге на площадке для мототуристов рядом с нашей палаткой разместился нестарый и очень разговорчивый военный отставник, приехавший на очень редком в те времена немецком мотоцикле MZ-250. Узнав, что я работаю в области телевидения, он похвастался, что несколько лет прослужил рядом с "великим немцем — изобретателем телевидения". Немца этого он именовал "бароном", фамилию назвать отказывался, о сути их работы тоже умолчал, но охотно рассказывал о странных его привычках. Например, о том, что на письменном столе у "барона" всегда кипел на спиртовке маленький кофейник; кофе он, чудак, пил "густой как мазут", причем для его личной спиртовки выписывался только спирт-ректификат (моего соседа искренне возмущало такое использование драгоценного продукта).

Позже мой шеф по кафедре СИ. Катаев, слушая этот рассказ, сразу же определил, что "барон" — это Манфред фон Арденне, который в августе 1931 г. первым в мире публично продемонстрировал полностью электронную систему телевидения на основе датчика бегущего луча с разверткой на 90 строк. Потом он же разработал телевизионную систему для вещательных целей с разверткой на 180 строк. Именно она использовалась для телетрансляций с забытой Берлинской Олимпиады 1936 г.

О фон Арденне стоит рассказать отдельно. Это имя мало известно у нас даже специалистам, хотя он долго и плодотворно работал в нашей стране. В 1920-е гг. он еще студентом придумал первую в мире вакуумную интегральную радиосхему (трехкаскадный усилитель в одном баллоне), а с середины 1930-х гг. уже работал в рамках гитлеровского атомного проекта, построив в пригороде Берлина Лихтенфельде подземную лабораторию с одним из первых в мире циклотронов. Паразитный поток отрицательных ионов ("проклятое явление" для разработчиков первых кинескопов) был им использован для разделения изотопов, в результате чего в физике появилось целое направление — "масс-спектроскопия".

С 1945 по 1955 гг. фон Арденне работал уже в рамках советской ядерной программы: он был "самым ярким научным трофеем" советской армии. В Сухуми на базе бывшего санатория "Синоп" для него был организован Институт промышлейного разделения изотопов. Работы фон Арденне были удостоены Сталинских премий в 1947 и 1953 гг. Позже с 1955 по 1997 гг. он жил и работал в Дрездене, где для него был создан MVA-институт с экспериментальным атомным реактором.

В конце жизни фон Арденне стал известен своим вкладом в развитие медицинской техники. Его при жизни называли "немецким Эдисоном", после смерти — "последним энциклопедистом". Именем фон Арденне теперь назван один из городских парков Дрездена.

Немного истории

Первый бесспорно реальный шаг в электронное телевидение сделал в 1907 г. в Петербурге Б.Л. Розинг (кстати, один из учителей В.К. Зворыкина). Он доказал, что именно электронный луч в вакуумной колбе будет тем "безынерционным пером", которое способно нарисовать высококачественное телевизионное изображение. Розингу удалось сформировать электронным путем только очень простые изображения (крест и решетку), но "семена были посеяны".

Последователей у Розинга оказалось так много, что тема приоритета изобретения электронного телевидения стала делом спорным. В США господствует мнение, что электронное телевидение изобрел в 1931 г. выходец из России В.К. Зворыкин по поручению другого выходца из России Д.А. Сарнова. Но есть также сведения о приоритете американца Ф.Т. Фарнсуорта в 1929 г. В мои молодые годы я уверовал, что электронное телевидение началось в 1931 г. с изобретения нашего соотечественника СИ. Катаева. Есть много публикаций о создании в 1928 г. системы электронного телевидения изобретателем из Ташкента Б.П. Грабовским. В Германии же убеждены, что первую полностью электронную систему телевидения создал в 1931 г. уже упомянутый выше Манфред фон Арденне.

Дело в том, что В.К. Зворыкин сообщил о завершении своей работы лишь в 1933 г., публичная же демонстрация электронного телевидения состоялась только в 1934 г. Первые упоминания в печати о работах Фарнсуорта появились только в 1931 г., а проведение им публичной демонстрации стало возможным в 1932 году.

Приоритет Катаева на изобретение передающей трубки с накоплением зарядов, мозаичной мишенью и коммутацией с использованием вторичных электронов (авторское свидетельство от 24.09.1931 г.) юридически бесспорен. Но в СССР такую трубку (позже Зворыкин назовет ее "иконоскопом", именно с нее началось настоящее электронное телевидение) удалось изготовить только в 1934 г., а официальная демонстрация для государственной комиссии состоялась в 1935 г.

Что же касается работ Грабовского, то, к сожалению, работоспособность его "радиотелефота" не доказана ни документами, ни показаниями непосредственных свидетелей. Все позднейшие попытки повторить его опыты были безуспешными.

Интересно отметить, что все изобретатели телевидения в воспроизводящих устройствах использовали по-разному доработанные осциллографические трубки другого немецкого ученого К. Брауна; отличия были только на передающей стороне. В итоге наиболее результативным оказался путь с применением иконоскопа при таком распределении ролей: Катаев - автор изобретения, Зворыкин — создатель действующей системы на базе иконоскопа, разработанного им самим. Путь Фарнсуорта оказался тупиковым: его "диссектор" имел недопустимо низкую для вещательных целей чувствительность. Фон Арденне пошел по "боковой дорожке". Он передавал кинокадр, просвечивая его "бегущим лучом", создаваемым с помощью кинескопа. Этот способ применяется и сейчас для передачи кинофильмов, слайдов, открыток.

Тем не менее следует признать, что именно фон Арденне первым осуществил публичную демонстрацию полностью электронной системы телевидения в августе 1931 г. в рамках Берлинской радиовыставки на стенде известной и в наше время фирмы Loeve.

Телецентр имени Пауля Нипкова в Берлине

В начале 1930-х гг. более чем в десяти странах мира велось опытное телевизионное вещание с механической системой развертки (30 строк при 12,5 кадр/с). Этот формат, созданный в Германии, стал на некоторое время фактически международным стандартом, поскольку хорошо сопрягался с обычным радиовещательным радиоканалом. Хотя на маленьком экране можно было лишь с трудом узнать знакомых или отличить мужское лицо от женского, интерес к такому телевидению усиливался возможностью дальнего приема (2-3 тыс. км.) и относительной простотой телевизионной приставки к радиоприемнику. Расхожей шуткой тех лет стала: "аппарат размером в почтовый ящик, экран — в почтовую марку".

Первая действующая замкнутая система передачи сигналов телевидения (движущихся изображений) была создана англичанином Д. Бердом в 1925 г. с применением немецкого изобретения — диска Нипкова. Первые передачи в эфир состоялись много позже: в США — 1927 г., в Англии — 1928 г. и в Германии — 1929 г. В России такая передача состоялась в апреле 1931 г.

Наиболее серьезно к разработкам систем механического телевидения отнеслись в Германии, где, несмотря на трудности Великой депрессии, для поддержки этих работ был создан Всегерманский телевизионный союз из промышленных, телекоммуникационных и радиовещательных фирм. В Германию были приглашены известные изобретатели - англичанин Д. Берд и венгр Д. Михали, создавшие вещательную систему телевидения с форматом 30 строк на 12,5 кадр/с. Первые регулярные передачи в эфир в Германии начались в марте 1929 г., а в январе 1931 г. к сигналу изображения было добавлено звуковое сопровождение.

С приходом к власти в Германии нацистов работы в области телевидения были активизированы. Министерством пропаганды была поставлена задача (цитируем): "Донести пропагандистские телепередачи до всей Германии и тем самым тронуть немецкие сердца". Был вызван из забвения П. Нипков, изобревший свой диск еще студентом в 1877 г. (запатентовавший его в 1884 г.) и возведен в ранг национального героя. Ему была назначена государственная пенсия, а объект в берлинском районе Вицлебен, из которого велись телепередачи, получил название "Телецентр имени Пауля Нипкова". К слову сказать, после изобретения диска Нипков никогда больше к работам в области телевидения уже не возвращался.

Перелом в сторону электронного телевидения

Нацисты довольно быстро поняли бесперспективность вещательных систем механического телевидения и перенесли основное свое внимание на электронную систему, созданную фон Арденне, с форматом 180 строк при 50 кадр/с и прогрессивной (то есть построчной) развертке. Была поставлена задача первыми в мире организовать вещание по электронной системе телевидения к лету 1936 г., то есть к открытию Олимпиады в Берлине, и тем самым доказать миру научно-техническое превосходство Третьего рейха.

В итоге уже в марте 1935 г. телецентр имени Пауля Нипкова в Берлине начал регулярные телепередачи по электронной системе из студии "Большой Берлин", продолжавшиеся почти непрерывно до февраля 1943 г., когда здание телецентра было разрушено при бомбежке. Сигнал изображения передавался на волне 6, 772 м., а звуковое сопровождение на волне 7,06 м.

В апреле 1935 г. в Берлине открылся первый общедоступный телесалон на 30 мест, в котором 3 раза в неделю (а с января 1936 г. ежедневно) с 20 до 22 часов проходили платные телесеансы длительностью один час каждый. Зрителей в телесалонах было много, но на первых порах их больше привлекала сама техническая новинка, чем содержание программ. К открытию Олимпийских игр в июле 1936 г. число телесалонов возросло до 33.

Во время Олимпиады в этих телесалонах было показано 48 специальных спортивных телепрограмм для аудитории общей численностью 160 тысяч человек. Телесалоны были оснащены двумя телевизорами с квадратным экраном размером 25x25 сантиметров, которые обслуживались техническим специалистом (фото 1). Очевидцы замечали, что довольно часто билеты в эти телесалоны купить было сложнее, чем на стадионы, поскольку по телевидению удавалось лучше рассмотреть детали спортивной борьбы, чем с трибун огромного стадиона. Один телесалон был построен для спортсменов в Олимпийской деревне (советских спортсменов на этих играх не было. СССР начал участвовать в них только с 1952 г., с Олимпиады в Хельсинки). Было также освоено производство телевизоров для индивидуального пользования (фото 2), но выпустили их очень немного: по разным источникам, от 500 до 800 штук, и в основном для кабинетов высокого начальства.

Для показа спортивных соревнований создали два типа передающих телевизионных камер: большую на иконоскопе (фото 3) и портативную (фото 4) на супериконоскопе, прототипе упомянутого выше IS-9. Однако обе камеры изначально предназначались для работы в студиях телецентра, для внестудийных же условий они могли иметь только очень ограниченное применение (даже в летнюю пору) ввиду недостаточной чувствительности. Поэтому немецкие специалисты применили для спортивных трансляций комбинированную кинотелевизионную систему с промежуточным фильмом (по-немецки — цвишенфильм), впервые предложенную в 1922 г. нашим соотечественником Г.В. Благовещенским. (Такой же принцип был использован советскими специалистами на космической станции "Луна-3" при первом фотографировании обратной стороны Луны в 1959 г.).

На крыше специально оборудованного автобуса (фото 5) была установлена киносъемочная камера, с которой отснятая пленка по светонепроницаемому фильмо-каналу запускалась в проявочную машину, смонтированную внутри автобуса (фото 6). Проявленная, закрепленная и высушенная кинопленка сразу же подавалась в телекинопередатчик бегущего луча, телесигнал от которого по УКВ-радиолинии подавался на телецентр для передачи в эфир. Качество изображения при этом получалось даже несколько выше, чем при прямой телепередаче, а некоторое запаздывание изображения зрители обычно не замечали. Кроме того, такая технология вещания создавала возможность повторов спортивных репортажей, что было особенно важно при сеансовых просмотрах в телесалонах.

Интересно отметить, что немецкий опыт телетрансляций с Олимпиады 1936 г. внимательно изучала большая группа японских специалистов, поскольку Олимпиада 1940 г. была намечена в Токио. Но она, как мы знаем, состоялась только в 1964 г. Кстати, часть помещенных в данной статье фотографий я впервые увидел именно в Японии в 1968 г. на Олимпийском телецентре телекомпании NHK в токийском районе "Ееги-сиба" на стенде, посвященном истории Олимпийских игр.

Новый высококачественный формат

После Олимпиады телевидение начало поиск своего места в пропагандистской машине Третьего рейха. Даже с учетом попыток подачи телесигнала по кабелю в Нюрнберг и Гамбург, ежедневная аудитория телесалонов не превышала 17 тыс. человек, при этом ежедневная киноаудитория была более 2 млн, а радиоаудитория -13 млн человек. Регулярное телевещание велось пять дней в неделю по 4 часа, и основу его составляли: пропаганда — официальные киносюжеты (25%), развлечения — концертные номера (20%), спорт (10%), учебные программы и т.д. Среди учебных программ обязательными были, например, "Школа домохозяек» (об экономии в быту) и "Школа солдатских невест".

Серьезной причиной малой популярности телевидения было очень невысокое качество изображения на экране при прогрессивной развертке на 180 строк. Рассказывают, что когда министр пропаганды И. Геббельс увидел самого себя на телеэкране, то ужаснулся и велел убрать телевизор из кабинета. Однако разобравшись в ситуации, он приказал форсировать переход на новый высококачественный телевизионный стандарт.

В ноябре 1938 г. телецентр имени Пауля Нипкова начал регулярные передачи с форматом кадра 4:3 и чересстрочным разложением на 441 строку при 25 кадрах (50 полей) в секунду. Заметим, что формат был по тем временам весьма передовой: в США и СССР готовилось вещание с разверткой на 343 строки, а в Англии с 1936 г. велось экспериментальное вещание с разверткой на 405 строк!

К началу вещания в новом стандарте было выпущено несколько десятков опытных бытовых телевизоров типа FE-1 (Fernseheempfanger-1), реконструированы телесалоны и начата в соответствии с тогдашней идеологией подготовка к массовому производству "народных телевизоров" (Volksfernseheempfanger). В то время уже были известны "народные автомобили" "Фольксваген", серийно выпускались "народные радиоприемники" "Фольк-семпфенгер".

Но у "Фольксфернзеемпфенгера" судьба не сложилась, Воюющая страна не смогла изыскать необходимые материалы для производства первой заводской партии телевизоров: нужны были, по имеющимся данным, 85 тонн стали и 23 тонны меди. Есть, однако, основания предполагать, что некоторые конструктивные решения, примененные в этих телевизорах, были позже использованы теми же немецкими инженерами в послевоенных советских телевизорах серии "Ленинград".

Как уже говорилось, несмотря на все сложности военного времени, телецентр имени Пауля Нипкова продолжал работу до февраля 1943 г. Его передачи были большей частью ориентированы на выздоравливающих после госпиталя солдат. Один из циклов передач был посвящен, например, своеобразным "параолимпийским играм" — спортивным соревнованиям среди солдат-инвалидов с ампутированными конечностями.

Конец спорам вокруг электронного телевидения

Успех электронных телетрансляций с Олимпиалы 1936 г. в Берлине, подкрепленный более чем годовым опытом регулярных передач для довольно многочисленной аудитории, стимулировал аналогичные работы во многих странах. Например, уже в августе 1936 г. в Лондоне, благодаря объединенным усилиям упомянутых выше Д. Бэрда и Ф. Фарнсуорта, начались телепередачи с прогрессивной разверткой на 240 строк, а в ноябре того же 1936 г. знаменитая ВВС начала вещание по стандарту с чересстрочной разверткой на 405 строк, в разработке которого решающее участие принимал выходец из России И. Шенберг.

В СССР же именно осенью 1936 г. началась работа над грандиозным планом телефикации всей страны. Центральным объектом данного плана предполагалось сделать проектировавшийся с 1931 г. высотный Дворец Советов (420 метров), а вспомогательным — Московский телецентр на Шаболовке. Реализация этого плана задержалась более чем на 10 лет из-за войны, а центральным его объектом, как известно, стал Общесоюзный телецентр в Останкино.

В долгих поисках информации об Олимпиаде в Берлине мне помогали многие люди, но особая моя признательность за ценные советы С.А. Муратову.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2006
Посещений: 21995


  Автор
Владимир Маковеев

Владимир Маковеев

Заместитель председателя редакционного совета

Всего статей:  69

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций


Обсуждение

Автор: Андрей, | 17-07-2010 09:02

Очень интересная статья

Обсуждение на форуме


Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:









Реклама на сайте


Вызов консультанта


Регулирование и стандарты
Оборудование и технологии
Экономика и менеджмент
Контент
Новые продукты
Гуманитарные технологии
Оборудование для передачи сигнала
Профессиональное HDTV-производство
Малобюджетное производство в HD-формате



Социальная реклама


Rambler's Top100

Яндекс цитирования


Бесплатная подписка | Форум | Контакты | Ссылки | Реклама на сайте

Copyright © 2003-2013, ООО "ГРОТЕК"
Использование материалов сайта возможно при указании активной гиперссылки на главную страницу этого сайта. Ссылка должна выглядеть так: Broadcasting.Ru.