В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Татьяна Коломиец
Эксперт Аналитического центра "Видео Интернешнл"
Эфир любого общероссийского телеканала состоит из продукции зарубежного и отечественного производства, причем в различных пропорциях. Однако в среднем расклад получается следующий.
Суммарный объем вещания девяти общенациональных телеканалов в 2009 году составил порядка 75 тыс. часов. Из них около 10 тыс. часов было занято коммерческой информацией (реклама, анонсы и пр.), остальное время распределилось между телепродукцией отечественного и зарубежного производства. Зарубежный контент представлен в основном кинофильмами и телесериалами (порядка 20 тыс. часов). Следовательно, около 45 тыс. часов пришлось на демонстрацию отечественного телеконтента, то есть созданного силами самих телеканалов и российских продакшн-компаний. Примерно половина контента отечественного производства (24 тыс. часов) приходится на четыре типа телепрограмм: телесериалы, художественные фильмы, документальное кино (фильмы и сериалы) и цикловые телепередачи. Именно этот контент, как правило, телеканалы заказывают/покупают у продакшн-компаний. Поэтому эти 24 тыс. часов эфира и были проанализированы нами (новостные, публицистические, спортивные и иные разовые проекты не учитывались). Хотя наш анализ не претендует на исчерпывающую полноту, но он дает репрезентативную картину, поскольку упомянутые 24 тыс. часов составляют треть телевизионного эфира наиболее популярных телеканалов и, кроме того, это в основном программы, выходящие в прайм-тайм, то есть формирующие самую “смотрибельную" часть эфира.
Итак, 24 тыс. часов телеконтента были сняты 525 студиями2. Но 10 компаний произвели почти половину этого объема (40%). Их можно считать лидерами среди производителей телеконтента (табл. 1).
Половина этих компаний известна в основном по своим телесериалам, но они работают и в других жанрах. Так, компания "Леан М” (кроме популярного телесериала “Солдаты", уже несколько лет идущего на РЕН ТВ) в 2009 году создала художественный фильм “Человек, который знал все”. Компания “Костафильм" наряду с сериалом “Папины дочки” производила такие программы, как “6 кадров” и “Слава богу, ты пришел!”, а “Амедиа", кроме повторных и премьерных телесериалов, в 2009 году была представлена на телеканалах четырьмя художественными фильмами и программой “Вечер с Тиграном Кеосаяном" (РЕН ТВ). Но, несмотря на то что эти компании являются создателями многих популярных телесериалов, не сходящих с экрана, лидером (по объему часов показа) в 2009 году стала студия “ТНТ-продакшн", главным форматом которой является реалити-шоу “Дом-2”, уже более 5 лет транслируемое на канале ТНТ.
Сериал является основой сетки вещания практически всех общенациональных телеканалов. В будний день на девяти рассматриваемых телеканалах выходило около 50 телесериальных линеек (включая повторы), причем в основном показываются российские телесериалы (80% от всего телесериального показа на шести основных телеканалах).
В 2009 году девять телеканалов показали суммарно более 10 000 часов российских телесериалов, которые произвели 126 студий, из них только 1700 часов - премьеры 2009 года, остальное - повторные показы популярных сериалов прошлых лет. При этом 70% показанных в 2009 году телесериалов (почти 7000 часов) было произведено 20 студиями (табл. 2) На три компании-лидера в производстве телесериалов - “Леан М”, “Амедиа" и “Костафильм” - приходится 30% из тех 10 000 часов телесериалов, которые были в эфире в 2009 году.
В 2009 году лидером в телесериальном показе оказался продюсерский центр “Леан М”: суммарно телеканалы показали 26 телесериалов этой компании (это более 2,5 тысячи эпизодов, или 1445 часов). Однако такие объемы обеспечили в основном повторные показы старого телесериала “Солдаты”, который идет в эфире РЕН ТВ уже шестой год. Новых телесериалов этой студии в 2009 году было показано три: “Однажды будет любовь” (Россия), “Хранитель” (НТВ) и “Дом кувырком" (СТС). Кроме того, они произвели (а НТВ показал) новые серии сериала “Платина".
Примерно в два раза меньше были представлены в телеэфире сериалы компании “Амедиа": 13 телесериалов (1210 эпизодов, или 795 часов). Значительную часть этого объема также обеспечили повторы хитов прошлых лет, которые показывали каналы холдинга “СТС Медиа": “Бедная Настя", “Не родись красивой” и “Татьянин день” (“Домашний”), “Моя прекрасная няня” (СТС). Но были и премьеры: “Спальный район”, “Деревенская комедия” (оба на Первом канале) и “Люди Шпака" (РЕН ТВ). Особо отметим сериал “Спальный район”, который примечателен как эксперимент Первого канала и производящей компании. Этот формат необычен, во-первых, хронометражом (30 мин. против традиционных 50 мин.); во-вторых, жанром. Это мелодрама, но снятая как “актуальный” сериал, то есть его герои живут в реальном социально-политическом контексте сегодняшнего дня - живут буквально тем же днем, что и телезрители, обсуждают те же проблемы и события, которые происходят “здесь и сейчас".
Продукция компании “Костафильм", входящей в холдинг “СТС Медиа", демонстрировалась только на каналах холдинга. Самый известный проект - сериал “Папины дочки" - не первый год идет на СТС, и в 2009 году были сняты и показаны новые серии этого сериала. Другой популярный телесериал компании - “Кадетство" - демонстрировался в 2009 году на двух каналах холдинга - СТС и ДТВ. Премьерами “Костафильм" в 2009 году стали сериалы “Маргоша", который в 2008 году с успехом прошел в Украине на канале “1+1”, и “Кремлевские курсанты" (оба на СТС).
В списке компаний-лидеров в сегменте телесериального показа (табл. 2) присутствуют две “компании-долгожители”: продюсерская компания ТТО (Творческое телевизионное объединение) и “Студия 2В”. Продюсерская компания ТТО входит в группу “Новелла", которую возглавляет Юрий Беленький - продюсер таких успешных телепроектов, как “Ундина", “Обреченная стать звездой”, а также первого российского телесериала “Горячев и другие" (1992). В 2009 году зрители увидели два новых сериала этой компании: “Гонка за счастьем" (“Россия") и “Кармелита. Цыганская страсть” (“Россия"). Последний проект является продолжением сериала “Кармелита" (2006 год, “Россия”) и насчитывает более 200 серий.
В отличие от ТТО, у “Студии 2В” в 2009 году не было премьерных телесериалов, но в эфире НТВ выходили новые серии ставших популярными в прежние годы сериалов “Возвращение Мухтара" и “Кодекс чести".
Какие из телесериалов вызвали наибольший зрительский интерес в 2009 году, показывает топ-лист (табл. 3). Самым высокорейтинговым стал сериал “Доярка из Хацапетовки. Вызов судьбе”, снятый после ошеломляющего успеха фильма, показанного на телеканале “Россия" в 2007 году (рейтинг — 11, доля - 31%). Произвела сериал, как и сам фильм, украинская компания “Новая студия", которая до этого “засветилась” на российских телеканалах такими проектами, как сериал “Завтра будет завтра" (СТС), фильмы “Ворожея" и “Колечко с бирюзой” (“Россия"). Эти проекты также пользовались успехом у зрителей и собирали большие аудитории.
В двадцатке наиболее популярных сериалов 2009 года три продукта, которые произвела компания “Панорама", и два телесериала компании “Фаворит-фильм”. Но если “Панорама" предложила продолжение успешных сериалов “Тайны следствия” и “Катерина", то “Фаворит-фильм" снял два оригинальных сериала, ставших едва ли не самыми успешными премьерами года: “Вольф Мессинг" (“Россия”) и “Террористка Иванова" (Первый канал).
Художественных фильмов российского производства в 2009 году было показано на телевидении в 5 раз меньше, чем российских телесериалов, - чуть более 2000 часов. Эти фильмы были произведены силами 280 компаний. При этом на двадцать компаний-производителей (табл. 4) приходится почти половина часов этой продукции (48%), а треть компаний были представлены в телеэфире только одним фильмом.
Среди производителей художественных фильмов выделяются две лидирующие кинокомпании: “СТВ" и “Русское". При этом “СТВ” является лидером в производстве кинофильмов (достаточно назвать такие фильмы, как “Брат", “Брат-2”, “Сестры", “Кукушка", “Блокпост", “Груз 200”, “Война" и др.), а кинокомпания “Русское" производит телефильмы.
Всего в 2009 году на телевидении было показано 33 кинофильма производства “СТВ”. Из них две картины были телевизионными кинопремьерами: “Морфий” (“Россия") и “Каменная башка" (НТВ), которые в 2008 году демонстрировались в кинотеатрах.
Кинокомпания “Русское" специализируется на производстве телевизионных фильмов (так называемых “телемувиков”) для телеканала "Россия", являясь основным поставщиком продукции для вечерней кинорубрики “Сделано в России” (суббота и воскресенье). В 2009 году канал показал 29 телефильмов этой компании, и почти половина из них - премьеры (14 фильмов). Одним из самых успешных проектов этой компании является мелодрама “Варенька" (2007 г.), которая с 2007 года не исчезает из топлистов канала. В 2009 году были показаны два премьерных фильма, снятых как продолжение этой мелодрамы: “Варенька. Испытание любви" и “Варенька. Наперекор судьбе“. И вновь эти фильмы попали в число самых высокорейтинговых программ канала.
Отдадим должное также “корифеям" российского кинопроизводства -киностудиям “Мосфильм", “Ленфильм" и Киностудии им. Горького. В 2009 году телеканалы показали 43 картины (129 часов) этих студий, и лишь одна картина являлась премьерой. Фильм “Лучшее время года" был выпущен Киностудией им. Горького еще в 2007 году, но лишь в этом году картину показал Первый канал.
• • • • •
Продолжение следует
.........................................
1 Использованы данные исследовательской компании TNS (мониторинг эфира, электронные измерения телесмотрения), а также база данных "Классификатор эфирных событий” компании "Видео Интернешнл”.
2 Некоторые компании включают в себя несколько студий (например, Костафилъм включает Киноконстанту и Костафилъм; Телеалъянс: Телеформат и ТелеРоман и т.д.). Для расчетов в таких случаях мы относили продукцию к одной (базовой) компании-производителю.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2010
Посещений: 17452
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций