В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Недостаточное количество программ, адресованных детям, заставляет ребят переключать свой интерес на специализированные платные каналы, которые распространяются в сетях операторов кабельного, спутникового и IP-телевидения. В настоящее время в России подобных детских каналов насчитывается уже более 20. Каждый третий ребенок в возрасте 10-14 лет регулярно (не реже, чем раз в неделю) смотрит детские тематические каналы. Несмотря на пока еще сравнительно небольшой технический охват, в борьбе за детскую аудиторию они могут составить конкуренцию даже популярным федеральным каналам.
Среднее время просмотра платных телеканалов у детей значительно выше, чем у взрослых, и составляет около полутора часов в сутки, в то время как взрослые смотрят неэфирные каналы в среднем не больше часа. Естественно, когда мы говорим о специализированных детских каналах, эти цифры расходятся еще больше.
Отдельные детские платные телеканалы легко могут состязаться по популярности у детской аудитории с крупными общефедеральными каналами.
Так, в 2009 году канал Jetix обогнал по количеству “маленьких" телезрителей такие эфирные каналы, как “РЕН-ТВ”, “ТВ-3”, “2x2”, “Домашний”, хотя уровень его проникновения значительно ниже, чем у этих каналов.
Что же предлагает юным зрителям платное ТВ? Большинство каналов старается занять свою очень узкую возрастную нишу и найти собственную изюминку, которая выгодно отличит этот телеканал от остальных.
Довольно популярным в настоящее время у детей платным телеканалом является Jetix, принадлежащий The Walt Disney Company. Канал рассчитан на детей от 6 до 14 лет. Он предлагает не только мультфильмы, но также детские фильмы и сериалы. Все наполнение в лучших американских традициях: яркое, динамичное, гиперактивное. Среднее время просмотра Jetix детьми 4-9 лет составляет
большее двух часов в день. Таким показателем не может похвастаться ни один эфирный канал, даже у популярного среди детей канала СТС эта цифра не превышает 1,5 часа.
Jetix Play - второй телеканал из семейства Jetix Family, предназначенный для самых маленьких зрителей (не старше 7 лет). Благодаря нацеленности на младшую аудиторию канал выглядит как смягченная версия Jetix: цвета побледнев, мультфильмы поспокойнее, сюжеты подобрее, в эфире присутствуют образовательные программы.
Два крупных детских телеканала принадлежат российским телекомпаниям. Это “Бибигон” от телекомпании ВГТРК и “Теленяня” от “Первого канала". “Бибигон" нацелен прежде всего на учеников младшей школы. Благодаря тому что он не только входит в пакеты платного 1 В, но также в определенные часы выходит на каналах “Россия 1” и “Россия К", а также включен в социальный пакет “Мосте-лекома" в Москве, это наиболее известный из специализированных детских каналов. По данным исследовательской компании “TNS Россия”, его знают больше половины всех детей в нашей стране. На канале показывают мультипликационные и художественные фильмы, сериалы, детские передачи и телеигры. Большая часть программ - отечественного производства. Сетка вещания подстроена под расписание дошкольников и школьников.
“Теленяня” рассчитан на зрителей в возрасте от 3 до 8 лет. Принадлежность к большому телевизионному холдингу позволяет “Теленяне" выстраивать свою программную сетку на детских передачах собственного производства. По заявлению самого канала, его миссия -“развивать, учить и радовать маленьких зрителей".
Одним из первооткрывателей специализированных детских каналов в мире является Nickelodeon. Впервые он вышел в США уже более 30 лет назад. Канал ориентируется на детей от 2 до 11 лет, и именно на нем выходит целый ряд самых известных американских мультсериалов - таких, как “Губка Боб Квадратные Штаны”, “Котопес”, “Ох, уж эти детки" и др. Для подростков на телеканале представлены многочисленные сериалы про школьников и их взаимоотношения со сверстниками, родителями и учителями.
Одним из самых старых детских каналов в России является “Детский мир”. Это один из четырех каналов отечественного платного телевидения, с которыми стартовал спутниковый пакет “НТВ-Плюс”, таким образом, канал вещает в России уже более 10 лет. Его программы рассчитаны на все возрастные категории: от дошкольников до старшеклассников. Основу канала составляет классика советской мультипликации и детско-юношеских фильмов.
“Детский” - еще один канал с российским контентом. Содержание его программ предназначено для детей от 3 до 16 лет. Ежедневные трансляции формируются из мультипликационных и художественных фильмов, а также познавательных и развлекательных программ.
Два детских канала в России носят ярко выраженный православный характер. Это “Радость моя” и “Улыбка ребенка". “Радость моя” - это канал не только для детей, но и для всей семьи, хотя основная аудитория канала - это все же дети. В сетке представлены культурно-просветительские, образовательные, религиозные детские программы собственного производства, а также мультипликация и большой блок для самых маленьких. “Улыбка ребенка" - христианско-просвети-тельский канал для детей от 3 до 11 лет. Телеканал предлагает юным телезрителям художественные фильмы, христианские мультфильмы и познавательно-развлекательные детские передачи, созданные как в России, так и в других странах.
У многих детских каналов мультипликация занимает почти 100% эфира. Так, например, анимация составляет основу вещания телеканала “Мультимания", рассчитанного на детей от 5 до 15 лет. Канал Boomerang, ориентированный на малышей в возрасте от 3 до 7 лет, специализируется на классических мультфильмах, в основном от Warner Brothers, MGM и Hanna-Barbera. Cartoon Network, предназначенный для детей в возрасте 6-11 лет, специализируется исключительно на мультипликационных сериалах. KidsCo основной упор делает на мультфильмах для детей от 6 до 10 лет.
Единственный на сегодняшний день телеканал для детей младше 3 лет, вещающий в России, - канал Baby-TV. В течение дня на нем транслируются яркие и при этом простые по графике мультфильмы и короткие программы, прерываемые видеоклипами любимых детских песен. Ночью в эфире легкая музыка и плавно сменяющийся визуальный ряд, предназначенный для успокоения неспящего малыша. В сетке канала присутствуют также передачи с полезной информацией для родителей. Канал вещает на английском языке.
Еще одним каналом для самых маленьких является Jim-Jam. Он ориентирован на детей до 6 лет. Большая часть анимационного наполнения эксклюзивно производится именно для Jimjam. В этом есть как свои плюсы, так и минусы. Далеко не каждый детский канал может позволить себе собственный контент, но при этом большая часть мультфильмов неизвестна и непривычна российской аудитории. Также в эфире Jimjam выходят развивающие передачи, позволяющие дошкольникам учиться считать, знакомиться с геометрическими фигурами, цветовой палитрой и основами английского.
Tiji и Gulli - два французских взаимодополняющих канала для детей. Tiji предназначен для малышей до 7 лет, и в его сетке преобладает мультипликация, хотя присутствуют также художественные фильмы и программы. Gulli ориентируется на детей постарше - от 6 до 15 лет. На нем преобладают документальные передачи и фильмы, хотя есть также анимация, сериалы, шоу для всей семьи. Наполнение обоих каналов максимально доброжелательное с отсутствием каких-либо намеков на жестокость и насилие.
В результате ребрендинга детского канала “Ракета ТВ" теперь в России есть первый телеканал для подростков от 12 до 17 лет - Teen TV. Из сетки вещания пропали передачи для детей младшего школьного возраста, зато появилось больше реалити-шоу, художественных фильмов подростковой тематики, познавательных программ собственного производства, сериалов, аниме-фильмов.
В России существует также познавательно-просветительский телеканал, рассчитанный на широкую аудиторию учащихся. Это телеканал “Знание" (старое название “Школьник ТВ"). Жанровую структуру составляют учебные, научно-познавательные, исторические и документальные программы, классика отечественного кино, театра и мультипликации, а также программы для малышей.
Еще один детский канал, отличающийся особой тематикой, - FootSchool TV. Это канал для детей и подростков 10-19 лет, увлеченных футболом. Он посвящен обучению игре в футбол, а также развлечениям, так или иначе связанным с футболом.
Таким образом, разнообразие платных каналов, вещающих в России, велико. Но платное телевидение есть еще далеко не в каждой семье. И большая часть российских детей вынуждена смотреть общедоступное эфирное ТВ и искать там интересные для себя программы, что совсем не просто. Приходится признать, что детская аудитория действительно не слишком интересна эфирным телеканалам. Почему же так происходит?
В советский период телевещание для детей было направлено на достижение единой цели - воспитание подрастающего поколения. Образовательных и учебных телепередач в СССР было больше десятка. Среди них такие известные и всеми любимые, как “Спокойной ночи, малыши!”, “АБВГДейка", “Веселые старты”, “Веселые нотки" и т.д.
Но в 1990-е годы приоритеты изменились - возобладали законы рынка, воспитательные цели и художественные достоинства телепередач отошли на второй план под натиском коммерческого интереса, который диктуется прежде всего рекламодателями. А детская аудитория для рекламодателей не столь привлекательна.
Это связано, во-первых, с финансовой несостоятельностью детей. Несмотря на то что индустрия детских товаров -огромный прибыльный бизнес, это родители, а не дети решают, на что потратить деньги, поэтому рекламу товаров для детей чаще можно встретить в передачах, рассчитанных на взрослую аудиторию, прежде всего, конечно, женскую. Во-вторых, интерес рекламодателей к детскому вещанию незначителен из-за законодательных ограничений на размещение рекламы в детских и образовательных телепередачах. Продолжительность рекламы в таких передачах может составлять не более трех минут до и трех минут после программы. Совокупность этих факторов и приводит к постепенному вымыванию детских программ из эфира.
В последнее время тот факт, что программная политика большинства эфирных каналов не учитывает детские интересы, стал очевиден не только для самих зрителей, но и для представителей государственных и общественных структур. Наметились позитивные сдвиги, связанные с осмыслением значимости вещания для детей. В частности, в состав первого мультиплекса цифрового телевидения был включен детско-юношеский телеканал, который должен быть сформирован до 1 января 2011 года на базе телеканалов “Теленяня” и “Бибигон".
Казалось бы, пора приступать к созданию нового телеканала. Но формулировка указа достаточно расплывчата: непонятно, каким образом должна быть выстроена совместная работа телекомпаний “Первый канал. Всемирная сеть" и ВГТРК. В этой связи в начале 2010 года “Первый канал" начал формировать будущий детский канал своими силами.
Команда “Теленяни" разработала концепцию телевизионного проекта. Согласно этому проекту, в основу программной сетки нового телеканала будут положены развивающие и образовательные передачи отечественного и зарубежного производства, спортивные, музыкальные и игровые шоу, викторины, лучшие образцы детского кинематографа и мультипликации, ток-шоу для подростков и передачи для семейного просмотра. Программа передач будет строиться на основе распорядка дня детей разных возрастных групп.
В 2010 году по инициативе “Теленяни” приступит к работе общественный совет, состоящий из известных педагогов, специалистов в области детского телерадиовещания, общественных деятелей. Они будут контролировать развитие нового телеканала.
По большому счету для потребителей нет никакой разницы, кто именно будет создавать общественный канал для детей. Главное, чтобы продукт получился качественным, безопасным и интересным. Ведь перед создателями стоят не самые легкие задачи. Вопрос содержания нового детско-юношеского канала тесно связан с актуальной для современного российского общества проблемой определения идеалов, смысловых и духовно-нравственных ориентиров. Телеканалу будет необходимо искусно объединить задачи образовательные и воспитательные с развлекательной функцией, что подчас очень сложно. При этом планируется, что канал будет рассчитан на достаточно широкую детскую аудиторию, то есть его должно быть интересно смотреть как малышам, так и подросткам. А у детей разница всего в несколько лет ощущается как непреодолимая пропасть, поэтому стоит уделить особое внимание созданию специализированных программ для разных возрастов и хорошему балансу между ними, чтобы наличие программ для самых маленьких не оттолкнуло от экрана подростков, и наоборот. Если будущим создателям канала это удастся, то будет совершенно не важно, какая из телекомпаний этого добилась. Главное, что у российских детей наконец появится доступ к бесплатному качественному телепродукту, сделанному специально для них, в соответствии с их интересами и потребностями.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2010
Посещений: 21224
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций