В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Наблюдается перенасыщение непроизводящих профессий: менеджеров по продажам, юристов, экономистов, а настоящих производственников, способных на изобретения и разработки, катастрофически не хватает. Средний возраст квалифицированных инженеров сегодня подходит к порогу в 60 лет, а в некоторых наиболее сложных областях техники уже давно перевалил за пенсионный рубеж. Российские разработки развивают и поддерживают в основном старики. Связь поколений на отечественном инженерном уровне имеет тенденцию разрыва с последующим научно-техническим провалом.
Без специализированных лабораторий и молодежных центров по техническим дисциплинам результатов не достичь. Мы испытываем голод в новейших технических разработках и изобретениях и одновременно с этим упорно продолжаем отбрасывать на обочину развития общества инициативную молодежь. Поэтому нужно уже сегодня вплотную заниматься методологией технического творчества и изобретательства. Рождение академика, ученого, инженера и любого квалифицированного технического специалиста происходит не в день его признания, а в возрасте 10–14 лет. К сожалению, сегодня пакет дополнительного образования подрастающего поколения откровенно скуден и в нем доминируют лишь зрелищные виды: песни, танцы и спорт.
Предлагаемое новаторское движение основано на развитии технического творчества в области радиотехники, радиосвязи и радиовещательных технологий. В 50-е, 60-е и 70-е годы прошлого века народное (неформальное) радиовещание было одним из массовых и ярких движений в нашей стране, оно являлось колыбелью профессиональных радистов и инженеров радиотехники, радиовещания и радиосвязи, из его рядов вышло большинство нынешнего инженерного и руководящего состава. В наши дни это движение продолжает существовать по стране на средних, коротких волнах и в диапазоне FM. Характерно то, что этим увлекаются не отбросы общества, как это пропагандировалось раньше, в СССР (даже название было придумано – радиохулиганы), а искренне увлеченные радиотехникой, талантливые и целеустремленные молодые люди. В связи с этим в 2005 году появилась инициативная группа по легализации индивидуального радиовещания. Идея легализовать давнее радиотехническое увлечение технически грамотной молодежи – индивидуальное (любительское) радиовещание – принадлежит Сергею Николаевичу Комарову, радиоинженеру-разработчику, директору компании “Радиовещательные технологии” (г. Москва), который сам в юные годы был неформальным радиовещателем и прекрасно владеет этой темой изнутри. В разных городах России у него есть сподвижники, которые с завидным оптимизмом помогают в этом нелегком деле. Весной 2009 года ко Дню радио появился сайт этого проекта (www.cqf.su), он прозрачен в своих намерениях, на нем можно ознакомиться с текущей работой инициативной группы в Тюмени, Бийске, Владимире, Ачинске, Москве и Ленинградкой области. В конце 2009 года инициативная группа провела первую конференцию индивидуального радиовещания, получившую поддержку Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. И вот в начале сентября 2011 года в Роскомнадзор были поданы документы с просьбой инициировать конкурс на разработку радиочастот в верхней части средневолнового радиовещательного диапазона при их коллективном использовании различными станциями индивидуального радиовещания, объединенными в единую любительскую организацию. Поскольку неформальное радиовещание зародилось в нашей стране в 50-х годах прошлого века в верхней части диапазона средних волн, то именно в этом участке (1449–1620 кГц) и запрашиваются радиочастоты для индивидуального (любительского) радиовещания.
Создание по стране молодежных центров технического творчества, и в частности клубов индивидуального (любительского) радиовещания, предполагает воспитание у молодежи и подростков любви к своим созидательным увлечениям на благо своего города и страны в целом, а на этом ведь зиждется любовь к Родине. Необходимо активно культивировать тот пласт деятельности молодежи, который находится за зоной влияния образовательных учреждений. Это развитие таких интеллектуальных навыков, как радиотехнические дисциплины, звукорежиссура, музыкальная культура, моральные нормы поведения в обществе, психология общения, наконец, создание собственных радиовещательных программ и общение со слушателями в прямом эфире. Дополнение учебного процесса данным хобби поможет глубже и с интересом изучать такие предметы, как физика, математика, литература, история и родной язык. Все эти качества, без сомнения, могут стать незаменимыми помощниками в жизни молодого человека и позволить ему занять достойное место в современном обществе.
Сеть молодежных центров индивидуального (любительского) радиовещания по всей стране – это то решение, в котором микрофон, самодельный передатчик и антенна радиовещательной станции станут проводником развития интеллекта и своеобразным интерфейсом личности с реальным миром. Радиовещательная станция поможет обрести технические навыки и публичность во многих направлениях формирования подростка и стать двигателем развития его личности и сознания.
Психологическим фактором привлечения молодежи в технический центр является самореализация публичности. Занятие индивидуальным радиовещанием позволяет увидеть в действии созданное своими руками и предъявить плоды рук своих для признания другими людьми. Это позволит подросткам самоутверждаться в созидании, интеллекте, творчестве. Поэтому, индивидуальное (любительское) радиовещание сегодня очень актуально, это понимают не только ученики и инициативная группа, но и преподавательский состав школ, вузов и родители. Ведь, чтобы построить и включить радиостанцию, нужны знания физики и математики. Чтобы красиво говорить, нужно “дружить” с русской речью, литературой и знать историю. Чтобы создавать красивые музыкальные программы и заставки, следует развивать музыкальный вкус. Все эти качества способен развить молодежный центр технического творчества на базе некоммерческой любительской станции индивидуального радиовещания.
Основу сектора индивидуального радиовещания центра технического творчества молодежи, или станции юных техников, будет составлять некоммерческая (любительская) радиовещательная станция с эфирной студией, звукозаписывающей и монтажной аппаратной, с богатой и разножанровой фонотекой, с передающим и звукообрабатывающим оборудованием, с антенными системами, поднятыми максимально высоко над уровнем окружающих зданий. И вокруг этого студийного аппаратно-передающего комплекса будут создаваться радиокружки различной направленности. Индивидуальное радиовещание многогранно. Потому и радиокружков будет несколько. Разумеется, начальником сектора индивидуального радиовещания должен быть радиоинженер, который успешно реализовался в своей профессиональной области и в юности сам занимался неформальным радиовещанием. И это принципиально! Лишь такой человек способен передать подросткам свою любовь к радиотехнике и энтузиазм, увлечь их, показать красоту радиосхем и инженерных решений! Такими же должны быть и руководители радиокружков. Ведь передать молодежи можно лишь то, чем в совершенстве владеешь сам!
Сегодня среди увлекающейся радиотехникой молодежи очень популярно направление высококачественного воспроизведения звука, так называемый Hi-End. Как правило, это самодельные ламповые усилители мощностью десятки, а то и под сотню ватт. Есть и моно, и стерео, и “пять плюс один” для домашних кинотеатров. Ими интересуются многие. В радиовещании такие технические устройства выполняют функции высококачественных амплитудных модуляторов. И у них есть свои интересные технические особенности. Звукоусилительная аппаратура также используется и молодежными самодеятельными музыкальными группами. И если ребята, вместо того чтобы клянчить деньги у родителей на китайские усилители, колонки и микшеры, будут создавать их сами в таком радиокружке, то это прекрасное увлечение и отличное направление в воспитании будущих инженеров по аудиотехнике. К тому же выступление молодежных и никому не известных музыкальных групп в прямом эфире радиостанции индивидуального радиовещания можно только приветствовать! Таким образом, музыкальное творчество молодежи сможет обрести аудиторию слушателей, единомышленников и найти свое признание.
Второе направление – собственно радиовещательные АМ-передатчики малой мощности на средние и короткие волны (до 250 Вт в режиме несущей). В них много технических особенностей и интересных инженерных хитростей. На сегодняшний день их не производит ни один завод в нашей стране. Соответственно нет и специалистов. Иными словами, в данном направлении радиопромышленности наступил разрыв поколений и потеряна технология производства радиоаппаратуры такого класса. Недаром почти на всех современных радиостанциях работают импортные радиопередатчики. В нашей стране разорвана преемственность поколений разработчиков радиоаппаратуры. И это нужно возрождать. Срочно! Ведь в самом ближайшем будущем мы будем внедрять цифровое вещание DRM, а специалистов по таким передатчикам у нас нет. Неужели опять будем поддерживать отечественным бюджетным финансированием иностранные фирмы и их радиозаводы? Может, хватит разбазаривать народные деньги?
Третье направление – передающие и приемные антенны диапазонов средних и коротких волн, ориентированные на радиовещание. А ведь это направление, кроме того, будет полезно и службам радиоконтроля промышленных радиопомех. И это очень актуальное и интересное направление деятельности. Во времена моей юности были такие радиокружки – “охота на лис”, когда, используя радиоприемник-пеленгатор с направленной антенной, ребята учились в считанные минуты обнаруживать спрятанную “лису”, якобы шпионский радиопередатчик, выходящий в эфир в полевых условиях пересеченной местности. А это, помимо радиотехники, и активные занятия на природе, и ориентирование по карте на незнакомой местности, и умение преодолевать препятствия, и прикладная спортивная физподготовка.
Четвертое – звукорежиссура, мастеринг, звукозапись, восстановление старинных музыкальных записей великих музыкантов, создание звуковых эффектов, составление интересных радиопрограмм в различных музыкальных жанрах, история их создания, непосредственное ведение собственного прямого эфира на радио, запись молодых исполнителей и молодежных музыкальных групп. Системы автоматизации ведения прямых эфиров и составления расписаний радиопрограмм, исследования настроений и предпочтений аудитории в разные время дня, недели, времена года и т.д. Собственно, именно в таком радиокружке могут формироваться будущие технические директора радиовещательных компаний и музыкальные редакторы, в совершенстве владеющие всем техническим комплексом радиовещательной станции.
Есть еще одно увлекательнейшее направление, пятое, – искусство публичных выступлений и психоакустика. И это не только ораторское искусство. Создание настроения у аудитории слушателей посредством интонации, темпа и тембра голоса. На каждой современной радиостанции, начиная с 30-х годов прошлого века, после проведения соответствующих исследований перед радиопередатчиком устанавливается так называемый эфирный процессор. Устройство, формирующее сугубо свой интонационно-тембральный портрет звучания радиостанции, принятый в той или иной целевой аудитории. Этот прибор делает приятным сам звук радиостанции. Отечественных приборов такого назначения нет и в помине. И этим тоже нужно заниматься. Создание положительных эмоций у слушателей – это важное направление в развитии технологий современного радиовещания.
Шестое направление – это радиоприемники. Оно в радиотехнике старо как мир! Еще А.С. Попов, изобретая радио и радиоприемный аппарат, делал главный упор именно на совершенствование радиоприемной техники. В этой сфере производства сделан большой шаг вперед. Это очень перспективная и прибыльная отрасль бизнеса! Ведь радиоприемников требуются миллионы. Однако почему-то отечественных радиоприемников в магазинах уже давно не найти. А если вдруг и находятся, то могут конкурировать с иностранными лишь своей ценой, но отнюдь не функциональностью и качеством. Грустное положение дел. Но ведь грядет внедрение цифрового радиовещания системы DRM, а таких радиоприемников у нас нет, впрочем, их нет и во всем мире, и это важное направление, по которому тоже нужно готовить будущих радиоспециалистов и инженеров.
Седьмое. А реставрация и ремонт старинных дедушкиных радиоприемников? Это ли не интереснейшее направление для радиокружка? Ведь, ремонтируя и изучая ламповые радиоприемники 30-х, 40-х, 50-х годов прошлого века, проникаешься любовью к их создателям и к тем, кто их сохранил, начинаешь понимать логику разработчиков, видеть изящные инженерные решения того времени и постепенно втягиваешься в увлекательный мир радиотехники. История радиотехники – это важное воспитательное направление для будущих радиоинженеров! А когда из динамика бабушкиного радиоприемника, любовно отреставрированного ее внуком, звучат душевные поздравления и слова любви, признательности и внимания к дорогим и близким людям непосредственно от тех, кто эти приемники оживил, то это ли не радость для старшего поколения? Это ли не общечеловеческое воспитание нашей молодежи?
И это далеко не все!
Восьмое направление радиолюбительского творчества. Устройства электропитания необходимы каждому радиоприбору. А это не только электропроводка, трансформаторы и выпрямители. Каждый компьютер питается от устройства бесперебойного электропитания. Зарядные устройства для всевозможных аккумуляторов, в том числе и автомобильных. Питающие сетевые адаптеры для различных бытовых радиоустройств. Аппараты для ведения сварочных работ. Ведь все эти устройства не должны создавать импульсные и радиопомехи в окружающем пространстве, и в особенности в электросети. Чистота питающей электросети – это залог качественной работы радиоприемников и многих радиоприборов, как бытовых, так и промышленного назначения. А некоторые медицинские приборы и вообще не могут работать, когда в электросети помимо положенных 50 Гц присутствуют иные импульсные сигналы либо от неисправных устройств электропитания, либо от безграмотно разработанных систем передачи информации. И поэтому встает серьезная задача, как фильтровать электросеть от радиопомех. Это важное и увлекательное направление деятельности тоже нужно “подавать” будущим радиоинженерам и инженерам-электрикам еще в подростковом возрасте!
Таким образом, сектор индивидуального радиовещания в центре технического творчества молодежи должен в своем составе иметь, помимо собственно радиовещательной станции, еще несколько различных технических радиокружков, по крайней мере по восьми перечисленным направлениям! Радиотехника, как весь мир и наше общество, развивается, и соответственно появляются новые разновидности инженерной деятельности. Невозможно уже одному человеку охватить все направления в радиотехнике. Именно поэтому, когда ставится цель возвращения престижа инженерных профессий, воспитания будущих квалифицированных и влюбленных в свою профессию инженеров, необходимо создавать радиокружки различной направленности.
Сейчас в школах и институтах очень много внимания уделяется компьютерным технологиям. Это, безусловно, важно. Компьютер – хороший вспомогательный инструмент для радиоинженера. Но не стоит переоценивать роль компьютеров в радиотехнике. При всей своей многозадачности и широте применения, компьютер никогда не усилит высококачественный звук (это делают аналоговые усилители, как правило, ламповые), он не сформирует мощный высокочастотный радиосигнал для радиопередачи (это делают радиопередатчики, и во многих из них на выходе тоже работают радиолампы), не сможет излучать электромагнитное поле в пространство (это делают антенны), ему никогда не обеспечить самому себе источник электропитания и уж подавно не выработать электроэнергию. И еще много точек приложения, где роль компьютера не является основной, хоть и приносит некоторый выигрыш. Перечисленное выше – это не функции компьютера. И делая акцент лишь на компьютерные технологии в центрах технического творчества молодежи, мы потеряем и будущих радиоинженеров и отечественную школу радиотехники. А такая тенденция наблюдается. Стоит хорошо помнить, что компьютер – это всего лишь инструмент радиоинженера. Хороший инструмент с широкими возможностями, но вовсе не универсальный. И готовить из наших детей компьютерные придатки, не умеющие более ничего, кроме как стучать по клавишам в ICQ и “зеленеть” перед монитором в виртуале, – это значит загубить отечественную инженерную отрасль.
Именно молодежные центры индивидуального радиовещания, размещенные по всей России, помогут заложить начальные знания в этом направлении. Кроме того, эта увлекательная деятельность вернет интерес слушателей к ныне почти забытому диапазону средних волн и в скором будущем создаст площадку для развития DRM-вещания в России. Да, именно в молодежных центрах индивидуального радиовещания начнется предвузовская подготовка будущих кадров. Радиокружок – это прежде всего закрепление пройденного материла, развитие у подростков тонкой моторики, расширение границ знаний физики и электроники. Здесь каждый член радиокружка имеет возможность включить свой творческий разум и самостоятельно выполненное изделие в общую схему радиовещательной станции, попробовать себя у микрофона. А достижение любой цели, даже незначительной, вызывает у молодого человека радость творчества и самоуважение.
Как приятно послушать программу, подготовленную своими чадами для их родителей, бабушек и дедушек! Как радостно будет услышать девушке поздравление в ее день рождения от любимого человека! Как забьется сердце ветерана Великой Отечественной войны, если 9 мая его поздравит коллектив целой школы! Или в прямом эфире с поздравлением выступит комиссар областного военкомата через школьный самодельный радиопередатчик, который сделал его внук!
Здесь уместно поднять тему меценатства. Да, именно в этом возрасте подростков нужно готовить к самоотдаче. Кто сегодня помнит своего первого учителя по радиоувлечению? Наверное, не все. Напомню, что раньше был такой лозунг: “Научился сам, научи других”, это и есть меценатство. Есть и такая поговорка: “Знания удваиваются, если мы их расскажем друг другу”. Именно на этой волне молодежный центр обязательно будет совершать рейды с выездной радиостанцией по отдаленным точкам области. Здесь вам и туризм, и меценатство, и экспедиция, и автопробег, если хотите. Выездные мероприятия и обучающие радиопрограммы познакомят молодежь других городов и сел с индивидуальным радиовещанием, заложат в них зерно стремления к созиданию и к полезной организации досуга. Это здоровая миграция культуры в отдаленные точки областей или районов.
Хочется отметить, что все, что здесь изложено, охватить одному человеку невозможно, но, разбив увлечение радиовещанием на составляющие в различных радиокружках, можно охватить и добиться многого. Диапазон развития молодого человека в таком молодежном центре будет необычайно широк и потребует от руководителей данного направления особых усилий, которые проявятся в интеллектуальном богатстве нашей страны уже через несколько лет. Это и есть “золотой запас” нашего общества, который с течением времени даст интеллектуальные дивиденды.
Сегодня сотни тысяч молодых людей и творческих личностей, так называемая группа особого внимания, остаются на обочине процесса созидания. Молодежь обделена личностным отношением к ним и является одним из наименее защищенных слоев общества. В сочетании психологических и социальных факторов у некоторых молодых личностей развивается девиантное поведение, а также всевозможные формы закоснения развития. Ни для кого не секрет, что этому способствует неконтролируемое увлечение компьютерными играми типа “стрелялок” и “ходилок”, а также неосознанное пропадание в виртуальном мире, в подъезде или даже подвале. Вместе с тем интерес молодежи к реальному миру, расширению связей своего “я” с обществом и реализации в нем себя не ослаб, но невозможен без проявления публичности. Я уверен, что молодой человек еще до окончания школы должен сознательно выбрать свою будущую профессию. Это поможет ему раньше определиться с приоритетным выбором знаний в школе для поступления в тот или иной вуз и в определении всей своей жизненной позиции. Основываясь на психологическом анализе профессиональных специалистов, инициативная группа по индивидуальному (любительскому) радиовещанию упорно движется к своей цели и будет благодарна тем, кто напишет свой отзыв и поделится конкретными предложениями об этом движении.
Подводя черту под вышеизложенным, хочется добавить, что любое государство имеет природные ресурсы, и к ним относятся не только полезные ископаемые, но и интеллектуально развитое общество. Какой же силой обладает то государство, в котором есть все и сразу! А умение пользоваться своими природными ресурсами в полной мере делает такое государство сильнее и богаче! Только вместе мы сможем решить эту нелегкую задачу.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2012
Посещений: 12626
Автор
| |||
В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций