В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
С момента проведения первой конференции по индивидуальному радиовещанию прошло два года1. За это время, следуя рекомендациям “круглого стола” по теме “Индивидуальное (любительское) радиовещание в России”2, прошедшего при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, были образованы и успешно работают в регионах нашей страны школьные радиовещательные кружки (Тюмень3, Ленинградская область4), разработаны схемы и конструкции маломощных вещательных радиопередатчиков и антенных систем, которые удовлетворяют профессиональным техническим нормам на качество эфирного сигнала и могут быть самостоятельно изготовлены школьниками и студентами на занятиях в радиокружках и в учебных лабораториях.
На кафедре РПдУ МТУСИ были рассчитаны и изготовлены средневолновые антенны для индивидуального радиовещания, предназначенные для повторения в других вузах, и эта работа продолжается. Все это делается руками энтузиастов при одобрении и поддержке руководства кафедры и университета.
В Гуманитарном институте телевидения и радиовещания собралась команда увлеченных студентов, которые по собственной инициативе не только разработали и написали концепцию вещания, но и сами подготовили комплект документов и получили свидетельство о регистрации СМИ. Ректор ГИТРа пошел навстречу студенческой инициативе, решил вопрос с выделением помещения для радиостанции и технической радиолаборатории. Вещательный радиопередатчик по разработанным схемам и чертежам уже изготавливается руками студентов.
Все эти результаты позволили инициативной группе по легализации индивидуального радиовещания в начале сентября 2011 года подать документы в Роскомнадзор с просьбой инициировать конкурс на разработку радиочастот в верхней части средневолнового радиовещательного диапазона (1449–1620 кГц) при их коллективном использовании различными станциями индивидуального радиовещания. Индивидуальное (любительское) радиовещание отличается от профессионального тем, что мы не ставим себе целью превратить свое увлечение в работу и “забить” одной программой все 24 часа в сутки. Реально команда студентов, школьного радиокружка или индивидуальная станция способны сделать интересную программу продолжительностью всего несколько часов в неделю. Ведь творчество нельзя превращать в рутину! Поэтому радиочастоты для индивидуального радиовещания будут использоваться совместно многими радиостанциями по оперативно составляемому расписанию и наперед ни у одной радиостанции индивидуального вещания не будет “своей” персональной рабочей частоты.
На текущий момент мы готовы представить федеральной конкурсной комиссии проект создания в нашей стране любительской организации технического творчества радиовещательной направленности. Предоставленная возможность школьникам, студентам и просто технически увлеченным людям, вне зависимости от возраста, создавать собственные радиовещательные программы и выходить с ними в эфир, используя созданное своими руками радиовещательное оборудование и антенные системы, будет способствовать поднятию престижа инженерных профессий.
Итак, часть первая: слово студентам…. и преподавателям!
Экспромт. Часто встречающееся и используемое слово. Но мы, студенты ГИТРа, расскажем вам о другом экспромте – первом эфирном проекте студенческого радио в высшем учебном заведении Москвы. Радиостанция “Экспромт” ставит задачу вещать музыкальные, развлекательные и образовательные программы в эфире. Самодельный АМ-передатчик и висящая между домами средневолновая антенна позволят нам распространять радиопередачи за пределы нашего вуза, привлекая и другие учебные учреждения к интересному и познавательному занятию радиовещанием.
Идея создания подобного проекта пришла нам в голову более года назад, еще на 1-м курсе. Мы изучаем в ГИТРе курс “Физика, основы электротехники и радиотехники”, и рассказы нашего преподавателя о становлении радиовещания в России и о мальчишках – технарях-романтиках (неформальных вещателях времен СССР) взбудоражили наше воображение. “А почему бы не попробовать, ведь это очень интересно и никем пока не реализовано?” – воскликнули в один голос Кристина и Тамила на обычных вечерних посиделках в кафе. После длительного обдумывания мы все же решили посоветоваться с нашим преподавателем и получили обнадеживающий ответ “Дерзайте!!!”, а также консультационную поддержку. Длинный и сложный путь организации своего эфирного радио и масса документов, которые придется изучить и оформить, нас не испугали.
Это стало первым толчком к тому, чтобы работать над концепцией (пока, правда, на бумаге) и записывать первые пробные эфиры. Почти целый год наша команда работала над этим проектом, и в результате нам удалось получить одобрение со стороны ректора, уговорить его выделить помещение под радиостудию, а также убедить нашего преподавателя С.Н. Комарова в необходимости разработать для нас “студенческий” радиопередатчик, который будет затем изготовлен руками наших мальчишек. Мы придумали и создали радиосетку для первого года вещания, и самое главное – получили регистрацию в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Теперь наш “Экспромт” – это: образовательная радиопрограмма индивидуального (любительского) радиовещания с гибкой вещательной концепцией. Предназначена для трансляции в эфир радиопередач, созданных школьниками, студентами и любителями, увлекающимися созданием авторских радиовещательных программ. Коммерческой деятельности не ведет. Реклама отсутствует.
Мы упомянули о школьниках. Это не случайно! Лицей, который расположен в том же здании, что и ГИТР, уже проявил интерес к нашей радиостанции, и я думаю, что в скором времени команда школьников создаст свою радиопередачу и зарегистрирует свою радиопрограмму. Ну, а пока мы возьмем над ними шефство! Вот и будет у нас связь поколений!
Вот описание некоторых передач, которые мы планируем запустить в эфир:
1. “Рок-посевы”. Ведущие: Кристина и Тамила. Передача посвящена рок-музыке. Старые, всеми любимые композиции. Топовые десятки.
2. “Кино-штурм”. Ведущая Александра. Передача о новинках кинонедели. Будут также отзывы и критика. Рассказы о крупных фестивалях, фильмах, которые там представлены, и о тех, что выиграли призы. Будут звучать саундтреки из фильмов самых различных жанров. Также будут и мелодии, наиболее часто звучащие в кинофильмах.
3. “От щита”. Ведущий Никита. Передача посвященная хип-хопу. Речь будет идти об интересных исполнителях, еще неизвестных широкому кругу слушателей. О так называемых исполнителях “одной песни”. Некоторые выпуски планируется посвятить конкретному человеку, группе или альбому. Еще предполагаются новости NBA (Национальная баскетбольная ассоциация).
4. “Теория и практика”. Передача образовательная. В ней ведущие будут беседовать с приглашенными в студию гостями. Также планируется еженедельный обзор бесплатных лекций, которые проходят в Москве. Называются время, место и имя лектора, который будет ее читать.
5. “Домашняя работа”. 25 минут музыки молодых, неизвестных или начинающих исполнителей. Заявки будут приниматься на официальном сайте и проходить отбор музыкального редактора. А может быть, кто-то захочет прочитать в эфире свои стихи и рассказать, как они рождались… Или наши преподаватели придут в студию и устроят лирические посиделки под гитару…
Конечно, этим перечнем передач нам не “закрыть” все интересы студентов, не решить и не подсказать всем решения каких-то вопросов и проблем. Но ведь запуск радио - это не запуск космического корабля вглубь Вселенной, где уже ничего нельзя поправить, ведь концепцию всегда можно дополнить или даже изменить.
6. “Как мы делали свое радио”. Можно позвонить в эфир и поговорить непосредственно с теми, кто сочинял и записывал позывные радиостанции, составлял сетку вещания, монтировал студийное оборудование, паял радиопередатчик, рассчитывал и вешал передающую антенну, оформлял документы и уговаривал ректора выделить нам помещение.
Гибкость и коммуникабельность – это наши главные принципы. При всех наших планах мы прекрасно понимаем, что радиопрограмма будет звучать в эфире еженедельно по 2–3 часа. Мы просто физически не сможем сделать ее более длительной. Мы же учимся! А в остальное время пусть на тех же частотах другие радиостанции индивидуального радиовещания транслируют в эфир свои радиопередачи.
Это лишь начало. Думаю, когда мы выйдем в эфир, многое изменится и добавится! Ведь аппетит приходит во время еды! Да и концепция наша – гибкая! Задавшись вопросом, не одни ли мы такие умные и креативные, мы решили “погуглить” и узнать о том, нет ли у нас единомышленников? И оказалось, есть – многие студенты технических институтов, так же как и мы, “больны” радиовещанием. И мы уже наладили контакты со студентами-технарями и сейчас разрабатываем программу сотрудничества. Уверена, что в нашей стране есть много возможностей для студентов, которые можно и нужно реализовать. Нужно, в первую очередь нам самим!
Команда радио “Экспромт”:
Редакция: Кристина Панченко, Никита Попков, Александра Юдаева, Тамила Аюбова, Александра Пилясова.
Мальчишки-технари: Иван Чугунов, Дмитрий Евграфов, Даниил Малащенко.
В последние годы во многих СМИ мы часто слышим о том, что страна испытывает дефицит высококвалифицированных кадров, способных к инженерному творчеству. Но, к сожалению, уже давно не услышишь от 15-летних подростков, что они хотели бы стать летчиками или конструировать автомобили, компьютеры, космические корабли… Нынешнее поколение тинейджеров почти единогласны в своих желаниях – стать успешным менеджером по продажам. Увы, но молодое поколение в своем большинстве не интересует инженерное творчество, а привлекает лишь зарабатывание “легких” денег. Реалии нашей жизни этому способствуют, поскольку доходы того самого менеджера, занимающегося перепродажей чего-либо, в разы превышают доходы тех, кто что-либо созидает. Это ли не причина того, что современный молодой человек видит, что все высокотехнологичное оборудование закупается за рубежом, а его удел – становиться либо обслуживающим персоналом, либо тем самым “успешным” спекулянтом-менеджером? Не стоит предпринимать долгих мучительных раздумий, чтобы понять, какой из этих путей выберет большинство современных подростков.
К счастью, и сегодня у очень многих юношей и девушек имеются способности и желание заниматься техническим творчеством. Мой многолетний опыт проведения экскурсий для школьников на кафедре радиопередающих устройств МТУСИ показывает, что, несмотря на деградацию наукоемкого производства в нашей стране, интерес к технике у юного поколения по-прежнему есть. Однако практически не осталось возможностей для его реализации! Где сегодня различные технические кружки? Где те же радиокружки? Попадая на обучение в технический вуз, студент-первокурсник немедленно погружается в обилие сухих теоретических наук, не имеющих выхода в практическое творчество. Конечно, сегодня в каждом уважающем себя вузе есть большое количество театральных и танцевальных студий, команда КВН и спортивные секции. Однако именно возможность для технического творчества, направленная на созидание того, чему посвящен процесс обучения по выбранной специальности, как правило, отсутствует.
Некоторые позитивные сдвиги появились с включением в учебные планы дисциплин “Введение в специальность” и “История техники”. Тем не менее, для развития способностей к техническому творчеству студенту нужно предоставить возможность этим самым творчеством заниматься, причем, желательно, с первого курса. В технических вузах, связанных с радиотехникой, телевидением, радиовещанием, радиосвязью, безусловно, было бы целесообразно создать или восстановить радиокружки.
Идея индивидуального (любительского) радиовещания, в обсуждении которой сотрудники кафедры и учебных лабораторий радиопередающих устройств МТУСИ принимали активное участие во время проведения первой конференции в ноябре 2009 года, как раз и позволит привлечь студентов к техническому творчеству. Само по себе создание именно радиовещательной станции, ввиду многогранности ее деятельности и публичности, существенно расширяет направления познания и приложения своих сил для творчества. Применительно к техническому вузу радиовещательная станция открывает и еще одну возможность – привлечь студентов к творческому процессу в плане самостоятельного создания студийного и радиопередающего оборудования, что является прямым приложением изучаемой этими студентами профессии.
Не затрагивая здесь важных организационных моментов, оформлением которых занимается автор и инициатор этой идеи Сергей Комаров, генеральный директор ООО “Радиовещательные технологии”, который является также преподавателем нашей кафедры, хотелось бы отметить, что для работы студенческой радиовещательной станции необходимо наличие и творческой группы студентов – авторов программ; и радиовещательной студии, и тех, кто будет обеспечивать ее работу; и наличие радиопередающего и антенно-фидерного оборудования, а также тех, кто будет обеспечивать его эксплуатацию.
В нашем вузе уже несколько лет работает местное проводное радио, действующее в рамках студенческого центра. Возможность же выхода студенческой радиовещательной станции в “живой” эфир на средних волнах, где ее сможет услышать гораздо более широкая и заинтересованная аудитория радиослушателей, позволит привлечь к ее работе больше увлеченной молодежи и поднять в глазах абитуриентов престиж получения профессии радиоинженера. Уже имеющийся опыт подготовки студенческой вещательной программы позволит практически сразу вывести радиопрограммы на высокий уровень.
Строительство вещательной студии также планируется на кафедре радиопередающих устройств, для этого уже выделено отдельное помещение. Работа лабораторий РПдУ и их техническое оснащение обеспечиваются ежедневным трудом сотрудников кафедры под руководством талантливого инженера Олега Разина. После завершения строительства студии можно будет начинать процесс обучения креативных студентов, которым будет интересно освоить начальные навыки профессий звукорежиссера, музыкального редактора и ведущего собственных радиопрограмм. Планируется сотрудничество и с другими вузами в этом направлении.
Разумеется, одним из наиболее сложных этапов создания радиовещательной студенческой станции в вузе является проектирование, а затем грамотная эксплуатация радиопередающего и антенно-фидерного оборудования. И профильные вузы, подобные МТУСИ, могут решать эту задачу двояко. Во-первых, радиовещательный передатчик может быть спроектирован и изготовлен самими студентами. В рамках изучения дисциплин кафедры РПдУ все студенты выполняют курсовые, а некоторые и дипломные проекты. И задача разработки и практического исполнения радиовещательного передатчика для студенческой любительской вещательной станции укладывается в учебный процесс. Есть и второй вариант – приспособить для работы радиовещательной станции уже имеющиеся в учебных лабораториях радиопередатчики. Конечно же, для их переделки под нужды любительского радиовещания потребуется применить профессиональные навыки, которые имеются у наиболее продвинутых студентов старших курсов. Такая работа по доводке имеющихся связных передатчиков до требований, предъявляемых к радиовещательным станциям, конечно же, тоже может входить в рамки курсовых и дипломных проектов студентов. Когда студенты смогут увидеть результаты своего труда в работе конкретного оборудования, то, безусловно, повысится их заинтересованность к получению качественного высшего технического образования!
Кроме создания новых радиовещательных передатчиков и модернизации существующих, в учебных лабораториях кафедры РПдУ для обеспечения повседневной работы студенческой радиовещательной станции всегда будут востребованы навыки технической эксплуатации вещательных передатчиков во время “живой” работы студенческой станции индивидуального (любительского) радиовещания. Что же касается антенно-фидерных устройств, то часть из них уже разработана и изготовлена силами учебных лабораторий радиопередающих устройств. В настоящее время антенное хозяйство развернуто на территории студгородка МТУСИ, и вполне готово к работе.
Организация в МТУСИ студенческой любительской радиовещательной станции полностью поддерживается руководством МТУСИ включая лично ректора А.С. Аджемова и президента В.В. Шахгильдяна, который является также заведующим кафедрой радиопередающих устройств. В настоящее время МТУСИ подал заявку на регистрацию средства массовой информации “Фантастрон” , и так же как и другие вузы, проявляющие активность в этом направлении, с нетерпением ждет решения вопроса о выделении для индивидуального (любительского) радиовещания частот в верхней части диапазона средних волн 1449–1620 кГц.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2011
Посещений: 20917
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций