Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Выбор съемочного оборудования для ТВЧ

В рубрику "Профессиональное HDTV-производство" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Выбор съемочного оборудования для ТВЧ


Константин Миллер
Технический директор ТК "Домашний"

Стандартов цифрового телевидения очень много. Это — спутниковые каналы, мобильное и IP-телевидение. Даже кабельное телевидение переходит к цифровым форматам для доставки возможно большего числа каналов потребителям, в том числе и на платной основе. К ТВЧ, в свою очередь, относят те форматы, в которых параметры передачи изображения лучше стандартных

В нашу жизнь стремительно вошла Ее величество Цифра. Компьютер и Интернет становятся такими же обыденными вещами, как, например, телевизор, а в дальнейшем возможно сращивание телевизора, компьютера и телефона в единый комплекс. Аналоговое оборудование стремительно вытесняется цифровым, и уже сложно найти в эксплуатации трубочные телевизионные камеры; аналоговые интерфейсы уступают место цифровым, и вместо трех кабелей для передачи аналогового компонентного видеосигнала достаточно одного такого же для передачи не только цифрового компонентного сигнала, но и 16 каналов звука. И уже официально объявлено, что к 2015 г. прекратится аналоговое телевизионное вещание.

Качество изображения улучшить!

На сегодняшний день в нашей стране стандартной является передача изображения с разрешением 720х576 с чересстрочной разверткой и частотой полей 50 Гц. Поэтому даже формат 720Р, который отличается от стандартного только прогрессивным видом развертки, относится к ТВЧ.

Для чего же вообще нужно улучшение качества изображения? Существующий формат был разработан в нашей стране более 60 лет тому назад. Одно то, что этот формат дожил до наших дней и распространился по всей Европе, — это громадное достижение родоначальников отечественного телевидения. Он до сих пор дает удовлетворительное качество изображения на небольших экранах (примерно до 60 см по диагонали). Однако время берет свое. Появились большие телевизоры и проекционные установки, передающие изображение на большие экраны. В мире распространяется широкоэкранное телевидение с соотношением сторон 16:9. И существующий стандарт уже не обеспечивает должного качества на больших экранах без специальных ухищрений — низка четкость, становится видна строчная структура, заметно мерцание изображения и т.д. Конечно же, есть способы улучшить восприятие и в этом случае, но они дорогостоящи, а на очень больших экранах (более 5 м по диагонали) — недостаточно эффективны. Развитие ТВЧ в будущем могло бы дать и новые эффекты, например эффект присутствия в объемном телевидении.

ТВЧ: когда и для кого

Официально переход на цифровое телевещание в России запланирован на 2015 г. Есть предложение сэкономить государственные средства и завершить переход к 2012 г. Однако это, к сожалению, вовсе не означает автоматического ввода ТВЧ. Внедрение цифрового телевидения, по мнению многих, позволяет на одной аналоговой частоте разместить 4 цифровых канала того же качества, а еще лучше — до 100 каналов низкого разрешения, например для мобильных телефонов. Представляете, одну и ту же частоту можно продать четыре раза! А лучше — 100 раз! О повышении качества изображения речь почему-то не идет. Поэтому перспективы вещания ТВЧ в нашей стране пока туманны.

Тем не менее производство телевизионной продукции в формате ТВЧ достаточно перспективно. Прежде всего потому, что высокое качество изображения сохраняется на всей стадии производства и конечный продукт без ущерба для качества может быть переведен как в стандартный телевизионный сигнал, так и на другие носители, например DVD. Опыт производства фильмов и сериалов по технологиям ТВЧ дал положительные результаты: такие компании, как "A-Media" и "UMP", уже поставили производство по такой технологии на поток.

Конечно же, использование технологий ТВЧ оправдано, в первую очередь, для производства рекламы, художественных и документальных фильмов, спортивных передач, в то время как их использование для производства новостей и репортажных сюжетов маловероятно, хотя и возможно. Одно дело пожертвовать в "горячей точке" малобюджетной камерой, и совсем другое, если пострадает дорогостоящая ТВЧ-камера, не говоря уже о том, что чем проще и меньше камера, тем она мобильнее и не требует особых условий эксплуатации. В последнее время такие камеры появились в ТВЧ-формате HDV. И они предпочтительнее многих, более дорогостоящих аналоговых камкордеров.

Сколько людей, столько форматов

Исходя из поставленных задач и стоит подходить к выбору оборудования для ТВЧ. Прежде всего, следует определить конкретный формат, в котором вы собираетесь работать. Формат зависит, с одной стороны, от бюджета съемки (чем выше четкость, тем дороже), а с другой — от поставленной цели, то есть конечного результата. Так, например, если ваша цель — выпуск спецэффектов для художественного фильма на кинопленке 35 мм или больше (или соответствующего качества) — это дорогое бюджетное решение. Хотя и оно используется достаточно часто. Как иначе вы снимете сцену землетрясения с разрушением всемирно известных зданий или заставите известного актера половину фильма играть безногого калеку? С другой стороны, если ваш выход — стандартное телевидение, то можно применить более дешевый формат, однако не следует забывать про возможность тиража на DVD. Если ваша компания уже производит контент в стандартном разрешении, то большую роль в выборе оборудования будет играть совместимость оборудования. Вряд ли кто бы то ни было может позволить себе одномоментный переход от стандартного к оборудованию ТВЧ. Следовательно, сосуществование в течение определенного времени двух или более стандартов неизбежно. Неправильный выбор формата в таком случае может привести к запредельной стоимости преобразователей из формата в формат.

Подводные камни

Таким образом, одним из возможных решений для студий может быть применение мультиформатных камер и соединение оборудования по интерфейсу SDI; поскольку в одном коаксиальном кабеле можно уместить не только стандартное или ТВЧ-изображение, но и до 16 каналов звукового сопровождения. Иными словами, передача стандартного или ТВЧ-изображения будет зависть только от выбора установки на вашей камере, в тракт никаких изменений вносить не придется.

Для полевых съемок можно порекомендовать запись сразу на твердотельный носитель.

К сожалению, на современном этапе подобрать надежное высококачественное оборудование достаточно непросто. Случается, что даже уважаемая и известная фирма поставляет носители, не подходящие, например, для полевых условий из-за хрупкости и ненадежности. Или не менее уважаемая фирма иной раз может анонсировать выпуск определенных моделей камер, однако на самом деле они еще не продаются. У третьей знаменитейшей фирмы качество динамичного изображения едва ли соответствует высоким стандартам ТВЧ.

В то же время уже сейчас возможно приобрести ПТС ТВЧ с возможностью вещания на небольшой город.

Таким образом, выбор остается за вами!

Опубликовано: Каталог "Оборудование для телевизионного производства"-2007
Посещений: 17349

Статьи по теме

  Автор

Константин Миллер

Константин Миллер

Технический директор ТК "Домашний"

Всего статей:  3

В рубрику "Профессиональное HDTV-производство" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций