В рубрику "Малобюджетное производство в HD-формате" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Вернидуб
Руководитель учебного центра Avid, компания "Элогар инжиниринг"
Основополагающие законы работы с изображением и звуком остались неизменными с того времени, когда кино только начиналось. Повествовательные и эстетические принципы построения истории и объединения разрозненных картинок в единый кинорассказ остаются главенствующими, независимо от того, используется ли для этого материал, снятый на кинопленку, либо на видеоленту, либо в цифровом виде. Материал всегда и обязательно складывается в соответствии с определенным сюжетом, и для этого кинематографисты используют особенности восприятия зрителями последовательности из различных изображений (кадров) и звуковых фрагментов. Все это делается для того, чтобы добиться определенной эмоциональной реакции зрителя на каждый из элементов истории (рассказа)
Все на благо зрителя
Принципы построения кинорассказа еще в начале 1900-х гг. заложили американские режиссеры Портер и Гриффит, а затем эти принципы окончательно утвердили советские новаторы Эйзенштейн, Кулешов и другие. Но технология и методы построения киноистории меняются непрерывно, а в последние 10-15 лет — крайне быстро.
Что приходится учитывать современным производителям медиапродукции (фильмов, ТВ-программ и видео для Интернета)? Технологические особенности работы с новейшими цифровыми форматами, такими, как HD (особенно его "младшей" версией HDV), могут внести определенные искажения и нарушения в изображение. Их возможное возникновение приходится учитывать при съемке и устранять при монтаже; все это делается для того, чтобы материал принял нужную форму и стал в конечном итоге понятным и удобным для восприятия зрителем.
Хорошая проработка и детализация картинки в HDV - самый дешевый путь для получения относительно высококачественных изображений, теоретически пригодных для последующего вывода на кинопленку. Поэтому если даже вы пока еще не планируете в скором будущем снимать и монтировать в высоком разрешении и используете какой-то из более старых форматов SD, например, одну из разновидностей Betacam, но выбираете современную новую камеру и (или) монтажную систему, то все равно технологии HD и HDV стоят того, чтобы к ним присмотреться.
Формат HD уже с нами. Фактически, он находится с нами в различных вариантах в течение достаточно долгого времени. Разница в том, что в настоящий момент HD стал достаточно дешевым и доступным для большинства производителей медиапродукции. Его распространение, которое выражается в появлении цифровых кинотеатров, а также распространении экранов высокого разрешения в обычных домах, определенным образом сказывается на требованиях зрителей к изобразительным и эстетическим свойствам медиапродукции, появляющейся на рынке.
HD во всем своем многообразии
Что же представляет собой HD в действительности? Каким образом вы сможете достичь компромисса между качеством продукции, затратами на производство и доходами?
Прежде всего, следует внести ясность: HD — это видеоформат. Заложенные в нем разрешающая способность, технологическая и техническая возможности формировать эстетически совершенное изображение гораздо выше, чем у всех предшествующих видеоформатов. В настоящее время камеры начинают оснащать встроенными процессорами, обеспечивающими высококачественное изображение, визуально близкое к изображению, получаемому на кинопленке (16 мм), но имеющее свои отличия.
Что же нового он открывает в области изображения? HD имеет разрешающую способность 1080 на 1920 (как вариант — 720 на 1280) точек против разрешающей способности SD PAL 768 на 576. Как видно, он создает в 4,5 раза большее изображение, то есть появляется гораздо большее количество деталей. И когда зритель впервые видит подобное изображение на настоящем большом HD-мониторе, это выглядит потрясающе. Таким образом, преимущества очевидны.
В самой высокой точке шкалы находится техника HDCAM SR и HDCAM. Но, к сожалению, если вы ограничены в средствах, HDCAM для вас пока еще малодоступен.
Ступенью ниже расположен также отличный формат DVCProHD, который незаслуженно обойден вниманием многих покупателей, причем в значительной мере опять же из-за цены. В действительности DVCProHD представляет собой формат, который вполне подходит для профессиональной ТВ-драмы со сниженными (по сравнению с HDCAM) затратами на производство.
Опустившись еще ниже, мы обнару-жим HDV. Выбирая между DVCProHD и HDV, предпочтение часто отдают HDV. Хотя, если смотреть объективно, качество изображения DVCProHD гораздо выше по сравнению с HDV: DVCProHD представляет собой менее сжатый, чем HDV, формат и выдает сигнал 4:2:2 и, следовательно, записывает больше цветовой информации, делая изображение более легким для обработки эффектами, особенно для цветокоррекции и композитинга материала, снятого на синем или зеленом фоне.
Главная проблема HD и особенно HDV не имеет отношения ни к Sony, ни к Panasonic, ни к Avid, ни к Apple или каким-либо другим производителям подобной техники.
Сложности и странности работы с HD
Главная проблема — пользователи. При работе с HD-изображением существует целый ряд особенностей, которые пока еще недостаточно четко оформлены опытом производства.
Полтора десятка лет тому назад кино и телевидение являлись дорогим бизнесом, связанным со сложной технологией производства. Для того чтобы добиться успеха, персонал, задействованный в этой области, должен был отличаться старательностью и прилежностью в работе, иметь специальную профессиональную подготовку и высокий уровень общего образования.
Сейчас любой желающий может взять в руки видеокамеру HDV и немедленно приступить к съемке, добиваясь на первый взгляд вполне приличных результатов. Надо только включить автоматику и направить объектив в нужную точку. Но такой упрощенный подход, если речь идет о чем-то большем, чем обыкновенная фиксация события, может привести к катастрофе.
На практике, технология HD (и HDV особенно!) не настолько доступна, и, следовательно, требуется гораздо большее внимание для получения на выходе (после монтажа) действительно красивого изображения. Разумеется, если вы хотите, чтобы отснятый материал соответствовал уровню нормального телевизионного продукта или, в более простом случае, корпоративного видео.
Один из объектов спора — это прогрессивная (или построчная) развертка, обеспечивающая так называемую кинематографичность картинки. Некоторые камеры или монтажные станции умеют работать с точной прогрессивной разверткой, другие - нет. В идеале, если у вас есть полный тракт для покадрового воспроизведения (включая монитор), выполняйте проект в прогрессивной развертке. Если нет, смело можете использовать чересстрочную развертку при работе над программой или фильмом.
Другой фактор — внутренняя обработка сигнала и то, как в конечном итоге будет выглядеть на экране тот объект, который выбран для съемок. Если кадр содержит очень темные и очень светлые участки, то при обработке могут возникнуть проблемы, поэтому желательно, чтобы детали прорабатывались как на освещенных, так и на темных участках. Проработка деталей в темной и ярко освещенной областях является тем самым, что делает вид вашего фильма лучше. Надо помнить, что изображение может быть улучшено, а цвет очень хорошо откорректирован только в определенных пределах, которые зависят, прежде всего, от того, какую визуальную информацию содержит отснятый материал.
Как выбранная техника (главным образом, камера) настроена на воспроизведение полутонов света и цветовых оттенков? Чем дешевле техника, тем меньше у нее возможностей в этом плане. В результате, и это у HDV случается довольно часто, качественная съемка в формате HD и последующая корректировка изображения во время монтажа занимает примерно столько же времени и требует такого же опыта, как это было бы необходимо при работе с кинопленкой!
Есть еще одна странность, связанная с обманчивой легкостью производства в HD и особенно с портативностью техники HDV. Она заключается в том, что камеры HDV кажутся маленькими, и монтажные системы этого формата не требуют специальных дорогих приборов для контроля над параметрами сигнала, именно поэтому отдельные производители медиапродукции усматривают в "малом HD" снижение требовательности и внимания зрителя. В связи с этим, видя на площадке небольшую камеру, некоторые актеры, сами не замечая того, начинают играть с меньшей отдачей. Нечто схожее может произойти и со всем коллективом. Разумеется, каждый будет отрицать подобное. Но такое случается, и здесь важно сформировать у группы представление о важности данного фильма и том "минимальном уровне качества", который вы хотите в результате увидеть на экране.
"За" и "Против" формата HDV
Изображение в формате HDV имеет размер 1440 на 1080 пикселей, где минимальный элемент изображения (пиксель) является прямоугольным с коэффициентом пропорциональности 1,333:1, что, собственно, и делает 1440 эквивалентным 1920. Поэтому соотношение сторон кадра на выходе получается равным 16:9. Качество его таково, что если изображение, изначально снятое на HDV, поместить для просмотра в Интернете, то оно вполне может производить впечатление киноматериала.
HDV является версией высокой четкости форматов группы DV, но в HDV используется другой алгоритм компрессии. В DV подвергается индивидуальной компрессии каждый кадр, что облегчает процесс монтажа. В HDV для записи большего объема информации на ту же самую мини-DV-ленту используется MPEG-2 long-GoP-кодирование. Видеоизображение между одним и последующим ключевыми кадрами именуется Group of Pictures (или GoP). Это означает, что камера не записывает каждый кадр видеоизображения как полный кадр. Она записывает редкие ключевые кадры плюс необходимое количество другой информации, позволяющей при просмотре восстановить недостающее.
Для стандарта PAL типичным будет GoP из 12 кадров: I B B P B B P B B P B B, в котором только I-кадр содержит всю информацию о картинке. Для DV случайная частичка грязи на пленке в момент записи может вызвать проблемы выпадения данных только на одном кадре в течение 1/25 с. При использовании HDV грязь, вызывающая выпадение данных в I-кадре, будет воздействовать на всю группу кадров (GoP), то есть в течение 0,5 с записи.
Long-GoP-структура изображения HDV создает еще одну проблему, заключающуюся в том, что такая структура плохо справляется с быстродвижущимися объектами, где каждый пиксель должен меняться из кадра в кадр, что может привести к видимым ложным "изображениям" вокруг небольшой детали или искажениям при обработке кадра визуальным эффектом. Это особенно важно при съемке и обработке изображения, где объекты быстро перемещаются вдоль длинной стороны кадра. По этой же причине тряска камеры при съемке с рук также может дать заметные искажения изображения.
Что делать?
Согласно общему мнению, монтаж и простую обработку HDV-материала лучше всего вести в "родном" формате. Очень важно, чтобы монтажная система имела соответствующий интерфейс для ввода материала HDV, что позволяет упростить технологию производства и снизить общую стоимость работ по проекту. Это значит, что требования к аппаратной части монтажной станции достаточно просты: не нужно тратить время на предварительное транскодирование материала при вводе его в систему, все основные эффекты могут выполняться в реальном времени. Но как только дело доходит до точной цветокоррекции или сложного хромакея, то сразу же более качественные форматы становятся предпочтительнее. Многократное копирование или просчеты сложных эффектов также могут привести к заметному ухудшению качества изображения.
Обычно могут посоветовать использовать HDV для черновой сборки, а затем перевести отобранные фрагменты исходных материалов в HDCAM или DVCProHD, что уже требует применения более дорогой техники.
Потоки данных, закодированных по методу DNxHD, сопоставимы с потоками данных для видео стандартного разрешения, но при этом сохраняется высокое качество исходного материала на протяжении всего процесса производства. Технология DNxHD позволяет удешевить конечную стадию и потратить больше средств на решение именно творческих задач производства.
Также в качестве особенности формата HDV надо отметить еще и больший поток данных внутри монтажной системы. С таким потоком данных вполне успешно справляются современные компьютеры с массивами из дисков SATA, но это надо учитывать при определении размера дискового пространства, необходимого для работы над проектом.
HD — новая форма подачи материала
Производители медиапродукции получили в свое распоряжение своеобразное семейство форматов. Даже младший из них — HDV — отличается более высоким качеством изображения (по сравнению с SD), но именно поэтому требует специальных знаний и специализированной техники, если речь идет об изготовлении профессиональной продукции.
Сегодня производство в HD выгодно еще и потому, что оно дает большую свободу и гибкость в работе над проектом. Применение технологии высокой четкости в проектах стандартного формата позволяет более точно выстраивать историю, избегая творческих компромиссов. Например, при съемке не было сделано крупных планов героя. Но запас по разрешению HD изображения позволяет на монтаже кадрировать изображение и увеличить лицо актера для того, чтобы показать крупным планом те эмоции, которые необходимы для расстановки смысловых акцентов.
С развитием новых форматов изображения многие продюсеры, режиссеры и монтажеры почувствовали, что их опыт и знания о технологии производства медиапродукции нуждаются в совершенствовании. Быстрый переход производства на технологию HD, без сомнения, приведет к большим изменениям в форме подачи материала, но задача кинорассказа, к которой относится, в первую очередь, умение четко выстроить сюжет и эмоционально донести до зрителей историю, остается по-прежнему основной и главной.
Опубликовано: Каталог "Оборудование для телевизионного производства"-2007
Посещений: 21528
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Малобюджетное производство в HD-формате" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций