Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О кризисе и о нас

В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О кризисе и о нас

Кукол дергают за нитки
на лице у них улыбки
и играет клоун на трубе...

Андрей Макаревич


Рудольф Стерхов

Эксперт

Вот и наступили очередные "трудные времена"... Все и всюду говорят и пишут: "Кризис! Спасайся, кто может!", "Кризис? А чего еще ждать от загнивающей системы мирового капитализма, в которую мы "успешно" вошли?", "Кризис... И не такое переживали..."

Что есть "кризис"

Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова разъясняет нам, что "кризис" - это резкое изменение, крутой перелом. А еще - "периодически наступающее в капиталистической экономике явление перепроизводства товаров, ведущее к разорению мелких производителей, к сокращению производства и к усилению безработицы". Что до последнего определения, то "дорогие товарищи" давно нас предупреждали об этом на митингах и с трибун съездов. Где те съезды? Пылятся в архивных учебниках... А где те товарищи? Они как раз с нами... но не о них сейчас речь.

Что касается первого определения, то оно нам ближе, уважаемые коллеги, по причине своей понятности. Практически каждый уже почувствовал на себе эти резкие изменения. Вот, постоянные заказчики рекламы просто исчезли по причине своего банкротства, и ежемесячно уменьшающиеся в "разы" доходы не спасают никакие удивительные скидки. А кредиторы и инвесторы мягко спрашивают (как небезызвестный Шура Балаганов): "Как мы будем делить НАШИ деньги?". Хотя делить уже нечего, даже по совести. И вдруг твой лучший журналист, в которого ты годами вкладывал силы и средства, уходит от тебя к конкуренту, туда, где большой холдинг в отличие от твоей одной частоты, да и той на УКВ.

Когда все это кончится, да и чем - на самом деле никто не знает. Время кризиса, это такое время, когда от тебя, по большому счету, мало что зависит в реальном времени, как ни старайся. Все решается выше. Выше - не в астральном смысле слова, а в социально-экономическом. Ну, в самом деле, не ты же включаешь "зеленый ксерокс", не тебе его и обесточить! Тем не менее и это пройдет... Но, думаю, можно сделать так, что не без нашего участия.

Кстати, слово кризис в переводе с греческого означает решение. Высказывания древних воспринимаются нами как выражения мудрости и точности, проверенные временем. И слово, приводящее в ужас своей, казалось бы, безысходностью и крахом, по-гречески "говорит": "Да это и есть решение ваших проблем! Вот и решайте их каждый на своем уровне!"

Давайте, в самом деле, попробуем решать!

О контенте и формате

Ведь что, собственно, есть эфирные СМИ по части содержания? Это контент и формат. А что из этих двух главных понятий в нашем деле есть "яйцо" и что - "курица", это каждый понимает по-своему, не вдаваясь, конечно, в философские тонкости на языке глубокомысленных программных директоров, в итоге ставящих в ротацию за деньги любой сингл или клип.

Если для одних главное - это формат, то тогда, понятен их посыл: "...мы гарантированно получаем свой "пипл", рейтинг и добрую долю рекламного бюджета корпорации-производителя валенок для своего "пипла". А уж для этого мы не устаем бесконечное количество раз "крутить" песню "Валенки" и фильм "Девчата", хотя сами дома слушаем только Рихарда Вагнера и King crimson, а смотрим "Фавориты луны", например. И не беда, что такой формат восемь часов в сутки разрушает наш личный мозг. Общественное же сознание, "грамотно промытое" и сегментированное в том или ином формате, дает нам гарантированный доход для хорошей жизни. Ура!" Но не навсегда, как оказалось.

Другие же им отвечают: "А вот мы -за главенство контента! Сегодня -это, а завтра - то! Сегодня партия красных, завтра - зеленых, послезавтра - нежно-синих... И мы для всех найдем, чем заполнить эфир, и сделаем так, что "пипл" поверит, что эти идеи главные в том или ином реальном времени! И "пипл" бесконечно будет слушать "Вихри враждебные" или Boy George, а смотреть "шокированных звезд" и ведра крови. И мы тоже будем хорошо жить!" Не вечно, однако.

Все правы, все. Оправдать можно всякое средство для достижения любой цели. Главное же оправдание: мир сейчас так устроен, что не талант или порядочность, например, а деньги и их количество определяют значимость каждого в общей массе.

Люди и деньги, противоположности по природе своей и высшему назначению, в прошлом веке слились в удивительном творческом союзе взаимной любви ради красивой жизни. Но даром ничего не бывает, и за красивую жизнь одних немногих остальные платят не только деньгами в виде, например, несправедливых налогов. Иные расплачиваются менее очевидными ценностями, легко теряя при этом совесть, честь и человеколюбие. И то, что тысячелетиями признавалось основой души, отличающей человека от животных, исчезает.

Вы скажете: "Причем здесь контент и формат?" А притом, что контент - например, общество, а формат - законы, по которым живет то или иное общество, которое мы иногда легкомысленно называем "пипл". Всем теперь стало понятно, что в глобальном мире границы между странами имеют относительно условное значение. И люди - шесть миллиардов "приматов", отличающихся от иных наличием души и ума, есть одно большое общество, в котором устанавливается общий формат для управления этих душ и умов. Где-то есть сценаристы и режиссеры глобального формата, которых предположительно 2% от общего числа людей.

Уж так устроено, что радиочастоты и телеканалы как бы наши, но контенты и форматы - в других руках. И получается, что мы как марионетки, подвешенные на ниточках частот и телеканалов. Да-да, мы с вами, уважаемые коллеги, хотим того или нет, вынуждены быть постановщиками этого удивительного спектакля по ненапечатанным либретто. Правда, иногда нам гордо кажется, что в этих постановках мы герои не меньше, чем второго плана. Но не имея особых талантов, мы бы не получили эту роль. А за наш талант надо и платить больше, чем за "кушать подано"! Вот мы и получили эксклюзивное право предлагать свой (свой ли?) формат, потому что нам кажется, что мы будто бы в числе этих 2%.

Особый путь

Так, что в итоге?

В репортаже про мошенников уже без запинки звучат слова журналистов типа: "В результате аферы им удалось заработать...". Это притом, что в законопослушном обществе суетливость мошенников никогда не признавалась работой.

Телесудья легко, и потому нелепо, часто говорит слово "по любому", пришедшее из-за "колючки". Настоящий юмор (а иногда и сатира) получается только у студенческих драмкружков под флагом КВН, потому и крайне редко, в отличие от аншлагированных "весельчаков" с фонограммными хохотушками. Какие-то лица, не отягощенные печатью интеллекта, с подсиликоненными телами вдруг становятся "телезвездами". А вот формат комических клубов так успешно вошел в обиход, что повсеместно матерящиеся дети теперь никого не удивляют. Неужели все это, как и круглосуточный эфир из "бандитских плясовых" на всю страну, и есть признаки нашего "особого" пути развития, о котором сейчас много говорится? Но кому, как не нам, коллеги, пора понять, что такой путь неверный, хотя и особый. Почему бы не попробовать сделать свой формат, хотя бы на несколько минут в сутки. Ну, например, кто из вас за собственный счет в своем эфире провел рекламную кампанию о вреде курения, алкоголя, наркотиков? Наверное, единицы из нескольких тысяч российских телерадиовещателей. А исключительные недавние трехнедельные ротации этих тем на некоторых центральных каналах лишь подтверждают сложившееся правило: "Нам никто не заплатил за беспокойство о здоровье народа и потому это не наш формат. А за рекламу вредных привычек, извините, платят... Сейчас каждый рубль на счету..."

Нет, я не призываю вас к банкротству. Сам грешен. Смотрю сейчас на обездоленных старушек и спившихся мужичков и каюсь, что в 1992 году на своей радиостанции "Радиотрек" активно рекламировал какую-то финансовую пирамиду. Тогда я тоже не думал о том, что этим помогаю обворовывать людей. Ведь инфляция составляла до 32% в месяц, и надо было просто что-то кушать, а при полномасштабном тогда дефиците товаров рекламу давали только финансисты. Не призываю и к массовому покаянию. Оно ничтожно, если нет перемен ни в помыслах, ни делах.

Кризис - решение. Кажется, прошлое заканчивается, но в будущем будет непросто. И сейчас есть отличная возможность сосредоточиться на главном - в новых форматах и с иным контентом решить наши проблемы так, чтобы не стать "битыми пешками" на "Великой шахматной доске" (так называется программная книга Бже-зинского, по которой России нет места в будущей мировой истории. Уверен, почти все руководители СМИ знают это, поэтому и сослался на нее.) и не получать зарплату в юанях.

Удачи всем!

Оставить мнение и задать вопросы по статье можно здесь

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2009
Посещений: 10088

  Автор

Рудольф Стерхов

Рудольф Стерхов

Эксперт

Всего статей:  5

В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций