Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Нам пишут

В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Нам пишут

Когда в ВС рассказывалось о мобильном телевидении (проблемы четвертого экрана), то мобильный терминал мне представлялся как разновидность карманного смартфона, а в реальности в нашу жизнь внедряются громоздкие планшетные компьютеры, которые словно в насмешку именуются “таблетками”.
Николай Фомин, г. Саратов

Прежде всего, должен вас успокоить - выбор типа мобильного массового видеотерминала все еще далеко впереди, и наверняка их может быть не менее трех типов:

  • формат смартфона, явно самый недорогой и массовый (миллиард потенциальных пользователей), но с некомфортным для большинства людей малым размером изображения;
  • формат планшетника, проверенный столетиями применения офицерских полевых сумок – планшетов и обеспечивающий максимальный комфорт мобильного просмотра и высокое качество изображения, включая ТВЧ. Кстати, о “таблетках” – здесь имеет место явная и неостроумная шутка при переводе на русский. Слово tabula на латыни означает доска, дощечка, то есть то же самое, что и планшет;
  • промежуточный формат “наладонника”, еще 2-3 года назад считавшийся фаворитом (достаточно вспомнить, что мобильный вариант цифрового стандарта DVB обозначается как DVB-H - от английского слова hand - рука).

У каждого из этих типов мобильных терминалов должна сложиться своя группа пользователей, которая будет решать для себя конкретную задачу, руководствуясь своим собственным пониманием важности трех характеристик: набор услуг, удобство пользования, качество изображения.

После успешных экспериментов с мультимедийными трансляциями на пекинской Олимпиаде техническая сторона дела уже никого не смущает, но не прибавилось ясности в вопросах особенностей программирования и структуры контента для устройств “четвертого экрана”, то есть для смартфонов и наладонников.

Большинство специалистов относят планшетники к еще одному и очень перспективному каналу потребления продуктов “большого телевидения”. Ведь это не только сказочной силы технологический прорыв, но и “великий незнакомец” на телерадиовещательном рынке, способный многое изменить под себя.

Так что “таблетками” эти устройства названы кем-то явно с перепугу!

Во многих статьях по истории отечественного телевидения упоминается “малокадровое телевидение”. Но в ВС о нем материалов мне не встречалось. Для чего оно применяется и каковы его особенности?
Александр
Клушин, г. Чита

Понятие “малокадровое телевидение” прямо связано со свойствами зрения и естественным желанием инженеров найти применение остроумнейшим техническим наработкам в области механического телевидения, оказавшимся ненужными при переходе на электронные технологии. Механика, безусловно, проигрывает “безынерционному электронному лучу” в телевизионных системах с большим числом строк и высокой частотой кадров. Системы вещательного телевидения с учетом инерционности зрения (постоянная времени около 0,1 с) должны иметь частоту кадров не менее 9–12 Гц, чтобы сохранить визуальную непрерывность движения, и не менее 35– 40 Гц, чтобы изображение не мерцало. Поэтому для механических систем телевидения нужно было найти сферу применения, в которой их недостатки не играли бы существенной роли, а именно телевидение невещательное, где потребителем информации были бы, например, робот или некое фоторегистрирующее устройство. В таких системах не нужно заботиться о слитности визуального изображения и можно при том же числе строк в растре резко уменьшить частоту смены кадров (до единиц и долей герца!). Такие системы (их назвали малокадровыми) предложил в 1935 году советский ученый СИ. Катаев, а в следующем году он сделал на научной конференции доклад с анализом свойств нового касса телевизионных систем. Изобретение Катаева предельно эффектно применили в 60-х годах прошлого века его ученики В. Горбенко, Ю. Ходарев и А. Селиванов для передачи на Землю панорамных изображений поверхности Луны. В панораме всего было около 1000 вертикальных строк, а каждая строка передавалась примерно одну секунду. Причем механический вариант аппаратуры имел весогабаритные характеристики банки пива, а гипотетический электронный конкурент при технологии тех лет имел размеры чемодана. Примерно то же соотношение было по потребляемой мощности.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2011
Посещений: 7937

Статьи по теме

В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций