В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Добрый день!
В материалах ВС в последнее время часто упоминается первая практически примененная передающая телевизионная трубка типа “иконоскоп”. Расскажите о ней. Были ли у нее в то время реальные конкуренты? Алексей Лебедев, г. Чебоксары
В мире есть разные взгляды на приоритет в этом деле, но в нашей стране принято считать, что эту трубку изобрел наш соотечественник, Семен Исидорович Катаев, в 1931 году. Ее действующий образец изготовили в Америке несколько раньше (в 1932 году), чем в СССР (в 1934 году), по разработке выходца из России В.К. Зворыкина, который и дал ей это название. Конструкция и теория работы обоих изобретений отличались незначительно, поскольку оба изобретателя считали себя последователями Б.Л. Розинга, главные различия были технологические, в частности в изготовлении светочувствительной мишени.
Конструктивно эта трубка напоминала выдутый из стекла кухонный ковш, на дне которого изнутри была укреплена главная ее деталь – светочувствительная мишень, на которую проецируется через переднее стекло передаваемое изображение. Мишень представляет собой металлизированную пластинку слюды (лучшего диэлектрика в то время не знали), покрытую с обратной стороны светочувствительной мозаикой из примерно миллиона изолированных друг от друга зерен серебра, активированного цезием. Этот металл особенно охотно испускает электроны под действием внешних факторов, фотонов, электронного луча и т.д., то есть обладает малой “работой выхода”, как говорят физики. Каждое зерно мозаики с металлизированной подложкой мишени (ее называют сигнальной пластиной) образует миниатюрный конденсатор, на котором накапливается энергия видеосигнала. Фотоны света выбивают из зерен мозаики электроны, которые, покидая свое зерно, заряжают упомянутый выше элементарный конденсатор, причем чем больше света попало на этот участок мишени, тем больше будет этот заряд. Таким образом на мозаике возникает так называемый потенциальный рельеф, повторяющий распределение света и тени на передаваемом изображении.
В косо установленной “ручке ковша” размещается электронный прожектор, формирующий направленный на мишень считывающий электронный луч. Для фокусировки и управления этим лучом на круглую стеклянную “ручку ковша” надевается электромагнитная фокусирующе-отклоняющая система. Этот луч, посещая один раз за время кадра (400 мс) каждый пиксель мишени, выравнивает накопленные за это время на элементарных конденсаторах заряды. В конечном счете именно эти токи перезаряда создают на включенном в цепь сигнальной пластины резисторе нагрузки выходной сигнал изображения иконоскопа.
Боясь вам наскучить, сообщу, что строгая теория работы иконоскопа, за изложение которой я получил полвека назад пятерку на экзамене, требует примерно впятеро больше места, что современному читателю уже неинтересно, да и невозможно в нашей рубрике. С теперешнего же далека видны только недостатки этой почтенной трубки: большие габариты и неудобная для монтажа форма, низкая чувствительность камер на иконоскопе, наличие паразитных сигналов и т.д.
Самым близким конкурентом иконоскопу был его современник – диссектор американского изобретателя Ф.Т. Фарнсуорта, но он не имел накопления энергии сигнала, и следовательно, у него была недопустимо низкая для вещательных
систем световая чувствительность. Ходили слухи о его применении при исследовании близких к Солнцу планет, где малая чувствительность является даже достоинством.
В нашей стране было много публикаций о радиотелефоте Б.П. Грабовского, но провести серьезные испытания этого прибора по многим причинам не удалось.
Уважаемый Кузьма Петрович!
В системах цифрового телевещания в России, по официальным документам, должен применяться формат сжатия спектра сигналов MPEG-4. Как вы можете это прокомментировать? Виталий Орлов, г. Ульяновск
Благодарю вас за интересный вопрос, заданный в деликатной форме. Мы почти одновременно с вашим получили аналогичное письмо, где такое директивное вмешательство в рыночные процессы оценивается словами М. Фридмана: “Правительственное решение проблемы всегда хуже самой проблемы”. При всех обстоятельствах нужно стараться быть справедливыми: 5–7 лет назад, когда рождались первые концепции ФЦП “Развитие телерадиовещания в России” формат MPEG-4 был своеобразным маяком прогресса. Но прошло время, изменилось значение вещей, и факт его внесения в программу стал тормозом на пути к прогрессу: под его “крышу” как-то сам собой собрался целый букет не самых удачных решений, что загородило дорогу многим интересным системам компрессии, в том числе и отечественным. Редакция постарается уделить внимание на страницах ВС этой важной теме.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2012
Посещений: 8587
В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций