Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Необходимость наличия бизнес-образования у управленцев в TB-сегменте нового поколения

В рубрику "Колонка эксперта" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Необходимость наличия бизнес-образования у управленцев в TB-сегменте нового поколения

Марго Бop
Исполнительный директор “ТелеДом”

Некоторое время назад на канале РБК обсуждалась тема бизнес-образования для управленцев. Грамотные управленцы, за которыми гоняются все компании, – клад, особенно в период общесистемного кризиса и явной апатии многих рынков. Данная тема заставила меня задуматься – насколько действительно важно дополнительное образование для руководящего состава на телевидении. Какой руководитель нужен современной телекомпании? Отличаются ли потребности в управленческом ресурсе на рынке в целом и на телекоммуникационном рынке?

Вопрос необходимости обучения в российской или зарубежной бизнес-школе особенно остро встает перед топ-менеджером в период принятия решения о смене работы или в момент кризиса отрасли. (Хотя я предпочитаю заменять слово “кризис” более позитивным понятием – “затяжной переход к инновационному счастью”.) Желание работать в международной корпорации также толкает линейных руководителей на подвиги в обучении (но для СМИ это уже не очень актуально). В моменты, когда все спокойно, жизнь легка и приятна, а деньги текут рекой, большинство людей сидят на месте и не думают о каком бы то ни было развитии, пожалуй, кроме духовного. А зря, именно эти моменты и являются ключевыми для гармоничного и поступательного движения вперед.

На вопрос: “Эффективно ли обучение телевизионных “топов” именно сейчас?” – мой ответ – НЕТ. Бессмысленная трата времени и денег, тем более, если деньги тратит компания. Сейчас ситуацию можно описать хорошим и всеми любимым выражением: “Поздно пить всем известный и ныне разрешенный напиток, когда почки отказали”.

Я ни в коем случае не отговариваю кого-либо от самосовершенствования на благо компании. Тем более что по уровню образования российские бизнес-школы на сегодняшний день не уступают западным. Основная задача и прелесть такого обучения – общение равных и получение свеженьких, так сказать, “с пылу, с жару” кейсов. Но вопрос “зачем?” не перестает меня мучить. По моему опыту посещения великого множества семинаров, тренингов, форумов, профессиональных тусовок, а также обучения в европейской бизнес-школе, четко могу сказать следующее: практика и изначально хорошее образование – залог успеха. Все, что вы получите дальше, лишь укрепит вашу базу. Все-таки лидерские качества, гибкость ума и природные задатки никто не отменял. Можно и нужно развиваться, но мы сталкиваемся с огромной разницей в подходе к обучению как таковому в нашей стране и за рубежом.

Основной принцип европейских и американских школ (даже не бизнес, а обычных) – действуй по плану. С ранних лет обучающимся дается четкая схема: делай раз, делай два, если вдруг по какой-то волшебной причине ты не дошел до цели, вернись на шаг назад и переделай. Все, ура, ты у цели!

Российский же опыт показывает, что самое главное – действовать быстро и четко, а также “главное ввязаться, а там разберемся”. И кто бы что ни говорит – это работает! Как известно, русские страшны своей импровизацией.

Кстати, единственное по-настоящему стоящее выступление было пару лет назад, и это было выступление Ли Ханта. Все остальные профильные мероприятия последних лет – унылое переливание из пустого в порожнее (да простят меня все организаторы и спикеры).

В период нестабильности и выжидательной позиции большинства неэфирных телеканалов, занятой ими в связи с вступлением в силу нового законодательства, управленческий ресурс на так называемом платном ТВ столкнулся с непреодолимыми проблемами. И тут не только проблема неумения действовать оперативно в предлагаемых сложных, непривычных обстоятельствах, но и проблема нежелания принимать что-либо новое.

Сидим мы все умные, начитанные, да еще и бизнес-образованные, и ждем 2015 года, когда вступит в силу закон, о котором только ленивый не написал и не поплакал. А по сути все циклично, и надо просто смотреть под другим углом на предлагаемые обстоятельства.

Адаптация принципов антикризисного управления и знание работы на нестабильном рынке, способность к генерированию новых идей и желание развивать отрасль – вот главные козыри современного ТВ-руководителя, неважно, эфирного или неэфирного канала.

А обычно все требования к руководителям как у всех:

  • Быстрое принятие решений (желательно – взвешенных).
  • Яркие нестандартные подходы к бизнесу.
  • Клиентоориентированность бизнеса (в нашем случае – диджитализация и применение “цифрового мышления”).
  • Адекватность рынку (не вчерашнему рынку – сегодняшнему).
  • Системный подход к порой сильно асистемному рынку.
  • Нацеленность на результат (опять же, для нас, “неэфирников”, актуальным результатом можно определить “не умереть”).
  • Ясность цели (перекликается с предыдущим пунктом).

Не надо забывать в нарастающей панике про такие неизменные задачи, как: управление затратами, стратегическое планирование, корректировка вектора развития под меняющийся рынок.

Медиафорум, проходивший в Cанкт-Петербурге, еще раз подтвердил общие тезисы данного материала и заставил задуматься о многом. Надо отдать должное организаторам, мероприятие получилось достойное, масштабное и полезное. Уныние и депрессия, в котором пребывает руководство большинства телеканалов, находящихся в так называемой зоне риска, напрасно. Прогнозы по отрасли независимо ни от чего – позитивные.

Согласно результатам ежегодного исследования PwC “Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2014–2018 годы” (http://www.pwc.ru/ru/enterta-inment-media/publications/outlook-2014.jhtml): “Общемировая тенденция заключается в том, что цифровое кабельное телевидение будет демонстрировать устойчивый рост и достигнет отметки в 455 млн подписчиков к 2018 году. Движение в сторону цифровизации означает, что кабельное телевидение еще больше увеличит темпы роста в долгосрочной перспективе. Что касается России, то в 2013 году около 44% домашних хозяйств пользовались услугами платного телевидения, и этот показатель достигнет 59,1% к концу 2018 года. Расширение этого сектора и рост поступлений от платных услуг (например, предоставляемых HD-каналами) позволит увеличить выручку при среднегодовом росте на уровне 10,3% до 2,6 млрд долл. США в 2018 году (по сравнению с 1,6 млрд долл. США в 2013 году)”.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2014
Посещений: 9010

  Автор

Марго Бор

Марго Бор

Исполнительный директор cтудии “Иллюзион”

Всего статей:  4

В рубрику "Колонка эксперта" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций