Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Их" праздник

В рубрику "Колонка эксперта" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Их" праздник

Заканчивается телевизионный сезон. Последний "всплеск" телесмотрения перед летним затишьем пришелся на майские праздники, которые стали выразительной и завершающей нотой в ежегодном телевизионном цикле. И если Первомай можно воспринимать как праздник условный, радующий лишь дополнительными весенними каникулами, то совсем иное дело - 9 мая. Итак, каким был "этот День Победы" на наших телеканалах?

Наиболее цельно и последовательно на уровне программной сетки, не отклоняясь от главной темы с утра до поздней ночи, "отработал" 9 мая "Первый канал". В начале печатной программы "Первого" на этот день так и значилось: "День Победы". Великой Отечественной войне в течение нескольких дней была посвящена значительная часть эфирного времени канала "Культура". Художественные фильмы о войне можно было посмотреть на каналах ТВЦ, "Россия", "Ml", "Столица". Почти не отразился День Победы в расписании программ ТНТ, Муз-ТВ, MTV...

Уже 10 мая каналы вернулись к привычным сеткам, и мало что в эфире напоминало о большом празднике. Возникло ощущение поспешно перевернутой страницы, словно телевидение, как могло, выполнило обязательную программу - и довольно об этом.

Со Дня Победы 1945 года прошло 59 лет. Настоящих участников войны - тех, кто полной мерой вынес все тяготы фронтовых лет - почти не осталось. Они тихо уходят. Уже не так остро воспринимаются нынешним поколением рассказы очевидцев о страшной войне. Может, и хорошо, что в памяти залечиваются раны, но плохо, что сам смысл той войны неизвестен нынешним молодым. А потому они не чувствуют и не понимают глубины этого Праздника. С чем он ассоциируется у современной молодежи? С салютом? Со спекулятивными уличными вывесками вроде "Внуки благодарны ветеранам"? Со стариками, увешанными звонкими наградами на пахнущих нафталином старомодных пиджаках, трепетно хранимых в шкафах и извлекаемых только на большой праздник - в День Победы? Или с досадной мыслью о том, что по телевизору будет нечего смотреть, кроме черно-белых фильмов и вспоминающих о своем героическом прошлом ветеранов?

Дело не в молодежи, такое восприятие - не ее вина. В том, как освещается эта тема на телевидении, можно выявить ряд существенных, впитываемых на уровне национального сознания установок.

Точечное и скорое празднование

Девятое, в лучшем случае еще седьмое и восьмое мая - и все затихло. Привязка к одному дню уже настолько укоренилась в сознании, что доходит до абсурда: ведущие программы "Времечко" (ТВЦ) на полном серьезе утверждали, что, мол, поторопились в таком-то краю и вручили ветеранам подарки не в праздник, а заранее - 7 или 8 мая.

Много формальности, соблюдения внешнего рисунка без внутреннего наполнения. Можно напичкать эфирное время художественными фильмами о войне, концертами с перепевкой военных песен на современный лад, информационными сюжетами о ветеранах. Можно устроить праздничный телеканал, где один за другим в студии появляются старички, а ведущая с натянутойной улыбкой вручает тюльпанчики, просит поделиться воспоминаниями, невнимательно слушает, перебивает в самые важные для старых солдат моменты, дежурно изображает удивление, умиление, восторг, затем желает "всего хорошего" и приветствует следующих. Как будто телезрителям натужно пытаются продемонстрировать, как надо правильно, почтительно относиться к ветеранам.

Возникает два вопроса. Во-первых, почему ветеранов вспоминают, уважают и любят только в этот день? Довольно, кстати, странная любовь, если пожилых людей унизительно муштруют и заставляют бесконечно маршировать под дождем для парада (д/ф Т. Шахвердиева "Марш победы", НТВ, 09.05.04, 8:20). Во-вторых, кто эти ветераны и сколько лет им было во время войны? Большая часть нынешних ветеранов - это в лучшем случае "дочери" и "сыны полков" или призванные в самом конце войны. Бесспорно, что на войне и день за век зачтется...

Неясно, почему критерием заслуг и признания героического прошлого в наши дни зачастую выступает количество наград на костюме. А как же те, кто вернулись с войны без них? Тихонько отсиделись за спинами героев? А может, им в то время некогда было думать о наградах? Просто выполняли свое трудное ратное дело - Родину защищали. Телевидение могло бы найти и достойно показать солдат Советского Союза, победивших в той страшной войне. Многие из тех, кто воевал по-настоящему, считают совестным украшаться юбилейными "цацками", ведь истинная ценность - в боевых наградах, а в условиях войны ими не всегда вовремя награждали достойных (НТВ, программа "Военное дело" о летчике-истребителе, дважды Герое Советского Союза Ф.Ф. Ар-хипенко; 08.05.04, 12:20). Поэтому чем больше медалей видишь на груди, тем больше в них сомневаешься. Если же молодость цинична и не права в своем подозрении, то телевидению следовало бы донести, разъяснить, какие медали, награды, ордена, планки что означают. Но интересные сведения об этом с телеэкранов практически не поступают (исключение - д/ф "Орден "Победа", канал "Культура", 09.05.04, 15:00). Испытывается духовный голод, потребность в хороших исторических программах, напоминающих о ходе войны, основных сражениях, любопытных исторических фактах.

При просмотре многих программ не покидало ощущение формальности. Смущали интервью с ветеранами. Не хочется лжи и лицемерия. Вас умиляет трясущаяся старушка с дребезжащим голосом, которую называют героиней? Многие ли зрители будут искренне растроганы таким зрелищем? Разве можно узнать в ней ту юную, красивую девушку с военной фотографии? Трудно поверить, глядя на сгорбленных стариков, что когда-то они вынесли тяготы четырехлетней войны. Но они уходят, и с ними может быть потеряна наша история. На них трудно смотреть: старость, как правило, непривлекательна. И не надо показушных крупных планов впавших глаз - не все прочитают в них глубокую мудрость, увидят боль и трудность пережитых лет. Это - пустой, формальный прием.

Было бы интересно, если бы ТВ преподнесло истории этих людей увлекательно, зрелищно, но без приторно-слащавых приукрашиваний - чтобы хотелось смотреть, слушать, впитывать, обсуждать! Верните ветеранам молодость короткими игровыми сюжетами на основе их собственных рассказов - им это будет в радость! Ищите интересные и правдивые истории о войне: о молодости, характерах, поступках, лишениях, военной любви, солдатской смекалке. О том, как встречались, как ждали друг друга, как девушки дарили любимым вышитые кисеты, как солдаты возвращались... Не всегда подвиг народа складывается из ярких героических поступков - он рождается из будней. Телевидение может найти выразительные истории, фотографии тех лет, сделать художественную обработку (восстановление событий в постановочных сюжетах). Короткие, но яркие 2-3-минутные сюжетные рассказы - человеческая сторона отношений, национальный характер в живых историях военных лет. Пусть их, тогда молодых, сыграют актеры, но с душой, искренне, живо и по-настоящему. Пусть это будет разная правда о войне: о цене победы, о человечности..., а также и о предателях, подлецах, политических спекулянтах - обо всем, что приходилось преодолевать.

Приятным исключением в эфире стала "Солдатская правда Астафьева" ("Первый канал", 08.05.04, 12:10). Страшные, пронзительные воспоминания от первого лица: как наших изнуренных солдат по внешнему виду принимали за пленных ("Божечки-Божечки, опять пленных ведут!"); как приходила дикая усталость от бесконечной ежедневной войны ("Хоть бы убили, наконец!"); как возникало "гнетущее чувство тоски и одиночества, как будто всеми покинут", когда ранен и находишься в сознании - "солдатик, когда его ранит, он маленький и беззащитный, словно ребенок без родителей". Такие подробности не позволяют романтизировать войну, что очень важно для всех поколений, особенно молодых; это избавляет нас от риска недооценить опасности и лишения войны и учит ныне живущих больше дорожить миром.

Узкая адресация праздника

В комментарии, предваряющем трансляцию военного парада, корреспондент "Первого канала" неоднократно повторил: "Это ИХ Победа!" Но почему "их"? Это в полной мере НАШ ОБЩИЙ праздник! Из множества телепрограмм звучало: "С праздником, дорогие ветераны!" Но почему только ветераны? Помимо тех, кто сражался за Родину на фронтах, были женщины и дети, боровшиеся за победу в тылу, на заводах и в госпиталях. Они, собственно, не ветераны, но это тоже их Победа. Вся страна несла на себе тот тяжкий груз. Страшно представить себе, что было бы, если б тогда не выстояли... Поэтому каждое поколение их потомков имеет право считать День Победы СВОИМ ПРАЗДНИКОМ. Но вместо того, чтобы сделать этот день праздником национального самосознания, гордости, праздником единения всех возрастов, его настойчиво подают как не имеющий отношения к молодежи, чужой, неинтересный и, главное, не наполненный истинным смыслом.

Многие американцы не простили любимому национальному актеру Гаррисону Форду то, что он снялся в фильме о героизме русской подлодки. Россияне - более космополитичная нация. Мы спокойно можем смотреть американские фильмы о Второй мировой. Но все же, стоит ли их ставить в эфир непосредственно в дни Победы ("Говорящие с ветром", НТВ, 08.05.04, 19:35; "Спасти рядового Райана", "Первый канал", 08.05.04, 23:10)? Наши дети готовы поверить, что именно американцы выиграли войну... Есть много отечественных пронзительных и человечных фильмов. Их можно проанонсировать так, чтобы даже молодежь их ждала с нетерпением, чтобы не отпугивало черно-белое исполнение. Нужны новые наши фильмы, и они появляются ("На безымянной высоте", 2003 ".; "Звезда", 2002 ".).

Отсутствие атмосферы неподдельной радости

Интуитивно каждый человек чутко отличает искреннее выражение радости от попыток его изобразить. Словами "это великий праздник" и подобными им не добиться главного, не дойти до сердца.

Даже народную программу "Играй, гармонь любимая!" удалось сделать заунывно-скучной: исполнение военных песен не брало за душу, а веселую, оптимистичную "Катюшу" неожиданно довели до того, что "умерла Катюша как герой"... (08.05.04, 8:20). Не менее странными выглядели и отдельные концерты, в которых нынешние "звезды" исполняли военные песни. Песни-то эти нужны как народная память, как подкрепление национальных ассоциаций, как символы. И современное их исполнение тоже может быть интересным. Но при этом должно быть осмысленное отношение: странно, когда известная певунья появляется с голым пупком и вульгарным макияжем и эротично стонет что-то про землянку... Так, в концерте на "Первом" отличились Лайма Вайкуле, вышедшая на сцену в чем-то, напоминающем шелковый халатик; дико раскрашенные "Блестящие"; Ольга Орлова в пляжном виде и др. (праздничный концерт "День Победы", "Первый канал", 09.05.04, 23:00). Неловко и неуместно.

Интонации исполнения - вопрос отдельный. Как будто исполнители не очень задумываются, о чем поют. Надо было слышать, как Александр Буйнов почти с отвращением рычал в микрофон: "Здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок" (праздничный концерт "Служу Отечеству", "Первый канал", 08.05.04, 12:40). И совсем уж отвратительными в контексте Победы были пытки в телеигре "Естественный отбор" на REN TV (08.05.04, 18:00; 09.05.04, 22:20). Поражало злорадное упоение, с каким заслуженный, хороший актер Александр Абдулов наблюдал за физическими страданиями и нравственными унижениями игроков. То, что участники ряда современных телешоу добровольно соглашаются терпеть телесные и моральные издевательства ("Давай на спор", MTV, 18:00), и то, что находятся зрители таких программ - тревожный сигнал. Помня о фашизме, не стоит культивировать извращенные потребности...

Хочется, чтобы из года в год праздник Победы был истинным большим национальным праздником; чтобы масштабность праздника пропорционально отражалась в телевизионных усилиях. Это должен быть не один эфирный день, а постепенное усиление темы с пиком 9-го мая.

В этом году ни один канал не счел нужным отметить это событие на уровне межпрограммного пространства. С конца декабря по середину января будничная "одежда" каналов меняется на новогоднюю. Даже 8 марта и 23 февраля каналы отмечают поздравительными заставками и перебивками. Но День Победы, видимо, в глазах телевизионщиков этого не стоит. Пусть это конец телесезона, но по смыслу этот день должен быть главным праздником национального сплочения! Заставки каналов должны быть светлыми, радостными, ликующими. Но самое большее, что было сделано на этот раз, - это гвардейские ленточки, добавленные к логотипам НТВ и канала "Столица" (уже 10 мая на НТВ сняли это скромное украшение). На "Первом канале" утром 9 мая вышел тематический анонс, чем подчеркивалось намерение канала особо отметить праздник подбором программ. Однако оформление этого анонса не вызывало светлых радостных чувств: жесткие красные осколки на черном и белом фоне. О тепле и душевности не было и речи.

Очень хотелось бы, чтобы каждый год телевидение заранее готовилось к этому событию, и подход к нему не был бы пустой формальностью. Такая возможность есть. В следующем году - юбилей Победы.

Юлия Мостепанова
Телевизионный психолог-аналитик

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2004
Посещений: 11797

Статьи по теме

  Автор

Юлия Мостепанова

Юлия Мостепанова

Телевизионный психолог-аналитик

Всего статей:  1

В рубрику "Колонка эксперта" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций