В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Валентин Лазуткин
Председатель редакционного совета
— Журналу Broadcasting в этом году исполняется 10 лет. За это время в отрасли произошли большие изменения. Как они, по Вашему мнению, отражались на работе нашего журнала?
— В год рождения журнала мы еще понимали отрасль как классический broadcasting, то есть телерадиовещание в эфирной среде. Только-только делались первые шаги в становлении кабельного телевидения, Интернет-телевидения, мобильного ТВ и т.д. Сегодня же новые, не "классические" способы доведения телерадиосигнала до аудитории являются полноправными составляющими нашей растущей отрасли и активно влияют на ее структуру, экономику и контент. За 10 лет, конечно же, произошли большие изменения в составе участников телерадиовещательного рынка (в сторону роста и улучшения качественных показателей), в его государственном регулировании. Сильно обновилась кадровая составляющая. Сегодня мы находимся в активной стадии развертывания национального цифрового проекта. Это только краткий перечень отраслевых перемен, которые, безусловно, нашли отклик на страницах нашего журнала. В то же время, оглянувшись на пройденный 10-летний путь, мы можем констатировать, что Broadcasting не только отражал отраслевую жизнь, но и активно влиял на нее. В первом номере журнала, вышедшем в свет в июле 1999-го, центральным материалом была статья Э. Агаджаняна "Сертификация в телерадиовещании, или Как защититься от телерадиопродукции низкого технического качества" (неправда ли, постановка вопроса актуальна и сегодня?). Если же пролистать все 80 номеров журнала, то можно написать монографию по вопросам развития телерадиовещания в России в минувшем десятилетии, практически не прибегая к другим источникам.
— Какие вопросы впервые были затронуты именно в журнале Broadcasting?
— Огромное количество. Причем в постановке этих вопросов легко можно увидеть логическую связь, систему. Редакция работает не "методом тыка", а на основании постоянного мониторинга и анализа огромного спектра мнений и информационных потоков по принципу обратной связи. Мы справедливо гордимся тем, например, что разговор о предстоящей цифровизации отечественного телерадиовещания был начат на страницах Broadcasting почти 10 лет назад и что все эти годы мы упорно занимались этой темой и в техническом, и в гуманитарном аспектах.
Организовать работу именно таким образом редакции помогает редакционный совет, состоящий из крупных и общепризнанных специалистов отрасли.
— Как формировался редакционный совет?
— Вскоре после выхода первого номера Broadcasting компания "Гротек" выступила с инициативой создания редакционного совета журнала. Конечно, это было правильно, ведь без постоянного глубокого погружения в реальную жизнь отрасли легко превратиться в подобие глянцевого издания "обо всем и ни о чем". Издатели обратились к
В.Г. Маковееву и ко мне с просьбой помочь в создании совета. В первом номере журнала за 2000 год (№ 5 от его создания) редакционный совет был представлен аудитории. Должен сказать, что все коллеги, к которым мы обратились с предложением войти в состав совета, откликнулись очень горячо и конструктивно. Мне лично понятны причины такой реакции: все мы отдали немало лет и сил развитию телерадиовещания нашей страны и очень переживали за его состояние после бурных 1990-х, за дальнейшую судьбу отрасли. Мы исходили из того, что для развития телерадиовещания в новых экономических и технических условиях просто необходимо многопрофильное отраслевое издание. Работа редсовета за истекшие 10 лет и была посвящена решению этой задачи.
— Расскажите о роли редакционного совета в становлении и развитии журнала Broadcasting.
— Ну, роль-то определит время, а я просто расскажу, как мы работаем. Каждое заседание редакционного совета, на которое всегда собирались практически все его члены, было одновременно похоже на собрание ученого совета головного института, коллегии отраслевого ведомства и независимого экспертного совета. Дискуссии на редсовете не были абстрактными, центральной темой всегда было формирование профиля и облика журнала, его тематика. Надо заметить, что Broadcasting создавался в условиях, когда на рынке появилось уже несколько профильных изданий - не общеотраслевых, но достаточно всесторонне освещающих вещательную тематику. Такое положение особо остро ставило задачу формирования собственной ниши, поиска уникальности. В то же время чисто "журнальные" вопросы не исчерпывали повестку дня редсовета. На нем обсуждались и стратегические вопросы путей дальнейшего развития отрасли, формирования необходимой для этого правовой основы, совершенствования госрегулирования. По итогам обсуждения на совете мы представили несколько записок в Правительство РФ и Госдуму, которые получили поддержку и были использованы при подготовке ряда государственных решений. За 10 лет редсовет совместно с редакцией журнала провел 24 круглых стола по разнообразным вопросам, связанным с новыми отраслевыми задачами. В каждом из них, кроме членов редсовета, приняли участие многие практики и ученые. Члены редсовета активно участвовали в подготовке и проведении организуемой издательством "Гротек" при поддержке Ассоциации кабельного телевидения России регулярной научно-технической конференции операторов мультисервисных сетей, получившей название MultiPlay. Сегодня это уже общепризнанный бизнес-форум, важная веха в календаре общеотраслевых мероприятий. Члены редсовета принимают активное участие не только в работе над номерами журнала, но и в подготовке научно-технических каталогов для специалистов отрасли.
С чувством огромной благодарности и искренней грусти хочу вспомнить наших товарищей, которых сегодня уже нет с нами. В.В. Александров, С.Д. Буневич, А.И. Высторобец, Г.В. Кузнецов, В.И. Хлебников внесли неоценимый вклад в создание Broadcasting, часто выступали как авторы статей в журнал.
Много лет работает в составе редсовета ряд хорошо известных в нашей среде ученых, бизнесменов, организаторов производства.
Когда на совете выступают такие специалисты, как экс-министр и вице-премьер России В.Б. Булгак или его предшественник в союзном министерстве Ю.Б. Зубарев (кстати, оба они - крупные ученые), сразу видны масштаб и глубина подхода к отраслевым проблемам. Патриарх и "гуру" нашего цеха М.И. Кривошееd всегда генерирует новые и перспективные идеи развития отрасли. Признанный организатор и лидер кабельной подотрасли Ю.И. Припачкин (доктор технических наук) настойчиво и с успехом ведет на страницах журнала работу по дальнейшему формированию этого сегмента рынка. Пионер спутникового телевидения в России К.З. Кочуашвили конструктивно и мудро участвует в обсуждении широчайшего круга проблем. Е.А. Злотникова вносит большой одна из руководителей Национальной ассоциации телерадиовещателей, и как топ-менеджер крупной национальной телекомпании. А.В. Милехин - создатель и руководитель одного из самых известных отечественных социологических центров, корректирует нашу дискуссию с позиций знания предпочтений и ожиданий аудитории, реального состояния потребительского рынка, зарубежной отраслевой науки. А.А. Калин, являясь крупным отраслевым руководителем, выступает на страницах журнала с интереснейшими и глубокими статьями. Б.А. Вишняк плодотворно работает в совете и как один из руководителей Международнои академии телевидения и радио, и как крупный организатор учебно-просветительского телевидения. СИ. Никаноров много работает в редсовете как в научной, так и в практической области. Без его острых комментариев и чувства юмора заседания редсовета просто нельзя представить. Один из старейших членов совета В.В. Тимофеев и после переезда в Женеву на высокий пост в международной организации продолжил деятельное участие в нашей работе, обогатил журнал интереснейшими материалами мирового класса. Рассказать подробно о каждом из членов нашего большого редсовета не позволяет объем интервью. Особо хочу отметить многолетнюю плодотворную работу заместителя председателя совета В.Г. Маковеева, много сил отдающего и практической работе редакции, и личному творческому участию в жизни журнала. Открою небольшой секрет: Владимир Григорьевич не только ведет в журнале серьезную тематику, но и находит время для создания любимой нашими читателями рубрики " Наш эксперт Кузьма Прутков".
Редсовет - орган общественный, а всю практическую работу по подготовке печатного издания Broadcasting и его Web-версии, сайта broadcasting.ru, круглых столов, конференций и форумов ведет редакция журнала. Мы высоко ценим творческие и деловые связи с редакцией, глубоко уважаем ее работников за высокий профессионализм и самоотверженность.
— Состав редакционного совета периодически обновляется. Кто вошел в него в последнее время?
— В последние годы в состав редсовета вошли такие известные специалисты и руководители ведомств, крупных отраслевых учреждений, предприятий и компаний, как В.А. Евстафьев,
В.Е. Зайцев, А.А. Калин, Ю.М. Литов-чин, В.И. Осколков, А.Ю. Попов, В.П. Стыцько. Каждый из них привнес в коллективную работу огромный опыт и обширные теоретические и практические знания. Уверен, что в будущем состав редсовета пополнится новыми коллегами, выросшими за эти годы в отрасли и, конечно, читающими наш журнал.
— Какие имена открыл журнал для отрасли?
— Начну перечислять - собьюсь со счета и кого-нибудь обижу. Дело в том, что за 10 лет удалось решить важнейшую задачу, которую редсовет ставил с первых дней своей работы: собрать вокруг Broadcasting большой авторский актив по всей стране. Можем отчитаться - задача выполнена. Наша почта огромна, редакционный портфель постоянно наполнен новым живым материалом, интерактивные потоки внушительны (на нашем сайте до 100 тыс. посещений в месяц!). Наряду с постоянным авторским активом практически в каждом номере мы встречаем имена новых профессионалов (ведь Broadcasting и позиционируется как журнал для профессионалов отрасли). К примеру, в одном из ближайших номеров читатели встретятся с генеральным директором "Триколор-ТВ" - одного из интереснейших современных проектов отечественного телевещания - В.В. Мордачевым. Редакция работает и с другими новыми для нас авторами.
— Если сравнить Broadcasting с ведущими мировыми отраслевыми изданиями, что можно посоветовать редакции?
— Работая в Гостелерадио СССР в 1970-80 годы, мне доводилось принимать участие в международной вещательной жизни и в составе делегаций, и в качестве председателя совета Интервидения. В те годы белой завистью завидовал нашим зарубежным партнерам, имевшим огромное количество разнообразных ярких профессиональных изданий. У нас тогда их было очень мало, да и уровень полиграфии оставлял желать лучшего. Теперь другое дело! Постоянно появляются и новые профессиональные издания, и яркие еженедельные "программные" журналы. В этом секторе сложился свой рынок, наблюдается конкуренция. Приятно, конечно, что Broadcasting сегодня уже одно из старейших отраслевых изданий с мощной электронной версией, сложившимися читательским и авторским активами, но расслабляться нельзя. Перед нами стоит ряд непростых задач: как избежать привыкания аудитории, как ее удержать, как привлечь новых читателей? Сегодня нужно следить за опытом не столько зарубежных изданий, сколько своих, отечественных. Мне кажется, что уникальность Broadcasting в том, что он сумел найти непростое сочетание технической и гуманитарной тематик. Этим надо дорожить и не забывать при этом, что любая уникальность тоже подвержена воздействию конкуренции.
— Прежде всего, большая совокупность вопросов, связанных с цифрови-зацией вещания. Их много, ведь процесс цифровизации затронет не только область технологии, но и структуру рынка, интересы его игроков, а самое главное, интересы и ожидания национальной телерадиоаудитории. Многие из этих вопросов носят постановочный характер, еще не освоены и не исследованы вещательным сообществом. Тут журналу предстоит большая работа. Не сомневаюсь, что жизнь подбросит нам и другие проблемы, порой самые неожиданные, над которыми и редсовету, и редакции еще предстоит задуматься.
— Как, по Вашему мнению, будет развиваться журнал следующие 10 лет?
— В упомянутом уже № 1 за 2000 год только что созданный редсовет журнала опубликовал заявление, обращенное к читателям. Здесь уместно процитировать несколько строк:
"Мы, российские специалисты, ученые и руководители телерадиовещательных предприятий и организаций, объединившиеся в редакционный совет журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание", приветствуем инициативу компании "Гротек" по изданию журнала и консолидации российского телерадиовещательного сообщества с целью:
Мы убеждены, что наш журнал может создать систему ориентиров для почти 300-тысячного отряда российских вещателей, производителей аппаратуры и услуг, преподавателей и студентов, а также для определенной части телерадиоаудитории."
Все 10 лет мы шли по этому пути и стремились быть верными обязательствам перед аудиторией. Думаю, что эту программу действий журнал сохранит и на следующие 10 лет.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2009
Посещений: 8783
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций