В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Несмотря на то, что места для радио на IBC становится все меньше, восьмой зал по-прежнему изобилует решениями для радиовещателей, как традиционными, так и передовыми, которые “снятся в кошмарных снах” консерваторам. Конечно, как и 20 лет назад, в этом зале были широко представлены передатчики и системы автоматизации вместе с инструментами для работы с аудио. И среди привычных решений были новинки, однако уверенное развитие IP-технологий подарило, пожалуй, самые заметные из них.
Производители аудиорешений составили добрую половину восьмого зала, и мало кто остался в стороне от технологии AoIP, которая гораздо более устоявшееся явление в сфере радио, чем в телеиндустрии. Лет на десять. Сегодня рынок предлагает различные протоколы: Dante, RAVENNA, AES67, а темами для обсуждений стали уже мультиканальные форматы и DAB+.
Тем временем технология AoIP не просто изменила подход к созданию радиостанций, она продолжает его менять. Сегодня вещатели активнее присматриваются к использованию виртуальных машин и виртуализации инфраструктуры в целом. Почему? По тем же причинам, что и IT-компании: снижение издержек, масштабируемость архитектуры и гибкость комплекса.
Один из самых заметных трендов немного напоминает заветную мечту Большого брата. Все потому, что главная идея виртуализации радио заключается в возможности контролировать все устройства комплекса в одном месте. Для пользователя это выглядит как сенсорный монитор, на экран которого выведены все необходимые интерфейсы.
На поле виртуализации пока два серьезных игрока: компании Lawo и Telos Alliance. Lawo дебютировала c Virtual Radio еще на прошлой выставке. Telos Alliance представила свою концепцию на IBC в 2015 году, а рабочий продукт, доступный в продаже, в этом году.
“Пройдет еще немного времени, и можно будет сидеть у себя дома с IP-консолью, похожей на кусок стекла, а где-нибудь на ферме будет располагаться передающий центр, происходить аудиообработка, вставка водяных знаков и т.д. 25 лет назад мы общались со Стивом Черчем (Steve Church, один из основателей Telos Alliance. – Прим. авт.) и сказали друг другу, что однажды вся радиостанция, все ее оборудование будет умещаться в одну коробку в углу комнаты. Сейчас так можно сказать об облаке. Многое возможно уже сегодня, и мы прилагаем большие усилия для того, чтобы разместить наше оборудование в облаке. Minetonka (компания – участник Telos Alliance. – Прим.авт.) как раз специализируется на облачных решениях. И добрая часть этого года была потрачена на виртуализацию аудиообработки”, – рассказал Фрэнк Фоти (Frank Foti), основатель Omnia и генеральный директор Telos Alliance.
Возможность “дирижировать” радиостанцией с одного большого монитора – в духе времени: одно нажатие, и вы удаленно управляете эфирным пультом, переключаете микрофоны, меняете пресеты обработки голоса и т.д.
Саша Людвид (Sascha Ludwid) и Джоэль Бруненберг (Joel Brunenberg), разработчики и системные интеграторы из Astrastudio (Германия), считают, что виртуализация оборудования способна в корне изменить организацию радиовещания. Если технологию использовать как SaaS (Software-as-a-Service), то ее можно “расшаривать” для нескольких пользователей. Это позволит им сэкономить на покупке дорогостоящих устройств, техническом персонале, платить только за те функции устройств, которые действительно нужны, и т.д. “Виртуализация дает возможность не только удаленно управлять радиостанций, но и снизить барьер входа на рынок, а также перенести радиостанцию в облако”, – считает Джоэль Бруненберг.
Кроме того, виртуальное радио значительно упрощает работу “в поле”. Добавить в эфир микрофонный сигнал можно откуда угодно, где есть мобильная связь.
“Виртуальное радио развязывает руки, не обязательно использовать XLR, все можно подключить и вывести в эфир через IP. Благодаря виртуализации репортер может выйти в эфир со своего смартфона, диджей может вывести свой микрофон в эфир с концерта далеко за пределами студии, не рискуя повлиять на музыкальный плейлист, и многое другое”, – рассказывает Том Каллебот (Tom Callebaut) из Radiostudio (Бельгия), продемонстрировавший 8-канальный аудиомикшер с использованием xNode от Axia, который легко управляется со смартфона. Теперь можно развернуть студию без пульта, заменив его на AxiaXN-ode, так как устройство повторяет такие функции, как фейдер старт/стоп, аудиофейд и подслушка (PFL).
Решения виртуального радио от Lawo также включают в себя аудиомикшер, звуковую карту, аудиообработку, телефонию и многое другое. Ряд радиостанций уже стали пользователями, и это не крупные медиахолдинги, а студенческие или небольшие радиостанции. Что удивительно, учитывая основных клиентов компании и ее ценовую политику на традиционные продукты для вещания.
Одним из крупных проектов стала выездная студия кенийской станции Kubamba Radio на ежегодном концерте в Найроби. В этом году вместо ПТС было использовано программное обеспечение RЭLAY. Оно позволило использовать 8-фейдерный микшер, полноценную динамическую аудиообработку с эквалайзером, компрессором и многим другим, а также развернуть сеть AES67 – и все это на одном компьютере и сенсорном экране.
В виртуальный микшер RЭLAY были заведены микрофоны и весь звук со сцены, микрофон диджея радиостанции и система вещания. Программный звук обрабатывался для эфира кодеками типа G4 и передавался на передатчик. “Наша команда устраивает живые выступления каждые выходные, но этот концерт очень важен для нас, и использование продуктов RЭLAY позволило добиться наилучшего качества программы за все время. Я определенно вижу новые возможности для использования RЭLAY, возможно даже в основной студии”, – рассказывает Бенсон Нягах (Benson Nyagah), генеральный директор Kubamba Radio.
Разумеется, внедрение виртуального радио требует смелости и внушительной реорганизации комплекса. Однако большинство из нас уже не слушает музыку через CD-плеер, а радио через домашний приемник. Все это можно сделать со смартфона. А виртуализация как раз и предлагает перенести функции студийного оборудования в компьютер, в единый интерфейс, где все под рукой.
Региональное радио BBC с 2014 года переходит на виртуальные мощности с единым центром управления в Лондоне, потому что для десятков радиостанций сети это стало самым эффективным и экономичным способом модернизировать комплексы.
Во время прохождения IBC было объявлено о сотрудничестве Dalet и Veritone, молодой калифорнийской компании, чей когнитивный вычислительный анализ, основанный на искусственном интеллекте, дарит пользователям Dalet Galaxy новые возможности. В частности, улучшился поиск и работа с каждым кадром видео- и каждой секундой аудиоматериалов по таким критериям, как объекты, лица, бренды, текст, эмоции, ключевые слова и многое другое.
Хотя это не так поражает, как робот “София”, которая с легкостью давала интервью журналистам со всего мира и участвовала в конференции. Ей всего один год, а она уже появилась на обложке журнала Elle и известном американском The Tonight Show на канале NBC, и у нее отличное чувство юмора. Ее создателя Дэвида Хэнсона (David Hanson), генерального директора и основателя Hanson Robotics, сравнивают с доктором Тайреллом из фильма “Бегущий по лезвию”, и, надо отдать должное, не зря. Его работа впечатляет.
Джей Батиста (Jay Batista), исполнительный директор по США в Tedial – поставщике решений для управления медиа и контентом, рассказывает, что его компания тоже начала присматриваться к технологиям искусственного интеллекта и даже запустила несколько интеграций, однако “убийственных приложений” на рынке пока нет. “Индустрии понадобится еще года два, чтобы выделить новинки, действительно нужные потребителям и вещателям, которые жаждут больше интерактива”, – отмечает Джей Батиста.
Пока сложно представить, где может пригодиться искусственный интеллект в радиоиндустрии, кроме как в обработке больших массивов данных: аудиоматериалов, Web-аналитики сайтов, информации о подписчиках в социальных сетях. Однако уже есть опасения, связанные с безопасностью внедрения подобных технологий. “К тому времени, как мы начнем реагировать на последствия использования искусственного интеллекта и регулировать их, думаю, будет уже поздно”, – считает Илон Маск (Elon Musk), канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор и миллиардер. И это говорит не закостенелый консерватор, а создатель системы денежных переводов PayPal, автомобиля Tesla и компании, разрабатывающей ракеты SpaceX. Учитывая успешность разработок Илона Маска и страсть к современным технологиям, стоит прислушаться к его словам.
В этом году на IBC были представлены два новых решения для служебной связи. Интересно, что разработчиками стали не основные игроки на этом рынке, такие как Clear-Com или Riedel, а производители аудиооборудования: Telos и Тракт. Оба интеркома полностью построены на технологии AoIP, что позволило им избавиться от громоздкой физической матрицы, заменив ее программной. Решения также роднит неограниченное количество абонентов, групп и источников звука, которые можно завести в систему.
Infinity IP Intercom от Telos поддерживает AES 67, в линейке устройств есть рэковый блок INF-MP-16 на 16 каналов, настольный вариант с тем же набором функций, панель расширения INF-MXP-20 на 20 каналов, а также проводные бэлтпаки BP-2 на базе PoE (Power over Ethernet). Комплекс использует протокол Livewire, совместимый с AES67. Управляет системой программное обеспечение Infinity Dashboard.
У Синапс Интеркома от Тракта среди абонентских устройств тоже есть рэковый терминал на 12 абонентов ТР-812 с панелью расширения ТР-813 еще на 12, настольный вариант блока на восемь абонентов ТР-808, а также преобразователь интерфейсов ТР-801 для ввода и вывода аналогового звука и сигналов GPIO. Комплекс поддерживает собственный протокол FoxxWire, а программное обеспечение Digispot Synapse управляет комплексом служебной связи и настраивается через Web-интерфейс.
Вопросы громкости для отечественных телерадиокомпаний не теряют актуальности, в то время как среди западных обязаны следить за выходным сигналом только государственные вещатели. Ниже мы приводим ряд новинок, которые помогут звучать красиво и ровно.
Orban представил флагманский процессор OPTIMOD-FM 8700i с пятиполосной динамической и двухполосной обработкой как для цифрового, так и FM-вещания. Xponential Loudness™ вернет к жизни “пережатый” звук, а встроенный потоковый сервер позволяет следить за обработкой FM- и HD-потоков через LAN или интернет-соединение с использованием бесплатных OPUS- и MP3-кодеков.
Yellowtec порадовал приложением iXm Uplink для обмена данными между микрофоном iXm и гаджетами на базе iOS или Android. В приложении реализованы расширенные функции редактирования, архивации и вставки метатегов, которые пригодятся выездным корреспондентам. В сам микрофон iXm встроен цифровой сигнальный процессор, который обеспечивает идеальный и ровный уровень звука: и шепот, и крик будут приятны на слух в режиме реального времени. Разработчикам также удалось встроить маленького “инженера” для аудиообработки “на лету” в компактный двухканальный аудиоконвертер PUC2. Технология LEA позволяет добиться кристально чистой записи без трудоемкой постобработки благодаря захвату идеального уровня без перегрузки или артефактов.
Среди программных решений для проблем громкости отметим систему контроля громкости в системе автоматизации Digispot II. Благодаря новым функциям можно проанализировать уровень громкости звука и выявить нарушения на всем звуковом тракте. Значения громкости фиксируются и сохраняются в специальном журнале.
Omnia привлекла к созданию новых версий Omnia 9 и OmniaSST гуру аудиообработки Ганса ван Цатфена (Hans van Zutphen) и Лейфа Классона (Leif Claesson). Результатом работы Лейфа стал новый FM-клиппер, а Ганс доработал программную обработку в OmniaSST, добавив новый Web-интерфейс для µMPX и автоматический эквалайзер.
Jünger Audio (Германия) и Tecom Group (Россия) представили новые функции LA Playout, которые появились на свет благодаря интеграции процессора Level Magic от Jünger и программного анализатора громкости от Tecom Group. По результатам аудиообработки значения громкости сохраняются в логах и загружаются в специальную облегченную версию J*AM Loudness Logger.
Как мы и ожидали, ничего революционного на IBC не произошло. Тем не менее развитие в отрасли есть. Как и есть смысл приезжать на эту зарекомендовавшую себя вот уже многие десятилетия выставку-конференцию. Кому-то нужно собрать информацию о новинках или мировых конкурентах, кому-то важно получить обратную связь после представления собственных разработок, кто-то ищет партнеров для интеграции со своим продуктом, а кто-то – новые возможности для роста бизнеса и т.д. Для всех этих задач можно по-прежнему найти решение на выставке IBC в Амстердаме.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2017
Посещений: 5261
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций