ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ

Реклама на сайте


Форум  / Глоссарий  / Энциклопедия  / Подписка  / Публикации  / iMag  / Объявления  / Журнал  / Медиакиты  / Мероприятия  / Услуги

Новости проекта

Слияния, поглощения

Назначения, кадры

Жизнь отрасли

Операторы доступа

Рекламный рынок

Контент

Закон и порядок


Карта активности

Энциклопедия

Исследование

Проекты и Решения

Стандарты

Объявления

Исторический календарь

Открытки


О журнале

Каталоги продукции

Спутниковая связь и вещание

Техника кино

Авторам!

Наши партнеры


Бесплатная подписка

Платная подписка

Контакты

Ссылки

Мероприятия

    В нашу идею поверили К 20-летию радиостанции "Европа Плюс"

Реклама на сайте

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В нашу идею поверили
К 20-летию радиостанции "Европа Плюс"

Мы были первыми. Первыми негосударственными радиовещателями в Стране Советов. В 19 часов 30 апреля 1990 года в Москве голосом нашего первого радиодиджея Юрия Аксюты прозвучали слова: "Европа Плюс Москва”. Каждый вечер на частоте 69,8 МГц в диапазоне УКВ для вас звучит лучшая современная музыка — музыка, которой сопутствовал или которую ждет успех. Мы уверены, что вам понравится наша программа". А первой песней, прозвучавшей в эфире радиостанции "Европа Плюс Москва”, была Imagine Джона Леннона

Андрей Анисенко
Один из основателей радиостанции “Европа Плюс",
в 1990-2000 гг. ее генеральный директор,
в 2000-2004-м - вице-президент

Идея создания независимой радиостанции

С этого момента прошло 20 лет. Так и хотелось назвать эти мемуары “Три мушкетера. Двадцать лет спустя”. Но мушкетеров было чуть больше. Я мог бы долго рассказывать о становлении “Европы Плюс" и ее истории, но расскажу о том, как все началось. А то многие уже и не помнят. Или просто не знают. Или не хотят вспоминать.

В конце 80-х, в годы перестройки и гласности, когда СССР стал открываться навстречу миру, идея создания независимой радиостанции, конечно, витала в воздухе. И самыми активными тут стали французы. Может быть, потому, что у них самих-то негосударственное вещание появилось только в 1980 г., когда Президентом Франции стал социалист Франсуа Миттеран? Справедливости ради помяну конкурентов, созданных с участием французов и моих советских друзей. Это “Радио Ностальжи" и “М-Радио”. Их уже давно нет, а “Европа Плюс" есть.

Но все же первым, у кого появилась безумная идея создать в Советском Союзе музыкальную негосударственную радиостанцию, был Жорж Полински, бессменный президент “Европы Плюс", превратившейся с тех пор в Европейскую медиагруппу. Жорж был во Франции одним из первых радиопиратов, одним из тех, за кем гонялась полиция, и он бегал по крышам домов с передатчиком под мышкой. Его судили, отбирали передатчик... С легализацией независимого вещания во Франции Жорж создал одну из первых негосударственных станций - “Радио Нант". Когда ему в октябре 1988 года пришла в голову идея создать независимое коммерческое радио в СССР, он был президентом частной радиостанции Kiss-FM. Бумаги с предложениями, которые Жорж прислал в Гостелерадио СССР - организацию, контролировавшую все телевидение и радиовещание в Советском Союзе, три месяца пролежали на столе моего начальника, пока я, пребывавший в Главном управлении внешних сношений в звании редактора, случайно их не увидел. Я прочитал это досье в декабре 1988 года и начал действовать. В феврале 89-го Жорж впервые прилетел в Москву, имея в кармане лишь мой номер телефона, который ему дал наш общий знакомый, парижский болгарин Дино Динев, тот самый, который принес на наше телевидение первые сериалы (помните “Богатые тоже плачут"?) Но не все было так просто. Мы начали в тандеме объяснять руководству Гостелерадио, что это нужно и важно. Было интересное время - был Горбачев, который декларировал открытость, европейские обмены и т.д. Только что прекратили глушить “Голос Америки" и другие “войсы”, как их называла советская пропаганда, и мы говорили руководству Гостелерадио: “Все будут теперь слушать “Голос Америки", вы этого хотите? Давайте создадим противовес - свою молодежную музыкальную радиостанцию”. Звучало, конечно, демагогично, но, напомню, тогда и монополия Гостелерадио на вещание существовала, и Политбюро, и 6-ю статью Конституции никто еще не отменял.


В нас и нашу идею поверил заместитель председателя Гостелерадио Валентин Валентинович Лазуткин. И процесс пошел. Долгий процесс. Конечно, обе стороны присматривались друг к другу. Для начала решили попробовать, как это можно работать совместной международной командой. Борису Непомнящему, в ту пору главному редактору радиостанции “Юность", было поручено оказать нам всяческое содействие и провести в эфире “Юности" в июне 1989 года две недели совместных утренних эфиров с командой диджеев и звукорежиссеров с Kiss-FM. А на июль, в дни визита М.С. Горбачева во Францию, был намечен ответный десант в Париж на Kiss-FM, в котором участвовал, к слову сказать, и мой друг Сергей Корзун, создавший позднее “Эхо Москвы”. В общем, мы правильно почувствовали момент и попали “в струю”.

12 июня 1989 года в 6.30 утра в эфир прошла первая заставка совместного вещания на Советский Союз. Еще не рухнула Берлинская стена, да и Европа еще была другой. Президент Ф. Миттеран записал тогда специальное обращение к советской молодежи. Президент говорил о музыке, о культурных обменах. Эфиры были очень динамичными, без пауз, все ведущие говорили на фоне музыки, что было совершенно новым для советского эфира, но, что особенно важно, новости выходили с листа, безо всякого предварительного утверждения вышестоящими начальниками. А время было очень непростое еще и потому, что только что были подавлены выступления студентов в Пекине на площади Тяньаньмэнь и весь мир бурлил.

Начало самостоятельного вещания

В общем, обе операции прошли удачно, пошла подготовка к созданию совместного предприятия. Ж. Полинским и В. Лазуткиным был подписан Протокол о намерениях. Были, как водится, назначены ответственные за разные аспекты подготовки. Помимо В. Лазуткина и Б. Непомнящего, к оперативной команде присоединились Александр Ахтырский - директор программ Всесоюзного радио, Александр Елехин - заместитель директора Телевизионного технического центра, Владимир Таврин -генеральный директор внешнеэкономического объединения “Совтелеэкс-порт", отвечавшего за внешнеэкономическую деятельность Гостелерадио, Григорий Мелешенко - заместитель начальника Главного производственно-технического управления, ставший потом техническим директором “ Европы Плюс", и другие. Но пройдет больше года до того момента, когда с одобрения председателя Гостелерадио СССР Михаила Ненашева будут подписаны учредительные документы СП.

А торопиться надо было, чтобы стать первыми. Наша идея давала всходы. Президент французской радиостанции Skyrock Пьер Беланже совместно с Министерством связи СССР готовил “М-Радио", которое вышло в эфир лишь в январе 1991 года. А некоторые наши коллеги по Гостелерадио пробивали создание филиала “Радио Носта-льжи". В итоге нам пришлось передвинуть начало вещания “Европы Плюс", намечавшееся на 1 мая 1990 года, так как мы узнали, что “Ностальжи" начнет вещать в этот же день.

И 30 апреля 1990 года мы вышли в эфир, опередив “Радио Россия. Ностальжи" на один день. Но напомню все же, что мы вышли со своей собственной программой, а “Ностальжи" еще долго ретранслировало французский эфир.

Так что отсутствие системы лицензирования нам тогда помогло. Все решалось внутри Гостелерадио, по согласованию с политическим руководством страны. FM-диапазона, того, что от 88 до 108 МГц, тогда еще в помине не было в стране, его еще не начинали осваивать для радио. Некоторые каналы ретранслировались одновременно на нескольких частотах в так называемом нижнем диапазоне. Вот нам и удалось получить для начала кусок с 19.00 до часа ночи на частоте 69,8 МГц. В наши дни это звучит нонсенсом, но тогда все утреннее и дневное вещание на той же частоте занимала Первая программа Всесоюзного радио. Начав с 6 часов вещания, к осени 90-го мы вышли на 15, к началу 1991-го - на 22 часа. Вскоре появилось тогда актуальное для нас вещание и на средних волнах, сети вещания по стране никакой не было.

Забавно вспоминать то время. Официально ничего создано еще не было. Все оставались на своих рабочих местах, один человек, Сергей Симоненко из Совтелеэкспорта, занимался вопросами размещения рекламы (он и стал потом первым коммерческим директором, которого впоследствии сменила Елена Муравьева), я - общей организацией. Основным местом работы “Европа Плюс" была, пожалуй, только для двух наших ведущих - Юрия Аксюты и Сергея Полонского и замечательной журналистки Елены Терешиной, которая и отвечала за хозяйство. Отдельное ей спасибо за энтузиазм в то потрясающее время.

Итак, нам выделили самую, наверное, плохую, жуткую, но свободную студию, где даже микшерный пульт не работал и ведущий ничего не слышал, режиссер ему пальцем показывал: “Давай, мол, говори!” Как сейчас помню -студия номер 7 в АСК-3. Памятную табличку там надо будет повесить. Музыка шла в эфир с бобин 38 см/с, на которые заранее записывались 15-минутные музыкальные нон-стопы. Что-то привозили из Франции, что-то записывали со своих дисков. В июне того же года мы получили те студии, на которых проработали потом много лет. Французы поставили их в качестве вклада в уставный фонд.

Работа закипела

Вещание шло своим чередом, а подготовка к созданию СП - своим. Жоржу удалось собрать вокруг себя мощных инвесторов - один из крупнейший французских банков “Касса вкладов и депозитов", финансирующий деятельность муниципалитетов, газету “Уэст Франс” с тиражом, в два раза большим, чем у “Монда" или “Фигаро", и, наконец, коммуникационный концерн “Европа 1”, входивший в Группу Лагардер.

В августе 1990 года СП “Европа Плюс СССР" было зарегистрировано. Принципиальным было то, что 51% принадлежал французам и лишь 49% - советской стороне. Почему “Европа Плюс СССР"? Не потому, что в составе акционеров была “Европа 1”. Название еще раньше предложил В. Лазуткин, когда мы обсуждали слова М. Горбачева о строительстве общеевропейского дома.


5 октября я был назначен генеральным директором. Мне было тогда 33 года. По нынешним меркам в такие лета люди уже могут быть опытными предпринимателями, а тогда такой возраст был возрастом “молодого человека".

И закипела самостоятельная жизнь. Стали набирать команду, дополнительных диджеев. Мы - это я, Юрий Аксюта и еще один парень - прослушали и записали 450 человек. Это длилось долго. Мы смотрели в глаза всем сотрудникам, которых отбирали. В первой партии отобрали четверых. Напомню, что готовых радиодиджеев тогда вообще не было. Всех, кого мы пригласили на работу, сами учили, вместе с французскими коллегами. Приятно, что те, кто прошел школу “Европы Плюс", а потом работал на других новых независимых радиостанциях, проявили себя настоящими профессионалами.

Те, кто работал тогда на “Европе Плюс", да что там, жили “Европой Плюс", были идеалистами. Привлечь кого-то высокой зарплатой у нас еще не было возможности. Как только человек спрашивал: “Сколько я буду получать?” - мы говорили ему "до свидания”. В результате у нас получилось очень крепкое ядро.

Первопроходцы

Мы рассчитывали, что будем в убытке три года, а реально вышли на самоокупаемость через восемь месяцев после начала вещания.

Пришлось быть первопроходцами во всем: в музыкальном вещании, в формировании рынка рекламы, в производстве первых рекламных радиороликов, в проведении первых игр и промоакций. Первыми подписали с Российским агентством интеллектуальной собственности договор об оплате авторских прав... А зарождение первых массовых дискотек, когда мы были партнерами с Сергеем Лисовским по дискотеке в простаивавшем тогда с/к “Олимпийский”?! Всего и не вспомнишь...

Как ни странно, но жили мы по плану. Уделяли огромное внимание маркетингу. С самого начала вещания мы дали слушателям то, что они раньше могли увидеть только по праздникам в передаче “Мелодии и ритмы зарубежной эстрады”. Звучало многое - от ранних Beatles до появившихся тогда A-ha и Патриции Каас, но только зарубежная поп- и рок-музыка. Проблема была в том, что качественных отечественных записей на CD еще не было, а мы вещали уже в “продвинутых" технических параметрах. Новостей тоже не давали, так как не считали их тогда востребованными. Это потом уже, через пару лет, мы стали добавлять по одной песне на русском языке в час, появились и новости. Когда еще TNS-Gallup и не было, мы работали со всеми структурами, которые могли снабдить нас по нашему заказу информацией об аудитории, будь то Центр изучения общественного мнения Гостелерадио или Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Приглашали мы и французов - компанию Mediametrie, которая совместно с зарождавшимся тогда Ком-коном-2 провела полноценный опрос по западным критериям. Наши рейтинги по всем показателям зашкаливали.

Все шло очень стремительно. Планы были, конечно, охватить вещанием всю страну. Начать экспансию помог случай. В октябре 1990 года в посольстве Франции в Москве проходил прием в честь выпуска номера журнала “Пари-Матч” на русском языке. Был на нем и А.А. Собчак, тогда еще председатель Ленсовета и будущий мэр Санкт-Петербурга. Увидев его, я понял - надо действовать! Подошел и поинтересовался, знает ли Анатолий Александрович “Европу Плюс”. “Конечно, каждый раз, когда я приезжаю в Москву, мой водитель ее включает". - “А хотели бы Вы, чтобы такая станция была и в Ленинграде?” - “Безусловно, да!” Договорились, что я ему напишу предложение и пошлю по факсу (у нас он уже был, и в Ленсовете стоял тоже). Процитирую запись телефонного разговора, сделанную моим секретарем: “Звонил из Ленинграда советник Собчака по международным вопросам Путин Владимир Владимирович. Сообщил, что информацию, полученную по факсу, доложил Собчаку и в его присутствии - председателю Лентелерадио Петрову. Реакция была положительная. Владимир Владимирович советовал действовать энергично, поскольку в Лентелерадио начинаются преобразования”.

Что мы и сделали. И 12 января 1991 года в эфир вышла радиостанция “Европа Плюс Ленинград". Но это уже история другого юбилея.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2010
Посещений: 12929

Статьи по теме

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций


Обсуждение

Автор: Алексей, "Миллениум групп" | 04-02-2013 17:11

Жадно прочитал статью осмысляя и сопоставляя каждую фразу с прожитыми временами 90 годов.
Помню всю музыку, которая играла на "Европе плюс Москва".
Попал на этот сайт потому, что решил выяснить, почему в названии радиостанции убрали слово "Москва" ?
Было время, записывал на кассеты эфир, чтобы потом слушать музыку в деревне ))) кассет 40 было. Жаль, найти не могу.

Обсуждение на форуме


Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:









Реклама на сайте


Вызов консультанта


Регулирование и стандарты
Оборудование и технологии
Экономика и менеджмент
Контент
Новые продукты
Гуманитарные технологии
Оборудование для передачи сигнала
Профессиональное HDTV-производство
Малобюджетное производство в HD-формате



Социальная реклама


Rambler's Top100

Яндекс цитирования


Бесплатная подписка | Форум | Контакты | Ссылки | Реклама на сайте

Copyright © 2003-2013, ООО "ГРОТЕК"
Использование материалов сайта возможно при указании активной гиперссылки на главную страницу этого сайта. Ссылка должна выглядеть так: Broadcasting.Ru.