Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Тревожное единодушие

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Тревожное единодушие

Правительственное решение проблемы обычно хуже самой проблемы!
М. Фридман, американский экономист

 


Владимир Маковеев

Заместитель председателя редакционного совета

3 декабря 2008 года компания "Гротек" при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провела круглый стол "Спутниковое непосредственное телевизионное вещание (СНТВ) в условиях перехода на цифровые технологии вещания в России". В ходе обсуждения участники сформулировали предложения для ФАПМК, Министерства связи и массовых коммуникаций по усилению роли непосредственного спутникового вещания и спутниковых технологий в целом в реализации концепции перехода России к цифровому вещанию. Мы решили узнать мнение заместителя председателя редакционного совета журнала В.Г. Маковеева о проведенном мероприятии и выработанных рекомендациях.

— Подобные круглые столы — многолетняя традиция нашего журнала. Чем, по Вашему мнению, отличается прошедший круглый стол от предыдущих?

— Вначале - немного истории. "Кому нужно эфирное цифровое телевидение в России?" - такой озорной вопрос прозвучал восемь лет назад в нашем журнале (ВС, 2001, №2). Первые отклики были неожиданно резкие - энтузиасты цифровых технологий обвиняли нас не меньше, чем в кощунстве! Было даже предположение насчет первоапрельского розыгрыша (журнал вышел в марте).

Дискуссия возникла не сразу, но в журнале резко выросло число статей по цифровой тематике, и тональность их стала более активной. Дискуссия продолжается и поныне - опубликованы сотни научных статей, проведено три заседания редакционного совета, десяток круглых столов с участие практически всех серьезных российских специалистов. На каждом форуме MultiPlay (а их прошло уже пять) поднимается тема цифровизации.

Можно уверенно утверждать, что действия журнала оказали влияние на общественное мнение, стали своеобразным катализатором, ускорившим внедрение цифровых телерадиовещательных технологий в России.

А теперь вернемся к ответу на вопрос. Первое и очень отрадное отличие этого круглого стола - состав участников заметно помолодел и повысилась его активность. Причем, если ранее здесь преобладали технические руководители и ведущие специалисты компаний, то теперь в дискуссиях более заметны деловые люди. Это вполне логично, учитывая естественную цикличность в развитии космических систем связи и вещания: разумное время активной работы спутника сейчас составляет 12-15 лет, а за это время на земных объектах обычно сменяется целое поколение специалистов и две-три команды в начальстве: по долговременной статистике, в руководстве отечественной телекоммуникационной и телерадиовещательной отрасли существенные изменения происходят в среднем раз в 4,5 года!

Вместе с тем меня очень смутило трудно объяснимое единодушие в итоговых рекомендациях (см. заголовок), проявленное подобным весьма авторитетным "букетом" представителей практически всех участников рынка услуг СНТВ! Известно с античных времен, что по диалектике как общественным, так и научно-техническим прогрессом движут противоречия, которые вдруг куда-то исчезли. И это несмотря на новый важный фактор: в этой сфере рынка в последние годы закончилась монополия "НТВ плюс" и сформировалась, наконец, конкурентная среда!

Правда, итоговые "предложения федеральным органам законодательной и исполнительной власти, уполномоченным определять политику в области перехода России к цифровым теле- и радиовещанию", можно было бы засчитать за противоречия с властями, если бы не явно обозначенное в тексте искреннее желание повлиять на содержание соответствующего раздела ФЦП.

Как мы теперь уже знаем из модифицированного текста Концепции ФЦП, имеющейся на сайте Минкомсвязи, почти все просьбы эти услышаны и даже учтены, в том числе и почти сенсационный отказ от государственного финансирования планов обеспечения населения цифровыми приставками.

Прочитав новый текст Концепции ФЦП, я вспомнил мысль античного философа: "Мудрая Природа сделала трудные дела ненужными, а нужные -нетрудными!" Теперь будем ждать публикации собственно ФЦП - по логике вещей она должна представлять еще один шаг в том же направлении!

— Какова, на Ваш взгляд, роль СНТВ в переходе нашей страны на цифровое телевещание?

— В этом плане справедливее говорить о передовой роли СНТВ еще и в глобальном масштабе. В нашей стране компании СНТВ также стали "разведчиками будущего", - все преимущества цифровых технологий, включая ТВЧ, здесь проявились раньше и яснее, чем в других секторах телерадиовещательного рынка. Вслед за ними идут компании кабельного телевидения;технологически они давно готовы, но здесь несколько сложнее проблемы правовые и экономические. Но заметьте, пока шли споры вокруг формулировок "Концепции ФЦП", касающихся цифрового эфирного телевещания, системы многоканального цифрового платного телевидения без большого шума (по сильно заниженным официальным данным) заняли более 10% рынка - казалось бы немного, но ведь это самая состоятельная и политически активная часть телеаудитории! И лидирующая роль принадлежит здесь в нашей стране (впрочем, как и везде в мире) по праву СНТВ.

— Насколько конструктивной, по Вашему мнению, получилась дискуссия?

— Весьма конструктивной, о чем свидетельствуют последующие многочисленные совпадения предложений круглого стола и ставших несколько позже известными некоторых положений Концепции ФЦП. Дискуссии на круглом столе несомненно способствовали процессам "кристаллизации" общественного мнения, которое вполне могло повлиять на позицию авторов Концепции.

Впрочем, по распространенному мнению, это может стать "радостью со слезами на глазах" (см. эпиграф): нас в России в последние годы все больше и больше окружают "правительственные решения", в особенности в сфере СНТВ, тесно связанной с так называемыми технологиями "двойного назначения". Впрочем, даже здесь нас опережают США со своим знаменитым документом "ITAR", часто блокирующим международное сотрудничество в космической сфере.

Считаю, что пока грех серьезно критиковать новый вариант Концепции ФЦП: впервые за последнее десятилетие в нем чувствуется желание изучить рынок и нормативно закрепить просматривающиеся в нем позитивные тенденции. Но давайте думать, что это результат многолетней борьбы нашего бизнес-сообщества с попытками деформировать рыночную ситуацию при помощи "права силы". И успокаиваться у общественности нет никаких оснований!

—  Обсуждалось ли на форуме достаточное количество технических вопросов или больше говорили о социальных и экономических вопросах цифровизации?

— Полагаю, что устроителями был выдержан тонкий баланс в важнейших акцентах круглого стола. Дискуссия в основном подтвердила мировой опыт цифрового телевещания, который говорит, что:

- в городах с многоэтажной застройкой безусловны преимущества кабельных сетей разных технологий. Развитию кабельного телевидения в российских городах способствуют также растущие сложности с установкой индивидуальных эфирных и спутниковых антенн на стенах и крышах;

- в сельской и малонаселенной местности - естественные преимущества за спутником. Эта технология, как справед-

ливо указывается в рекомендациях, может быть во многих случаях проще и экономичнее наземного эфирного вещания;

- классический эфирный телеприем имеет преимущества в основном при решении социальных задач в малых городах и пригородах крупных городов. Имеющийся опыт цифрового эфирного телевещания в больших городах с раз-новысотной застройкой резко убавил число энтузиастов этих технологий: да, цифровой сигнал принимается лучше аналогового, но с высококачественным приемом проблемы остались.

Новые интересные задачи возникли в связи с началом вещания в формате ТВЧ - здесь пионерами выступили снова компании СНТВ. Более дорогие услуги и поистине драгоценный контент ТВЧ сделали коммерчески разумным применение для защиты контента методов и устройств, которые ранее были созданы для защиты банковских операций, производящихся в реальном масштабе времени, и в сфере электронного бизнеса. Они позволяют, в принципе, проследить последовательно и документально весь путь возможной кражи контента.

— Ни в рекомендациях, ни в ходе дискуссии не всплыла тема финансового кризиса. Как это можно объяснить?

— Думаю, что эта тема в технической прессе уже "приелась", и здесь трудно сказать что-либо интересное. Кроме того, собравшиеся на круглый стол сильные люди уже много лет живут в условиях перманентного кризиса: сперва это были большие проблемы с отечественной спутниковой группировкой. Потом в период 2002-2003 годов возникла хорошо известная по публикациям в ВС кризисная ситуация на международном рынке услуг спутниковой связи. Теперь же положение выправляется, как в целом на международном рынке услуг СНТВ, так и на его "дальней окраине" - российском рынке. Кстати, с теперешним "бумом" спроса на услуги СНТВ в России международные аналитики слегка просчитались -он предсказывался на 2-3 года ранее.

Не верю, что финансовый кризис серьезно скажется на развитии нашей отрасли, разве что могут несколько замедлиться темпы роста. Вполне возможно, что это будет даже к лучшему: слишком быстрый рост абонентской базы негативно сказывается на уровне сервиса, что опасно "заедает будущее" компании.

Жизнь приучила меня сторониться людей, которые беспокоятся о прогрессе больше, чем следует.

Во всяком случае, насколько мне известно, российские компании СНТВ не планируют снижение объемов своей операторской деятельности в новом году.

— Какие вопросы не были затронуты при обсуждении? О каких проблемах участники круглого стола старались не говорить?

— Суровые природные условия всегда были стимулом для создания и развития СНТВ и других систем платного телевидения. Они уже стали непременным и, возможно, самым доступным признаком высокого качества жизни населения, особенно в малонаселенных краях. Достаточно вспомнить, что первые в мире системы СНТВ со спутниками "Экран" и "Аник" в начале 1970-х годов были созданы именно для обслуживания малонаселенных северных районов России и Канады. Должен заметить, что я не понял, почему эта важная тема не была достойно поднята в рамках состоявшейся дискуссии.

— Какие Вы можете сделать выводы из результатов обсуждения?

— В соответствии с еще не опубликованным "планом 2020" наша страна готовится к существенному экономическому прорыву: по прогнозу Минэкономразвития, к 2020 году рынок информационно-телекоммуникационных технологий должен вырасти в 2,7 раза, объем продукции радиоэлектронной промышленности - в 3,2 раза, а рынок услуг связи - почти в 6 раз. Хотя цифры эти не утверждены и известны лишь благодаря "дозированным" утечкам информации, но достоверны в том смысле, что реально позволяют России приблизиться к среднеевропейскому уровню.

Согласно оценкам экспертов АКТР, к 2020 г. в России услугами кабельного телевидения будут пользоваться 60% домохозяйств, услугами спутникового телевидения - 30%, остальные 10% - услугами эфирного телевидения, причем, как правило, в пригородах больших городов.

Мы убеждены, что усилия государства в рамках ФЦП необходимо направить на малые города и сельские населенные пункты относительно густонаселенного центра России, где нет развитых кабельных сетей. В крупные и средние города цифровое телевидение или уже пришло естественным путем с современными многоканальными информационными технологиями, или придет в ближайшие 2-3 года.

Все это означает, что будущее нашей отрасли светло и прекрасно! А каждый подобный круглый стол проясняет его видимые "в туманной дали контуры!"

Но в заключение хотел бы напомнить интересную мысль У. Черчилля: "Заглядывать слишком далеко вперед недальновидно!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2008
Посещений: 10553

Статьи по теме

  Автор

Владимир Маковеев

Владимир Маковеев

Заместитель председателя редакционного совета

Всего статей:  69

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций