В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Открывший заседание первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров по СМИ и информационной политике Вадим Ковалев отметил, что тема данного заседания Комитета по СМИ и информационной политике назрела в связи с последними событиями в медийном, бизнес- и интернет-сообществе, где сложилась парадоксальная ситуация, когда новые каналы коммуникации получили столь широкое распространение, что стали оказывать реальное влияние на повседневную жизнь в целом и бизнес в частности.
Так что же представляют сегодня каналы коммуникации, такие как Тelegram, WhatsApp, YouTube?
К обсуждению этого вопроса на заседание комитета были приглашены различные аналитики и представители отрасли.
В начале дискуссии модератор заседания, заместитель генерального директора ИД “Комсомольская правда” и сопредседатель Комитета по СМИ и информационной политике, Роман Карманов отметил, что наличие различных каналов коммуникации, несомненно, очень сильно изменило нашу реальность. Еще в 2008 году такие каналы можно было пересчитать по пальцам одной руки. А в 2018 году их стало уже в десятки раз больше. Только один Telegram имеет огромное множество каналов, заполненных самой различной информацией, с которой, как почему-то считает спикер, нужно обязательно разбираться. Забавно и то высказывание, что после того как Роскомнадзор предпринял попытки заблокировать Telegram, который существует с 2013 года, многие люди вздохнули с облегчением, отметив, что наконец можно будет опять вернуться в “волшебный мир” радио и телевидения и тех нескольких сайтов, информацию на которых можно спокойно отслеживать.
Самое главное, что, по мнению Романа Карманова, произошло с появлением множества каналов коммуникации и в том числе Telegram, бум которого случился пару лет назад, – это то, что усилилось влияние на бизнес. И в частности, на медийный бизнес, потому что часть его клиентов переориентировалась на каналы, которые дешевле и которыми можно управлять в текущем режиме.
В обсуждении заявленной темы также принял участие Алексей Фирсов, основатель Центра социального проектирования “Платформа” и председатель комитета по социологии РАСО. Опираясь на социологические исследования, он отметил, что сегодня в обществе наблюдается определенный раскол, так как аудитория разделена на тех, кто использует для получения информации консервативные средства СМИ, и тех, кто является подписчиками новых коммуникационных каналов. Во время недавнего исследования было установлено, что электронные версии СМИ являются безусловными лидерами по посещаемости, читаемости и охвату по сравнению с телеграм-каналами. На сегодняшний день позиции электронных СМИ остаются очень сильными. Но тем не менее, хотя приверженцы телеграм-каналов и не составляют большую часть аудитории, безусловно, существующий дисбаланс нужно учитывать. При этом следует отдавать себе отчет в том, что линейные средства управления в век цифровизации уже не годятся. Однако, создавая цифровизованный образ компании, нужно понимать, не подменяются ли при этом цели и средства, а именно для кого и что следует создавать.
Своим мнением о будущем, которое готовят нам коммуникационные каналы, поделился интернет-эксперт Антон Меркулов. Он отметил, что раньше Интернет был очень открытой средой. Сегодня же узнать о том, как и где зарождается информация, становится все сложнее и сложнее. Это происходит потому, что если информация, например, передается по WhatsApp и при этом отсутствует ссылка с реперной точкой, по которой можно выяснить историю происхождения, то первоначальный источник информации остается неизвестным. А значит, при получении растущего массированного потока информации для принятия решения о публикациях не будет оставаться достаточно времени и возможности на проверку этих сведений, и решение об их дальнейшем распространении придется принимать самостоятельно. Это происходит уже и сегодня.
Однако с этим утверждением категорически не согласился Р. Карманов, заместитель генерального директора ИД “Комсомольская правда”, заявивший, что в их издании информация из телеграм-каналов всегда становится лишь поводом для создания своих материалов и поэтому она всегда проверяется. Таким образом, редакция становится фильтром на пути информации, распространяемой через эти каналы. В будущем, считает спикер, именно такие СМИ получат больше доверия и, соответственно, станут оказывать и большее влияние как публикующие только проверенную информацию.
Интересной информацией поделился с участниками заседания Валерий Федоров, директор ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). В начале своего выступления он сказал, что их Центр давно уже имеет и свой сайт, и приложение. Но недавно был создан собственный телеграм-канал, его раскрутка пришлась на время избирательной президентской кампании, во время которой значительно повысился спрос на социологические опросы населения. Да и работая в политической среде, сегодня просто уже “неприлично” не иметь своего канала, так как у многих политиков и аналитиков сформировалась привычка брать информацию, не используя агрегаторы новостей старого типа, наподобие “Яндекс” и пр. Они подписаны на ряд телеграм-каналов, откуда и черпают интересующие их сведения.
В первый же день блокировки Telegram возник спрос на общественное мнение: нужно его закрывать или нет. В результате проведенного ВЦИОМ исследования было выяснено, что среди мессенджеров, распространенных на сегодняшний день в нашей стране, Telegram занимает одно из последних мест: только 12% интернет-пользователей (в сеть заходят 78% по выборке в целом) сказали, что обмениваются сообщениями с помощью этого приложения. Чаще всего Telegram выбирали потому, что в нем уже общались их друзья.
О постановлении суда по блокировке Telegram на территории РФ слышало большинство российских пользователей глобальной сети (65%), при этом предметно интересовался этим вопросом лишь 21%. Для 64% опрошенных “интернетчиков” не важен вопрос доступности Telegram в России (в том числе 43% – “совершенно не важно”).
Важным сохранение доступа к Telegram в нашей стране считают 24% интернет-пользователей (эта доля заметно выше среди 18–24-летних – 45%), не важным – 64%.
Таковы результаты исследования. Однако Валерий Федоров отметил, что даже не очень большой процент аудитории российского Интернета, который считает, что не нужно закрывать Telegram, все-таки составляет очень большое число людей.
Свое мнение о работе телеграм-каналов высказала Юлия Загитова, секретарь Союза журналистов России, медиаисследователь, автор телеграм-канала про медиатренды Breaking Trends. Она поделилась опытом работы в своем канале, который создала два года назад, решив сформировать журналистское сообщество, в которое сегодня входит 450 русскоговорящих журналистов и главных редакторов из разных стран мира. Что касается Telegram, то она считает, что он просто удобен для общения, хотя многих привлекает и характер его закрытости.
Относительно анононимных каналов – не стоит забывать, что ими пользуется очень маленький процент аудитории и в формировании повестки задействованы не более 2% живущих в регионе людей, а это очень узкая тусовка. Юлия Загитова отметила, что имеет основание так говорить, потому что работает со многими региональными журналистами. Некоторые вообще не знают о Telegram и пользуются только Viber и WhatsApp. Но как медиаисследователь она считает, что, живя в цифровую эпоху, нужно пользоваться всеми ее продуктами. Не будет Telegram, появится что-то другое, его заменяющее, что позволит людям объединяться для общения в группы или чаты. Ведь все это приметы нашего времени.
Информация. Комитет Ассоциации менеджеров по СМИ и информационной политике работает в качестве инициативной экспертной площадки бизнес-сообщества, способствуя обмену практическим опытом в сфере взаимодействия с российскими и зарубежными медиа, ориентированными на освещение социальной активности и деловых процессов в обществе. Цель комитета – формирование успешных правил игры для общения СМИ и бизнеса.
Аудитория:
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2018
Посещений: 2052
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций