Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Социалка" - это о нашей жизни. Заметки с фестиваля социальных телепрограмм "Сердце России"

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Социалка" - это о нашей жизни. Заметки с фестиваля социальных телепрограмм "Сердце России"

Валентин Лазуткин
Председатель редакционного совета журнала "Broadcasting"

В начале осени руководство Центрального федерального округа предложило мне возглавить жюри Межрегионального фестиваля телепрограмм социальной тематики "Сердце России". Даже не спрашивая, где и когда он будет проходить, я охотно согласился: очень хотелось посмотреть, какое оно сегодня, региональное телевидение

Благодарность организаторам

В 90-е годы, работая в Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию, вместе с коллегами и единомышленниками мы развернули большую программу поддержки местного, нестоличного телевидения и радио. Развивали его материально-техническую базу, обеспечивали рост новых телерадиокомпаний, работали над укреплением межрегиональных связей вещателей, помогали в подготовке и переподготовке кадров. Проводили тематические зональные конкурсы и фестивали, а венцом творческого процесса был ежегодный фестиваль "Вся Россия", который ФСТР организовывала совместно с Российской ассоциацией регионального телевидения.

В последние годы в профессиональной среде и в прессе сказано немало горьких слов о том, что региональное телевидение будто бы ослабило свои позиции, утратило индивидуальность, остроту и журналистскую смелость, сократило объемы собственного производства. Не могу сказать, что в последние 9 лет, прошедшие после последнего, 5-го фестиваля "Вся Россия", не интересовался региональным телевидением, не встречался с коллегами из разных регионов страны, не видел местных телепрограмм. Но эти встречи и контакты все-таки были разовыми и не давали цельного впечатления. Поэтому с такой готовностью я и поехал 14 ноября с.г. в город Липецк на фестиваль "Сердце России". Скажу сразу - не пожалел!!! Во-первых, Фестиваль был прекрасно организован - это заслуга наших липецких коллег, областной администрации и дружной команды Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО во главе с руководителем Департамента Владимиром Александровым и его заместителем Татьяной Новиковой. (Особо хочется отметить, что оба они постоянно и много занимаются проблемами местного телевидения и радио и за 7 лет упорной работы снискали огромный авторитет и уважение нашего цеха.) Во-вторых, Фестиваль полностью выполнил свои задачи, как творческие, так и социально-общественные. В нем приняли участие более 40 телекомпаний и студий из всех 18 областей округа, представившие на конкурс 108 работ. В Липецк приехало около 100 тележурналистов. Программа Фестиваля включала тематические круглые столы, мастер-классы, просмотры и дискуссии. Были предусмотрены и хорошо организованы экскурсии по липецкой земле. Члены жюри буквально разрывались между творческими встречами с участниками Фестиваля и просмотром огромного количества конкурсных программ, хотя он и был облегчен предварительной работой наших экспертных групп.

Впечатления от увиденного

О победителях Фестиваля ниже скажу отдельно, но по единодушному мнению и жюри, и организаторов этого конкурса, практически все его участники наглядно показали, что так называемая на профессиональном языке "социалка" на местном телевидении не загнана в угол, она живет своей насыщенной жизнью, помогает людям обращать на себя внимание властей, привлекать общественное мнение и решать сложные жизненные проблемы.

Знаменательным фактом стало внимание к вопросам молодой семьи, рождению и воспитанию детей. Программ на эту актуальную тему в номинации "Семья. Здоровье. Нация" было немало -это и сюжеты, и очерки, и тематические циклы, а раз много на конкурсе -значит, много яркого материала и в жизни. А его действительно много - повсеместно в ЦФО открываются новые специализированные медицинские центры, пропагандируются и внедряются полезные методики оздоровления и развития детей, создаются и другие условия, столь необходимые молодым семьям. Но главное - их, молодых семей, все больше и больше, и это о многом говорит.

Немало интересных программ было представлено в номинациях "Наши истоки", "Будни профессионала", "Перемены к лучшему". Творческие находки жюри отметило в конкурсе социальной рекламы.

Одно обстоятельство встревожило членов жюри: героями телепрограмм в номинации "Гражданская позиция", как правило, становились люди пожилые, представители, к нашей скорби, уходящего Великого поколения. Их самоотверженность, решимость, мужество и стойкость ярко проявляются и сегодня, их гражданская позиция наполнена достоинством и обращена к стране. К сожалению, тема преемственности поколений мало и непрофессионально разрабатывается сегодняшними телевизионщиками. Молодых героев много, но показаны они только с точки зрения своей профессиональной деятельности в бизнесе, в культуре, а вот осмысленных дел и поступков гражданского звучания мы не заметили. Жизнь наверняка ярче, чем ее освещение, такие люди и поступки часто встречаются и в молодежной среде. Почему же их не замечают?

Еще одно наблюдение. Было представлено много программ о жизни людей с ограниченными физическими возможностями, инвалидов. То, что региональное телевидение говорит об их проблемах, само по себе заслуживает поддержки. Трудно живется таким людям в нашей стране, еще не уделяется им столько внимания, сколько положено в развитом обществе. Героями этих программ являются сами инвалиды, это они мужественно преодолевают физические, технические, нравственные и бюрократические препятствия, а вот общества нашего рядом с ними не видно. Или опять телевизионщики не заметили? Братья и сестры телевизионные! Если уж мы беремся за такую больную тему, то давайте откажемся от созерцательности, пассивного умиления чужим мужеством, а будем реально помогать, биться и добиваться, искать братьев по крови, славить подвижников и клеймить бюрократов. Здесь самое место для серьезного, долгоиграющего и поэтому уже эффективного журналистского исследования.

Замечания эти нисколько не умаляют несомненных достоинств представленных работ и только подчеркивают важность и нужность таких фестивалей и как смотра сил, и как школы мастерства, журналистского поиска, гражданского отношения к профессии.

Фестиваль наш назывался очень правильно - "Сердце России", ведь любовь к Отечеству, справедливость, неравнодушие и открытость всегда наполняли сердце России. А еще журналисты назвали его Фестивалем маленьких историй большой страны. Хорошо, что мы, телевизионщики, умеем находить и рассказывать эти истории - истории нашей жизни вчера, сегодня и завтра. Это и есть телевизионная "социалка" - разговор о нашей жизни.

Итоги фестиваля

Призовые места на Фестивале распределились так:

  • в номинации "Гражданская позиция":
    1-е место - телекомпания "Столица" (Москва) за фильм "Диагноз - выжить";
    2-е место - "7ТВ-Подмосковье" (Московская область) за цикл программ "Строка бессмертия";
  • в номинации "Перемены к лучшему":
    1-е место - "ТК Борисоглебск" (Воронежская область) за фильм "Липяги. XXI век";
    2-е место - "Ивантеевка-ТВ" (Московская область) за телесюжет "Субботник";
  • в номинации "Наши истоки":
    1-е место - ОТРК "Тамбовская губерния" - ТРК "Новый век" за фильм "Дом тамбовской казначейши";
    2-е место - ГТРК "Ивтелерадио" (Ивановская область) за фильм "Земляки";
  • в номинации "Будни профессионала":
    1-е место - ОТРК "Липецкое время" (Липецкая область) за фильм "Уварки-на";
    2-е место - телекомпания "7ТВ-Подмосковье" (Московская область) за фильм "Зеркала памяти" из телецикла "Призвание";
  • в номинации "Семья. Здоровье. Нация":
    1-е место - Моршанский филиал ОТРК "Тамбовская губерния" за фильм "Материнское счастье";
    2-е место - ТРК "Ника" (Калужская область) за телесюжет "Аквагимнастика для малышей";
  • в номинации "Социальная реклама":
    1-е место - ТРК "Иваново" (Ивановская область) за ролик "Нет наркотикам!"
    2-е место - "Видное ТВ" (Московская область) за ролик "Детям так не хватает внимания";

Специальными дипломами жюри за привлечение внимания общества к проблемам социальной жизни и их решение награждены ТК "Каскад" (Тульская область), ГТРК "Брянск" (Брянская область), Студия "Губерния" (Воронежская область), Студия "ТВЦ- Курск" (Курская область), "Студия телевидения - 7-й канал" (Липецкая область).

Наград Общественного совета Центрального федерального округа удостоены телекомпании "Школьник-ТВ" (Москва) и ОТРК "Липецкое время" (Липецкая область).

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2007
Посещений: 11239

  Автор

Валентин Лазуткин

Валентин Лазуткин

Председатель редакционного совета журнала "Broadcasting", академик Академии российского телевидения

Всего статей:  27

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций