Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Радиостанция, проверенная временем

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Радиостанция, проверенная временем

ФГУП ГРК "Маяк" - одна из крупнейших радиовещательных компаний на территории бывшего СССР. Была основана в 1964 году по решению ЦК КПСС для создания "противовеса западным "голосам" и стала вещать на частоте 2-й программы. Благодаря формуле "5/25" стала первой советской фоновой радиостанцией. Основателем "Маяка" принято считать одного из будущих идеологов перестройки А.Н. Яковлева. Первый главный редактор, при котором программа приобрела свое неповторимое лицо - выдающийся советский журналист Ю.А. Летунов. Первый эфир состоялся 1 августа 1964 года из студии на Пятницкой, 25. Изначально радиостанция придерживалась формата "5/25" - пять минут выпуск новостей и 25 минут музыкальной программы. В качестве позывных была выбрана мелодия "Подмосковные вечера", которая используется и по сей день. В 2007 году заместитель генерального директора ВГТРК, директор Дирекции радиовещания ВГТРК Сергей Архипов, решил "омолодить" аудиторию радиостанции до 25-35 лет, и теперь на ней можно услышать передачи с такими ведущими, как: Александр Карлов, Катя Новикова, Сергей Стиллавин, Роман Трахтенберг, Антон Комолов, Ольга Шелест, Тутта Ларсен, Алла Довлатова и другими. В этом году "Маяк" отмечает свой юбилей - 45 лет. В интервью нашему журналу главный продюсер радиостанции Гия Саралидзе рассказал о том, с чего начинался "Маяк" и как обстоят дела на сегодняшний день, что из задуманного удалось осуществить, а что еще подлежит усовершенствованию.


Гия Саралидзе

Главный продюсер радио "Маяк"

— Что принципиально изменилось на "Маяке" за 45 лет? Или же концепция осталась прежней?

— За 45 лет изменилось многое. Вообще для нашего радийного пространства "Маяк" - совершенно уникальный продукт. В 1964 году формат "Маяка" был настоящей революцией. Радиостанция, которая перешла на трансляцию легкой музыки (соотношение было 5 минут новостей/25 минут музыки), была для того времени очень прогрессивной и неожиданной. Делалось это для того, чтобы переключить внимание людей, которые стали слушать западные голоса, на внутренний рынок. И это удалось - "Маяк" стал популярнейшей радиостанцией. Затем было несколько этапов развития "Маяка", когда он стал информационной радиостанцией с большим количеством программ, с радиопостановками и так далее. Но в какой-то момент наступило время, когда в холдинге ВГТРК сосуществовали две радиостанции, работавшие на одну и ту же аудиторию (люди старше 50 лет): "Радио России" и "Маяк". Так появилась необходимость переориентировать одну из станций на другой возраст и наполнить ее иным содержанием.

"Маяк" и сейчас остается государственной радиостанцией с хорошим уровнем информационной службы. У нас каждый час идут новости: большие в начале каждого часа, короткие новости - в середине, спорт - в конце каждого выпуска новостей. То есть информационное содержание на "Маяке" осталось, но все остальное очень сильно изменилось. Была сделана ставка на людей известных либо по радиоэфиру, либо по телевизионному - это люди, которых знает, слушает и любит аудитория от 25 до 45 лет.

— Изначально "Маяк" создавался для молодежной аудитории, а к 1990-м годам средний возраст радиослушателей значительно вырос. Какова ситуация на сегодняшний день?

— Я бы так не сказал, что "Маяк" изначально был молодежной станцией -его слушали все. Другое дело, что некоторые социологи не без основания утверждают, что те, кто слушали "Маяк" в 1964 году, продолжают его слушать и сейчас. То есть поколение слушателей прошло с "Маяком" по жизни, и они оставались его преданными почитателями. Конечно то, что случилось с "Маяком", для них было несколько болезненно, мы этого не отрицаем. Но для них примерно в том же формате работает "Радио России". Эта радиостанция, конечно, более выдержанная, более официальная, чем "Маяк", который всегда был ближе к народу, но все равно они работали на одну и ту же аудиторию. В рамках холдинга это было нерационально.

—  В 2007 году произошел ребрендинг радиостанции. Есть еще планы по изменению и усовершенствованию формата или же все задуманное удалось осуществить?

—  Революции больше никакой не предвидится, мы продолжим работать по намеченному плану. Другое дело, что будут появляться новые ведущие, новые программы, пробоваться новые форматы. Сейчас мы добавили музыкальные программы, поскольку считаем, что их не хватает, но нельзя сказать, что мы переделали радиостанцию, просто проводится каждодневная работа.

—  Радиостанция работает в формате talk radio. Насколько перспективен этот формат в современных экономических условиях,ведь он требует больше затрат?

— Да, мы работаем в формате talk and music: разговоры и музыка, в соотношении 70 на 30, а если учесть, что мы привлекаем людей известных, это требует определенных затрат. Могу отметить, что это дешевле, чем делать информационную радиостанцию, но дороже, чем музыкальную. Но именно тот факт, что у нас задействованы известные люди, позволяет нам в это непростое время удачно продавать наши рекламные продукты, реализовывать возможности. Это безусловный плюс, который нас выделяет на рынке.

—  Из чего складывается доход радиостанции? "Маяк" окупается самостоятельно или зависит от госдотаций?

— Сразу надо разделить траты: есть траты на доставку сигнала, и есть расходы на создание программного продукта. Я отвечаю за последнее. На зарплаты ведущих, звукорежиссеров, редакторов и других сотрудников мы зарабатываем сами и еще приносим прибыль.

—  Как вы представляете себе слушателей радиостанции "Маяк"? Помимо возрастной категории 25—40 лет, что Вы еще можете сказать об этих людях, их увлечениях, социальном статусе и т.п.?

— Я не могу конкретизировать нашего слушателя, потому что его никак нельзя свести к одному человеку, к одному образу. У нас абсолютно разные слушатели, это и те, кто младше 25 лет, и те, кто старше 45. Мы ориентируемся на аудиторию в возрасте 25-45, мы делаем продукт, который, с нашей точки зрения, должен быть интересен этим людям. Но это не значит, что он априори не интересен людям 15 лет или 50 лет. Расклад по аудитории, социологические опросы, говорят о том, что у нас осталась значительная часть слушателей старше 50 лет и растет молодежь, которой чуть за 20. Мы ориентируемся на вкусы активных людей, но активным человек может быть и в 30 и в 60 лет; если у него есть активная жизненная позиция, если он интересуется тем, что происходит в его стране, - он слушает "Маяк".

— На что вы делаете упор при продвижении радиостанции: на актуальный востребованный контент или на продуманные PR-технологии?

— PR-технологии могут быть продуманные, но неработающие, всегда необходимо сочетание. У нас хорошая PR-служба, и мы делаем проекты, которые интересны нам и нашим партнерам. Можно различными PR-технологиями привлечь слушателя, который включит радиостанцию один раз, и не услышав то, что ему нравится, выключит и забудет ее навсегда. Поэтому необходимо сочетание. У PR-службы своя задача - напоминать о радиостанции, двигать человека к тому, чтобы он включил на своем радиоприемнике нашу частоту, а задача программной службы - чтобы он там остался.

— Каким Вы видите будущее радиостанции "Маяк"?

— Светлым и радостным! Все-таки это радиостанция, которая выжила в различных условиях, которая работает уже 45 лет и всегда имела свое лицо. Нас очень радует, что с брендом "Маяк" ассоциируется (как показывают опросы и фокус-группы) что-то светлое и доброе, то, что проверено временем. И мы от этого никогда не откажемся. На "Маяке" всегда останутся его фирменные позывные. Как бы ни менялся "Маяк", он всегда сохранит свое лицо и всегда будет ориентирован на людей. Когда в 1964 году появился "Маяк", через месяц его уже слушали везде: в цехах, на заводах, в школах - он стал народной радиостанцией. Я надеюсь, что так и будет продолжаться, несмотря на то что у нас сейчас просто невероятная конкуренция на этом рынке. "Маяк" проверен временем и я уверен, что нас ждет светлое, ясное и прекрасное будущее.

— Какой Вы представляете себе радиостанцию в следующий юбилей — 50 лет?

— Пять лет - это не такой большой срок, и я надеюсь, что она будет примерно такой же. Несмотря на то что сотрудники будут приходить и уходить, они будут разговаривать с аудиторией на их языке. "Маяк" сейчас как раз тем и отличается, что говорит на языке слушателей: наши ведущие не говорят свысока, не поучают, мы находимся на одной горизонтали с аудиторией. Это важно сохранить. Я надеюсь, что через пять лет все останется так же и еще появится больше хороших программ, и в рейтингах мы будем только на первом месте, хотя мы и сейчас в общем-то неплохо себя чувствуем. Хочу верить, что через пять лет все будет складываться также благополучно.

Беседу вела Залина Тиголаева

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2009
Посещений: 10790

  Автор

Гия Саралидзе

Гия Саралидзе

Главный продюсер радио "Маяк"

Всего статей:  1

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций