В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Когда моему трехлетнему внуку впервые попалась в руки грампластинка, выпущенная фирмой "Мелодия", его удивление было столь велико, что он только и сумел выдохнуть: "Вот это ДИСК! " Покрутив пластинку и так и эдак, грустно констатировал: "Исполненный, вон сколько цалапин..." Это был купленный в свое время с рук альбом "Аббы" в отличном состоянии. Затем внук деловито нажал кнопку на музыкальном центре и вставил свой "холоший" с идеальной зеркальной поверхностью диск с детскими песнями. "Абба" "с цалапинами" его больше не интересовала...
Евгений Павлов
Председатель Общероссийской государственной радиовещательной компании "Маяк" (1997-1999 гг.)
Этот незначительный эпизод дает, на мой взгляд, достаточно точное представление о стремительности времени. То, что еще вчера казалось едва ли не совершенством, сегодня, увы, вызывает только удивление: и это все работало? Как вообще люди с этим могли жить?
Сегодняшние студенты факультетов радиожурналистики вряд ли смогут понять, как можно было с помощью уксуса монтировать записанные на магнитную ленту Тип-6 репортажи и интервью. Но зато какими асами при этом были звукооператоры!
Один из моих друзей-корреспондентов слегка грассировал, что в обычной жизни было почти незаметным, но микрофон в студии предательски делал этот дефект дикции слишком явным. Вспоминается случай, когда однажды звукооператор предложил моему другу начитать в студии авторский текст, потом он прочитал его сам, а затем грассирующее "р" корреспондента заменил звуком "р" в собственном произношении! Материал вышел в эфир...
Позже на смену уксусу пришел скотч, с помощью которого монтировать пленку стало более удобно. К чему я это вспоминаю? На "Маяке", куда я был назначен в 1997 году, эта технология еще сохранялась (правда, без уксуса), но выглядела уже явным анахронизмом.
В том же году решением Правительства РФ на базе радиостанций "Маяк" и "Юность" была создана Общероссийская государственная радиостанция "Маяк". В эфире две радиостанции оставались под своими брендами, но компания становилась единым коллективом. Это позволяло существенно расширить информационные возможности каждой из них и тем самым вернуть утраченные государственным радиовещанием позиции, лидерами которых (особенно на московском рынке) стали к тому времени коммерческие радиостанции.
Радиостанция "Юность", где я работал до назначения на "Маяк", была первой из отечественных радиостанций, которая к тому времени освоили, как тогда говорили, "беспленочную технологию , то есть перешли на цифру, - начиная от подготовки и до выхода программ в эфир. Эту идею в 1994 году предложили мне талантливые программисты - Алексей Грудинин и Александр Штейнбок, - которые показали возможности использования компьютера при монтаже пленки и выдаче ее в эфир. Данное предложение было сделано в тот момент, когда стал остро ощущаться дефицит магнитной ленты. Передачи готовились на каких-то остатках клееных-переклеенных пленок. Немецкая "ORWO" после объединения Восточной и Западной Германии прекратила свое существование, оставшаяся шосткинская "Свема" тоже отошла к другому государству и предлагала свою продукцию уже за валюту.
Возможности компьютера впечатляли, оставался пустяк - подчинить их задачам радио. Но это отдельная история. Ее итог хорошо известен - по всей России сегодня радиостанции работают по разработанной тогда технологии и написанным к ней программам. Конечно, уже теперь усовершенствованным.
К 1997 году элементы этой технологии существовали и на "Маяке". Но не "завязанные" в единую сеть, они фактически оставались невостребованными. При объединении двух радиостанций в одну компанию технологию подготовки и выхода программ в эфир нужно было приводить, как говорится, к единому знаменателю.
В то время на "Маяке" выходили в эфир две "Панорамы" - утренняя с 6:00 до 10:00 и вечерняя с 18:00 до 22:00. Все остальное время "Маяк" вещал в традиционном для него формате, утвержденном еще с 1 августа 1964 года: каждые полчаса 5-минутные выпуски новостей, а между ними различные музыкальные программы.
Я хорошо помню, как представлял меня коллективу "Маяка" возглавлявший тогда Федеральную службу по телевидению и радиовещанию В.В. Лазуткин. Он приехал прямо из больницы, сбежав оттуда на несколько часов. Когда весь коллектив собрался в конференц-зале в здании АСК-3 в телецентре "Останкино", он, положив мне руку на плечо, слегка подтолкнул меня и коротко сказал: "Вперед!" Возможно, это меня успокоило и даже придало уверенности, и, кажется, свою программу мне, как руководителю, удалось донести и быть услышанным. И я до сих пор благодарен коллегам-"маячникам" за то, что нам удалось сделать вместе.
Новая сетка вещания предусматривала круглосуточный прямой эфир с резким увеличением количества не только собственных материалов, но и всей корреспондентской сети "Маяка" по России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. На склейку скотчем разрезанной ножницами пленки не хватило бы никакого времени.
В течение двух месяцев была смонтирована "электронная версия" "Маяка", которая была объединена в единую сеть с радиостанцией "Юность". Переучиваться приходилось на ходу. Конечно, это новаторство понравилось не всем. Помню, как-то раз пришли ко мне трое известных журналистов (именно поэтому я не называю их фамилии) для разговора "по душам". Поскольку дипломатия и политесы в журналистской среде не в чести, то прямо с порога они заявили: "Ты же сам радиожурналист! Неужели не понимаешь разницы между звуком, записанным на пленку, и компьютерным? Ты пойми, тот же настоящий живой звук, а этот - мертвый!"
Спор грозил стать беспредметным. Случайно я посмотрел на стоявший в кабинете студийный магнитофон STM. Он уже стоял просто как память. Как пришло решение - не знаю. Я предложил журналистам на пару минут выйти из кабинета и войти, но уже с закрытыми глазами. Когда они вошли, честно закрыв глаза, я дал им послушать две записи - одну с компьютера, другую -с пленки, которую поставил на STM, и попросил объяснить разницу в звучании. Смеялись мы потом вместе...
Но "человеческий фактор" так просто не сдавался. Когда новая технология была уже всеми освоена и ее преимущества стали очевидны и понятны, вдруг возник вопрос о непоправимом ущербе зрению, который наносит работа за компьютером. Ситуацию тогда спас Святослав Николаевич Федоров.
Как депутат Государственной думы он был приглашен, что называется, "в срочном порядке" для участия в программе "Политический Олимп".
Как и положено, в течение дня в эфире шел анонс предстоящей программы. Поэтому, когда приехал С.Н. Федоров, все, кого волновал вышеназванный вопрос, были в сборе. Едва закончился эфир и гость вышел из студии, его об этом сразу же спросили. Помню, он рассмеялся и спросил: "Вы это серьезно?" И, получив утвердительный ответ, всемирно известный офтальмолог тут же перешел на серьезный тон. Чтобы не напутать что-либо в медицинской терминологии (да я и не запомнил ее), приведу примерное начало ответа: "Что такое глаз? Это - мышца, которая, как и любая другая, нуждается в постоянной тренировке. Спортсмены к высоким результатам идут, постепенно наращивая нагрузки. Но от человеческого глаза еще никто не требовал устанавливать мировых рекордов. Вы же не прикованы цепью к компьютеру и всегда можете сделать перерыв. Любое излишество в принципе вредно. Однако никто не спорит с тем, что человеку надо поддерживать свою физическую форму. Поэтому и нагрузка для глаз, разумеется, в меру также полезна". Вступать в спор с С.Н. Федоровым никто не стал, и "человеческий фактор" по отношению к новой технологии радиовещания больше не проявлялся...
Через полгода после эфирной перестройки "Маяка" нам удалось добиться первых результатов популярности: в таблицах рейтинговых замеров слушательской аудитории главная в то время информационная станция страны стала делить первое-второе место с радиостанцией "Радио России", и, что немаловажно, от опроса к опросу увеличивалась доля молодежной аудитории. Радио "Маяк" сумело вернуть пошатнувшиися на время авторитет, что косвенно подтверждалось и тем, что никто из российских политиков, представителей науки, культуры больше не отказывался от приглашений принять участие в передачах, и, более того, во время различных встреч приходилось слышать обидчивое: "Ну, вы же не приглашаете..."
Заслужил "Маяк" и признание у коллег по цеху, которые по итогам Всероссийского конкурса радиовещателей имени А.С. Попова в 1998 году отдали пальму первенства программам радиостанции "Маяк" в трех номинациях.
А 18 марта 1999 года в биографию "Маяка" было вписано еще одно знаменательное событие: впервые в прямом эфире со слушателями в течение часа общался и отвечал на вопросы Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. Память сохранила тот день в мельчайших подробностях, но сейчас скажу только о профессиональном чувстве: большего волнения до и во время ведения этой программы я уже не испытывал...
Оперативность, объективность и взвешенность в подаче информации -эта триада была той основой, которой руководствовались в своей работе все сотрудники "Маяка" - от начинающего корреспондента и до умудренного опытом политического обозревателя. Внутриполитическая ситуация в стране тогда была далека от идиллической. Но журналистам радиостанции хватило профессиональной мудрости не поддаться на "желтизну", муссирование различного рода компроматов, вбрасываемых в конце 1990-х годов в достаточном количестве в средства массовой информации определенными заинтересованными лицами. Многим коллегам из других СМИ тогда казалось, что подобная информация способна поддерживать постоянный слушательский, зрительский или читательский интерес к их теле- и радиокомпании или печатному изданию.
Тогда, как мне кажется, нашей радиостанции удалось достойно пройти между этими "Сциллами" и "Харибда-ми". И тем самым сохранить свое звание главной информационной станции России. За что и хочется мне сказать сегодня спасибо всем, с кем посчастливилось вместе работать.
В радиоэфире позывные "Маяка" звучат уже 45 лет! Новые молодые и талантливые радиожурналисты садятся к микрофону. "Радио "Маяк" - жизнь продолжается" - такой джингл звучит сегодня в эфире, и, значит, пусть будет так! С днем рождения, "Маяк"!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2009
Посещений: 11178
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций