В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Оговорюсь, что мнение автора иногда может не совпадать с другим мнением автора.
Итак:
1. Все рекламные продажи каналов первого и второго мультиплекса в регионах так или иначе будет контролировать НРА. Размещение региональной рекламы через сетевых партнеров СТС – РЕН ТВ – ТНТ постепенно сойдет на нет.
Уже сейчас во всех рекламоемких городах, входящих в панель телеизмерений “Медиаскопа”, действуют филиалы НСК. Медленно, но верно запускается сплайсинг, причем сначала на каналах второго мультиплекса. При этом региональные рекламные врезки появляются даже на тех телеканалах, которых никогда не было в аналоговом эфире. Существующие “аналоговые” региональные партнеры крупнейших телесетей для того, чтобы сохранить размещение своих рекламных материалов на “обязательных” кнопках каналов первой двадцатки (в цифровом эфире и кабельных сетях), уже сейчас вынуждены делиться со своими федеральными партнерами частью доходов. При этом, когда экономика вопроса сходиться перестает, НРА имеет право просто поменять оператора по размещению региональной рекламы. Наличие эфирного сетевого партнерства перестает быть догмой в отношениях центра и регионов.
2. В 2018 году так или иначе разрешится неопределенность в отношениях крупнейших сетей с партнерами. В основном разводом, но с сохранением вторых в сфере интересов первых.
Все будет хорошо у нынешних партнеров ТНТ (а также немногочисленных – “Пятницы” и ТВ-3). Они будут выбирать между новыми эфирными каналами ГПМ РТВ “Супер” и ТНТ4 (а также 2х2). Собственно, другого выбора, учитывая необходимость прохождения ФКК по смене концепции, им и не дадут.
Партнерам РЕН ТВ, СТС и “Домашнего” будет предложен выбор между “Че” и “СТС Love” (возможно, еще телеканалом “Известия”). Скорее всего, холдинг также запустит в противовес вновь созданному “Суперу” еще какую-то одну платформу на основе своих библиотек – возможно, реанимирует идею канала “Военная тайна” (о создании которого заявлялось в 2015 году). Подходы к “панельным” городам и городам “100 минус” по условиям дальнейшего сотрудничества у НМГ/СТС Медиа будут отличаться.
Сетевое партнерство ТВЦ, “Пятого”, “Звезды”, “Матча” и “России-24” будет завершаться “в ручном режиме” в самое ближайшее время. Эти федералы перестанут платить регионалам “сетевую компенсацию” за услуги связи. Собственно, этот процесс уже начался – и в нескольких городах на частоты “России-24”, например, неожиданно пришел канал “ТНТ4”.
3. Массовое отключение эфирного аналогового вещания государственных каналов в конце осени все-таки случится.
Это произойдет как минимум в малых городах, вместе с окончанием финансирования оплаты распространения эфирного сигнала напрямую из бюджета государства по ФЦП. Передатчики первого мультиплекса из тестового перейдут в регулярный режим эксплуатации, что означает необходимость оформления официальных отношений между государственным оператором связи РТРС и государственным же вещателем напрямую, без посредника в лице Роспечати (через которого сейчас идет основное финансирование цифрового вещания).
4. Вещатели второго мультиплекса до последнего будут пытаться договориться с регулятором об отсрочке включения всех построенных объектов эфирного вещания второго мультиплекса с 1 января 2019 года (это 5 тыс. передатчиков). Если это сделать не удастся, возможен выход ряда каналов из состава его участников.
Порядка 300 работающих сейчас передатчиков, транслирующих каналы второго мультиплекса, почти полностью закрывают потребности национального селлера и вещателей в региональном рекламном инвентаре. Учитывая, что технология сплайсинга в одночастотной цифровой сети в идеале предполагает синхронную врезку локальной рекламы на всех передатчиках зоны вещания, математическое увеличение числа сплайсеров и серверов врезки приведет, скорее, к обратному экономическому эффекту. Финансовые возможности состава участников второго мультиплекса при этом весьма различны, а некоторые из каналов, напротив, заинтересованы в расширении общего технического охвата, а не в возможности локализации.
5. Каналы, не вошедшие в состав мультиплексов, но являющиеся частью больших федеральных холдингов, из аналогового эфира в 2018-м точно не исчезнут.
С 1 января этого года холдинг “Газпром Медиа” запустил новый развлекательный телеканал “Супер”, позиционирующийся как “федеральный эфирный”. При этом другие каналы холдинга “поделились” с ним своими частотами, тем самым полностью уйдя из аналогового эфира в тех или иных городах: ТВ-3 в Саратове и Северодвинске, ТНТ4 в Москве и Санкт-Петербурге, ТНТ в Екатеринбурге и Уфе – и создав прецедент на медиарынке. Таким образом, только в субхолдинге “ГПМ РТВ” сейчас находится три развлекательных телеканала, не вошедших в состав мультиплексов: ТНТ4, 2х2, “Супер” (а еще “ТНТ Мьюзик”). У “СТС Медиа” есть такие же эфирные “Че” и CTC Love, у ЮТВ – “Ю” и “Дисней”. Плюс существует еще канал Московской области “360”, а в крупных регионах – аналоговые сети эфирного распространения своих каналов “21-й кнопки” (например, БСТ, ТНВ или “Югра”). Маловероятно, что процесс их отключения в конце года будет носить массовый характер, синхронно с государственными каналами.
6. После мартовских выборов государство “разморозит” тему моратория на эфирные ТВ-частоты либо в направлении разработки дополнительных мультиплексов, либо в продлении срока действия разрешений на аналоговые частоты.
Согласно текущим решениям Государственной комиссии по радиочастотам, срок действия разрешений на использования аналоговых 6–12-метровых и всех дециметровых каналов ограничен до 19 августа 2019 года. При этом получить “цифровую” эфирную частоту для использования сейчас может только РТРС.
“Разморозка” требуется всем: и желающим продолжить аналоговое вещание федералам, и сетям каналов “21-й кнопки”, и для запуска дополнительных мультиплексов в формате HD (на этот счет существует отдельное поручение правительства), и наконец для тех платных каналов, которые обошли запрет на размещение рекламы путем приобретения региональных аналоговых частот. “Зависшая” ситуация не может не быть решена в какую-либо сторону позднее наступившего года: отступать особо некуда.
7. Отомрут запрет рекламы на платных каналах и возрастные маркеры ниже 18+.
Инициативу про знаки возрастного ограничения Минкомсвязи озвучило в конце 2017 года. Что же касается пресловутого запрета рекламы на платных каналах, то рынок за прошедшие два года фактически самоотрегулировался (другой вопрос, насколько прозрачными были схемы) и на данный момент практически все тематические каналы, находящиеся в зоне интересов крупных холдингов и НРА, как и большинство региональных кабельных каналов, такую возможность себе вернули.
8. “21-я кнопка” станет королевой “бегучки”.
Наконец-то принятый 31 декабря, опять же по инициативе Минкомсвязи, Федеральный закон 489-ФЗ разрешает региональным телевещателям увеличить общий объем рекламы за счет дополнительного размещения “бегущей строки”, причем в собственных информационных и развлекательных программах ее длительность может составить целых 12 минут на астрономический час вещания. При этом под формулировки закона попадают прежде всего обязательные общедоступные телеканалы субъекта РФ – куда и перераспределится столь любимая в регионах форма недорогой рекламы, ушедшая с телеканалов второго мультиплекса (сплайсинг технически не позволяет делать такого рода наложения).
9. Каналы “21-й кнопки”, выбиравшиеся как круглосуточные региональные каналы на самопрограммировании, будут тяготеть к переходу на сотрудничество с немногочисленными оставшимися “сетевиками” вне состава второго мультиплекса – по причинам экономического характера (особенно те из них, кто финансируется из бюджета).
Из-за недобросовестного поведения на рынке одного из таких потенциальных партнеров регулятор будет вынужден либо “прикрыть лавочку”, либо закрыть глаза на возможность воспользоваться лазейкой и другим желающим (коих немало).
10. Региональные каналы без статуса “21-й кнопки” будут выбирать для себя одну из трех моделей дальнейшего существования (исключая переход на работу в формате рекламного агентства): 1) предложенный нынешним федеральным партнером “немультиплексный” канал на замену, 2) каналы “третьего эшелона” (“360”, “Продвижение”, “8 канал”, “Мир 24” или нечто вовсе экзотическое из числа платных тематических каналов), 3) самопрограммирование из сеток вещания одного из трех агрегаторов контента (“Национальный телевизионный синдикат”, STP или “Мастер решений”).
При этом на рынке оригинального контента в любом из трех вариантов будет весьма тоскливо, а многие малые телекомпании предпочтут самостоятельно уйти с эфирного рынка.
11. Из-за компенсации выпадающих доходов в связи с отключением аналогового эфирного телесигнала региональным коммерческим вещателям (особенно FM-станциям) станет все сложнее договариваться об “особых” условиях сотрудничества с филиалами РТРС.
Нет бюджета – нет скидок. Повысится актуальность FM-вещания с альтернативных объектов связи (частных башен, крыш зданий и вышек сотовых операторов).
12. Рынок платного “транспорта” продолжит меняться. Регулятор задумается о подходах к лицензированию OTT.
Состав пакетов каналов кабельных операторов “большой тройки” будет согласовываться – негласно или открыто (например, через выдачу “мультилицензии”, по аналогии с вещательными лицензиями четырех российских DTH-операторов, куда сейчас вписываются все транслируемые ими телеканалы).
13. Ждем кульбита от Константина Львовича про “Медиаскоп”.
Ну, по крайней мере, предположим это.
14. “Триколор” продолжит менять приставки.
Какая-никакая – стабильность!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8+1, 2018
Посещений: 3164
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций