Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Послевкусие IBC: без новых трендов, но с обнадеживающими альянсами

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Послевкусие IBC: без новых трендов, но с обнадеживающими альянсами

Если очень коротко – выставка понравилась, очень доволен, и не только результатами нашей работы. Произошли приятные инфраструктурные улучшения: с вводом новой линии метро логистика в Амстердаме очень серьезно упростилась, добираться до выставки стало заметно легче, и это позволило существенно экономить на проживании. Теперь можно селиться на другом берегу реки Амстел, в северной части города, потому что метро ходит туда и напрямую до RAI, где проходит выставка. Этот маленький лайфхак стоит учесть
Андрей Гайнулин
Директор ООО “Кьюлиджент.ру”, к.т.н.

Если кратко, то ничего нового!

Выставка IBC – событие интересное, крупное, популярное, собравшее огромное количество профессионалов со всего мира и традиционно любимое нашими соотечественниками, – в этом году прошла, как мне кажется, под знаком “ничего нового”.

IBC-2018 не стала генератором мегаидей и суперпроектов. На мой взгляд, выставка продемонстрировала, что основная задача подобного рода событий – это не только и не столько поделиться какими-то мега-прорывными новинками и технологиями, а скорее стать дискуссионной площадкой и местом встреч, где профессиональное сообщество может взаимно обогатиться знаниями, коллаборировать, как модно сейчас говорить. Это пространство, где каждый может найти то, что ему по вкусу, и послушать, что разные люди говорят об одних и тех же вещах с разных позиций. Это отличное место, чтобы обмениваться наработками и мыслями вслух о том, что же происходит, и выходить обогащенными проектно, поскольку то, о чем говорят, это в первую очередь проектные вещи. IBC, надо честно отметить, – выставка практическая. Такие выставки перестали быть элементом шоу, они имеют практический, прикладной характер: а найду ли я нужный мне молоточек?

8К по-японски и IP-оксюмороны

И все же о трендах, отмеченных на IBC. Несомненными являются тренды на увеличение экрана и количество пикселей. Японская NHK в очередной раз пыталась удивить, запуская 8К-вещание, запрещая при этом делать какие-либо фотографии, хотя не очень понятно, почему. Может, в 2008 году 8К смотрелось просто как бомба и полный отрыв башки, сейчас же – ну да, вчетверо больше пикселей на картинке, можно разглядеть еще какую-то степень детализации, только зачем? И так уже мой полутораметровый телевизор занимает всю стену в комнате. Если он будет еще больше, откуда мне его смотреть?


Тренды IP становятся все более серьезными, но нынешний практичный заказчик все так же ходит и выясняет: "Ну а цена?"

Тренды IP становятся все более серьезными, но нынешний практичный заказчик все так же ходит и выясняет: “Ну а цена?” Каждый раз, когда меня спрашивают, когда же индустрия перейдет на IP, мне хочется напомнить, что вообще-то самой крупной телевизионной компанией – производителем решений по программному и аппаратному обеспечению с точки зрения оборота и консолидации является Belden, точнее, Belden Group. На тот момент, когда компания начала активно скупать всех телевизионных монстров, она занималась и продолжает очень успешно заниматься производством коаксиального кабеля и разъемов, кстати, довольно неплохих. Это оксюморон: одним из самых крупных разработчиков в области IP-технологий (а не признать заслуги консорциума, который входит в состав Belden Group, нельзя) является компания, которая владела и владеет одним из самых больших производств и сбытов по коаксиальному кабелю, то есть по классической медной инфраструктуре.

Провальное облако

Облака, несмотря на всю свою привлекательность, в течение лета продемонстрировали несколько мощных провалов, причем последний случился совсем недавно. Эксклюзивные права на трансляцию теннисного турнира из Великобритании выкупила группа Amazon, а ее облачное решение не справилось с доставкой – были задержки, прерывания. Не удовлетворенные качеством абоненты кипели недовольством в соцсетях, требовали свои деньги назад, а главное не имели никакой другой физической возможности посмотреть эти прекрасные и интересные им спортивные события. В очередной раз становится ясно, что, несмотря на хорошую технологическую готовность с точки зрения идеологии и идей, даже такие гиганты, как Amazon, не до конца готовы к реальному объему трафика, который может начать потребляться. И мне кажется, что проблема гораздо более комплексная: это и то, что сам по себе Amazon со всеми своими серверами не справился, и “последняя миля” оказалась не готова к этому. Великобритания, несмотря на технологическую продвинутость, – это страна со зрелыми технологиями, то есть интернетизация всего и вся началась довольно давно, и, как следствие, обычно это означает, что используются далеко не самые передовые технологии, чаще всего это смесь, которая требует сильной модернизации.

Надежды на 5G и альянс с телекомом

И тут встает очень интересный вопрос о 5G. В свое время говорили, что 4G – это будет переворот, конец отрасли, все пойдет иначе. Надо сказать честно: 4G по сравнению с 3G в крупных городах действительно предоставил возможность раскрыться (не в полном объеме, а в принципе) и взлететь технологии мобильного персонального короткого смотрения. Это произошло. 4G стал несомненным убийцей DVB-H и прочих АТSC-M/H, то есть технологий вещания на мобильные устройства с использованием традиционных телевизионных систем. Именно 4G стали драйвером, возможностью конечному абоненту смотреть здесь и сейчас, персонально через YouTube; 3G этого еще не позволял. 5G может – уточним, не обязательно сможет, но попытается поставить очень жирную точку, – шах и мат, в этой части. Потому что нарастить для трансляции тех же живых событий оптическое покрытие основных узловых точек (back bone) – задача в разы более простая, чем модернизировать “последнюю милю”.


В США, например, крупнейшими спутниковыми операторами создан альянс, цель которого – расчистить для 5G C полосу вещания очень старого технологически спутникового ТВ диапазона C-band

Я всегда привожу пример: у наших крупнейших операторов связи (в масштабах нашей страны) тысяча точек присоединения к магистральной сети, а потенциальных абонентов, которые могут быть подключены, 100 млн. Вот такое на самом деле соотношение по модернизации. Одно дело модернизировать тысячу узлов и объектов, а другое – модернизировать эти 100 млн объектов, пусть они и супердешевые, но просто объем работы и инвестиций совершенно несравнимый. Как сделать, чтобы в конечном итоге все получилось? Вот здесь сейчас все верят в 5G, потому что оптика до дома; ну, не получается, хотя идея классная, а вот сотовые телефоны есть у каждого, и инфраструктура готова. Поэтому так много говорят о конвергенции 5G и систем эфирного вещания. В США, например, крупнейшими спутниковыми операторами создан альянс, цель которого – расчистить для 5G C полосу вещания очень старого технологически спутникового ТВ диапазона C-band.

В телекоме, с которым все чаще и чаще телевидение сливается в любовном экстазе, есть события и организации, сравнимые по масштабам с IBС. Прежде всего, это ТM Forum – организация, консолидирующая всех гигантов телеком-индустрии, международный союз независимых телекоммуникационных компаний, которые вырабатывают рекомендации, договариваются о способах протоколов, рекомендациях, трендах, проблемах. В этом году ТM Forum на своем очередном мероприятии в Ницце впервые заговорил о том, что степень проникновения и взаимодополнения медиа и телекома стали настолько высоки, что эти отрасли нельзя рассматривать отдельно и нужно организовывать совместные мероприятия, ставить вопрос о совместных технологических идеях и решениях, искать способы взаимодействия, стандартизации в конце концов и т д. От слов перешли к делу: ТМ Forum был представлен на IBC-2018 с программой по созданию так называемых катализ-проектов (Catalyst projects) – это некие группы, объединенные по интересам, которые решают прорывные задачи для крупных заказчиков в режиме исследовательского прототипа. Это наводит меня на мысль, что мы постепенно в медиа приближаемся к тому порогу, когда медийная выставка и вот эти все вещи про “заменит IP внутри студии SDI или не заменит” в каком-то смысле отойдут на второй план, и это произойдет тогда, когда это станет выгодно.

Папки, микросервисы и котик с волшебной палочкой

Из этой же серии новое модное слово "микросервисы", которое тоже пошло из телекома, где это стандартный тренд. Идея состоит в том, что "режь" на как более мелкие кусочки, каждый из которых представляет собой некую законченную функциональную единицу, и делай все из этих функциональных единиц. Не пытайся построить комплексную систему, которая охватывает все сразу

Ситуация такова, что, посмотрев на рынок ТВ вообще, можно сказать, что это бизнес-ориентированный рынок. Он весь и всегда про деньги. Кто-то, может, что-то и говорит про творчество, но в реальности телевизионный бизнес настолько отполирован, что он всегда про деньги. Поэтому случилось HD – оказалось, что под него есть денежная составляющая, и миграция произошла. 4К вот случилось или 3D случилось, а денежной составляющей не оказалось – и не взлетело. Монетизация процесса 4К тормозится, значит никто в это и не вкладывается, хотя все понятно и отработано. Это как у хорошего генштаба: на случай нападения синих инопланетян есть специально разработанный план, лежащий на полочке. И как только станет понятно: “о, тема сработала, 4К отлично монетизируется”, тут же достанут эту папочку, сдуют с нее пыль, а там все написано, что и как делать. То же самое касается IP-студии: есть папочка, в которой говорится, что делать, если нам потребуется срочно перейти, – что адаптировать, что доработать.

Из этой же серии новое модное слово “микросервисы”, которое тоже пошло из телекома, где это стандартный тренд. Идея состоит в том, что “режь” на как более мелкие кусочки, каждый из которых представляет собой некую законченную функциональную единицу, и делай все из этих функциональных единиц. Не пытайся построить комплексную систему, которая охватывает все сразу. Во-первых, долго. Во-вторых, пока ты ее строишь и проектируешь, все устареет и десять раз поменяется. А вот кусочек – он законченный, сразу в дело идет, как модно сейчас говорить, котик с волшебной палочкой “вжух-вжух – и в продакшн”. То есть time to market очень короткий. Эта стратегия находит себя во всем: появляется много маленьких компаний, много услуг, много облачных идей и предложений. И как только какая-то бизнес-составляющая появляется, все готовы – давайте попробуем.

Традиционная минутка гордости

О популярности выставки говорит то, что мы третий год подряд пытаемся нарастить размер нашего стенда, и нам это пока не удается, потому что все площади раскуплены. Надеюсь, что в следующем году мы сможем передвинуться и увеличить площадь. В этот раз мы применили концепцию “полностью открытый стенд” с максимальным количеством зон для демонстрации и переговоров, потому что расписание трещало по швам от количества заказчиков, которые уже были запланированы. И мы понимали, что будут визиты и вне графика, и не ошиблись.

Невероятно удовлетворены количеством и качеством трафика, который у нас был, его живостью. Однако, по внутреннему ощущению, пора менять павильон. Традиционный акцент – 8-й павильон, у входа, место, где нас легко найти, к сожалению, не так удобно для восприятия нашими посетителями. Все задавали вопрос: “А почему вы именно здесь? Ведь то, что вы делаете, уровень инноваций и технологий, – не 8-го павильона”. Увы, не так-то просто переехать, занято все! Но мы не теряем надежды, тем более что нашей компании в будущем году исполняется пять лет и мы хотели бы отметить дату с соответствующим размахом, и на IBС тоже.

В завершение – как когда-то было написано на стенде Яндекса: “Заказчикам спасибо, а конкурентам привет!”

Ярослав
Городецкий

Генеральный директор CDNvideo

– Что нового появилось по сравнению с прошлым годом?
– Мы представляли на рынке решения по P2P-вещанию и борьбе с блокировщиками рекламы, поэтому наиболее внимательно отслеживали эти сегменты. В них наблюдался существенный рост, в прошлом же году они практически не были представлены. Из других сегментов выделю ИИ (искусственный интеллект) – очень многие компании включают решения на его основе в свои продукты: кодеры, видеоредакторы, программы для монтажа и т.п. Возможно, это дань моде, но ИИ действительно может избавить человека от многих задач, кажущихся ему скучными, оставив человеку возможность чистого творчества.

– Удивило ли вас что-нибудь?
– Меня удивила демонстрация на стенде “Майкрософта”, которая по моему лицу с точностью до года определила мой возраст. Пожалуй, не каждый человек это сможет сделать. А если и сможет – не факт, что скажет мне об этом.

– В какой стадии, судя по выставке, сейчас находится рынок – стагнации или развития?
– Рынок находится в стадии роста, правда рост этот достаточно плавный и происходит в основном на стыке телевидения и Интернета. Отрадно, что в этом сегменте существенную долю рынка занимают компании из России и других стран СНГ. Это заметно по их присутствию в павильоне № 14, где четверть стендов говорила по-русски.

– Есть ли интерес к выставкам на broadcast-рынке? Уменьшается или увеличивается количество посетителей/экспонентов, на ваш взгляд?
– По-моему, число посетителей по крайней мере не уменьшается, а число стендов – так точно растет: на тех выставочных площадях, где в прошлом году было пусто, в этом стояли стенды. Так что глобальные выставки своей актуальности не теряют. Но, конечно, к ним надо тщательно готовиться: пытаться попасть в информационное поле, подавать доклады в секции, заранее назначать встречи с клиентами и т.п., иначе от их посещения толку не будет.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2018
Посещений: 2089

  Автор

Андрей Гайнулин

Андрей Гайнулин

Директор ООО “Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

Всего статей:  33

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций