Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Отечественное телевещание. Прошлое, настоящее, будущее. Наш вклад

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Отечественное телевещание. Прошлое, настоящее, будущее. Наш вклад

В марте 2018 года исполнилось 80 лет со дня начала электронного вещания в нашей стране. Именно в 1938 году в СССР были пущены в эксплуатацию первые опытные телевизионные центры в Москве и Ленинграде. 25 марта 1938 года Московский телевизионный центр (МТЦ) на Шаболовке провел первую экспериментальную электронную телевизионную передачу, показав фильм Ф. Эрмлера “Великий гражданин”, где прототипом главного героя был С.М. Киров. Десятью днями позже там же вышла в эфир и первая студийная программа, ставшая прообразом будущих прямых эфиров. А в июле 1938 года ОЛТЦ (Опытный ленинградский телецентр) вышел в эфир с первой постановочной передачей – драмой Р. Сандерса “Тайна” о Гражданской войне в Испании. В те годы разложение передаваемого изображения в Москве было 343 строки, а в Ленинграде – 240 строк при 25 кадр/с. Итак, фактически 80 лет телевидению в России! Конечно, редакция не могла обойти стороной такое событие. Этот юбилей станет одной из главных тем не только этого номера, но и всех последующих. Приглашаем вас принять участие в формировании материала “Отечественное телевещание. Прошлое, настоящее, будущее. Наш вклад”, а также рассказать о достижениях вашей компании в этой отрасли
Александр
Кабанов
Директор “Теком”

Кардинальным образом телевидение не изменится

– Обозначьте, пожалуйста, основные вехи в развитии отечественного телевещания, знаковые события.
– К ключевым событиям в развитии телевещания в России я бы отнес: начало регулярного цветного телевизионного вещания, появление спутникового телевидения (DTH), переход к цифровому ТВ, увеличение влияния сети Интернет на вектор развития всего вещания – появление новых каналов распространения и платформ потребления телевизионного контента (OTT, IPTV и другие).

– Не окажется ли так, что, например, к своему 90-летнему юбилею телевидение, каким мы его знаем, исчезнет или трансформируется до неузнаваемости?
– Нет, не окажется. Безусловно, с появлением новых технологий определенные изменения будут происходить, как пример – совершенствование вариантов доставки контента, но кардинальным образом телевидение не изменится. Могут меняться формы и среды, но сам принцип останется неизменным. Что касается телевизионного контента, то он будет становиться более интерактивным и персональным, вовлекая зрителя в процесс создания эфира.

– По вашему мнению, какой вклад в развитие отрасли внесла ваша компания?
– Большую часть своей 25-летней истории нижегородская IT-компания “Теком” работала в сфере телекоммуникаций. Но несколько лет назад оказалось, что программные решения и разработки для телекома с успехом применимы и в телерадиовещании. И успех этот настоящий: совместный проект специалистов телеканала Russia Today и ООО “Теком” – система виртуального мониторинга качества доставки контента для RT – был удостоен премии имени Владимира Зворыкина за 2015 год. Это первое в России внедренное облачное решение (SaaS) для, без преувеличений, самого продвинутого отечественного телеканала.

Построение системы мониторинга по модели SaaS имеет главное преимущество: не нужно закупать специальное оборудование, оплачивать его установку и т.д. А при обнаружении проблем передачи потокового видео в регионах, не охваченных оперативным контролем, удается быстро и беспрепятственно переместить туда зонды, что в случае использования традиционного оборудования оперативно сделать было бы невозможно.

Мария
Губанова
Исполнительный директор, “8 Канал”

Основу современных развлекательных программ заложила телевизионная игра КВН

Обозначьте, пожалуйста, основные вехи в развитии отечественного телевещания, знаковые события.
– После появления в 30-е годы экспериментального вещания в России телевидение не сразу получило информационную функцию. До 1940 года оно имело развлекательный характер, именно в этот период была осуществлена трансляция эстрадного концерта с поддержкой звука. Большим шагом в развитии телевидения стала запатентованная советскими инженерами в 1933 году разработка электроннолучевой трубки с переносом изображения. За этим технологическим прорывом последовало создание первых телевизионных центров.

От рекреационной функции телевидение стало постепенно переходить и к информационной, в 1940 году в программах появляются первые информационные сводки, которые зачастую являлись повторением выпусков на радио. В кадре текст читали те же радийные дикторы, и только в 1954-м в редакциях программ появились первые журналисты. Именно тогда началась новая эпоха телевидения – оно стало новым видом СМИ благодаря соблюдению главных принципов и традиций журналистики.

Основу современных развлекательных программ заложила телевизионная игра КВН, создавшая синтез жесткого сценария и импровизации для раскрытия личности на телеэкране. Сегодня по этому “закону жанра” создаются многие развлекательные проекты на российском ТВ.

После 90-х годов было расформировано и создано множество телеканалов, но, на мой взгляд, наиболее важным витком развития телеиндустрии, особенно нишевой, стало создание первого спутникового телевидения в России – “НТВ-Плюс”. Именно это событие определило дальнейший ход цифрового вещания.

– Не окажется ли так, что, например, к своему 90-летнему юбилею телевидение, каким мы его знаем, исчезнет или трансформируется до неузнаваемости?
– Телевидение точно не исчезнет, но, безусловно, оно трансформируется. Думаю, что в эпоху развития каналов связи и интернет-платформ линейное вещание уже не будет столь актуальным. Серьезность перемены мы видим уже сейчас, когда IPTV, ОТТ и SmartTV ознаменовали новое поколение телевещания. Очевидно, что они будут развиваться и видоизменяться, появятся новые технологии, но привычное всем телевидение будет существовать и дальше. Печатным СМИ, например, уже 20 лет предвещают скоропостижную гибель из-за развития интернет-площадок, но, как мы видим, газеты печатаются, а журналы издаются.

– По вашему мнению, какой вклад в развитие отрасли внесла ваша компания?
– Наша компания существует уже более десяти лет. За этот период, помимо организации вещания собственного телеканала, мы произвели по заказу федеральных каналов более 6500 часов контента всех возможных жанров – от новостей до полнометражного сериала. Мы знаем, как делать качественное телевидение, наши проекты имеют высокий рейтинг.

Ольга
Филиппенко
Директор центра мониторинга и анализа “Смимонитор”

Главными “проигравшими” станут центральные каналы

Если посмотреть, как изменилось за последние годы телевидение, то можно выделить несколько трендов, которые, на мой взгляд, будут продолжаться в ближайшие десять лет.

Не стоит раньше времени "хоронить" телевидение, тем более тематические каналы, для которых существенно упростились доставка контента и его производство

Во-первых, возросшая персонализация медиапотребления. Те практики, к которым мы привыкли в интернет-среде, а именно возможность выбора источников информации, настройки новостной ленты и прочие, будут активно развиваться и на телевидении. В 2000 году среднестатистический россиянин мог выбирать из семи доступных каналов, в то время как сейчас – из 63.

Во-вторых, дальнейшее изменение возрастной структуры телезрителей. Не секрет, что за последние десять лет объем телесмотрения даже вырос: в 2008 году россияне в среднем смотрели ТВ 3 часа 48 минут, а сейчас уже больше четырех часов в день. Но этот рост идет за счет “ядра” аудитории, преимущественно в возрасте 55+, а общее количество зрителей сокращается: молодежь уходит в Интернет.

Главными “проигравшими”, скорее всего, станут центральные каналы. Можно спорить, что тут первично (“курица или яйцо”?) – каналы, которые в погоне за изменившейся аудиторией делают телесмотрение неинтересным для остальной части населения, либо сам контент, который сейчас вызывает негативные эмоции и отторжение у ряда зрителей.

Вместе с тем не стоит раньше времени “хоронить” телевидение, тем более тематические каналы, для которых существенно упростились доставка контента и его производство. Сложившаяся практика телесмотрения – это привычка, которая даже при полном отсутствии изменений будет по инерции оставаться востребованной. Достаточно посмотреть на результаты соцопросов, по которым ТВ – самый доверительный источник информации. Не исключаю также, что в ближайшие десять лет будут апробированы и найдут широкое применение какие-то новые эффективные инструменты монетизации телевизионного контента в Интернете, что сделает для владельцев каналов более привлекательной молодую аудиторию.

Что касается лично нашего центра, то поскольку нами была разработана одна из первых в России систем автоматизированного мониторинга телеэфира ключевых каналов, наш вклад заключается в том, что мы повысили прозрачность и доступность анализа информации об эфире телеканалов. Стало проще смотреть – что, как и в каком контексте показывается на ТВ. Не уверена, что это повлияло напрямую на сами каналы, но анализировать информационную картину дня стало намного удобнее.

Алексей
Угринович
Генеральный директор Dolby в России и СНГ

У зрителей появится больше возможностей для персонализации

Я не думаю, что в будущем телевидение исчезнет. Конечно, оно трансформируется, станет более интерактивным. У зрителей появится больше возможностей для персонализации

– Обозначьте, пожалуйста, основные вехи в развитии отечественного телевещания, знаковые события.
– Ключевым моментом в развитии отечественного телевещания, на мой взгляд, стал запуск регулярного цветного телевизионного вещания в 1967 году. Это было поистине эпохальное событие. Красочная картинка воспринималась мною как нечто фантастическое и незабываемое, она завораживала и восхищала. Несмотря на то что в то время цветные телевизоры весили более 100 кг, были ненадежными, а иногда даже взрывались и загорались, с точки зрения технологии этот “экстремальный прибор” представлял собой настоящий революционный прорыв.

– Не окажется ли так, что, например, к своему 90-летнему юбилею телевидение, каким мы его знаем, исчезнет или трансформируется до неузнаваемости?
– Я не думаю, что в будущем телевидение исчезнет. Конечно, оно трансформируется, станет более интерактивным. У зрителей появится больше возможностей для персонализации: они смогут сами выбирать, что, когда, на каком экране, с каким звуком и картинкой им смотреть. Уверен, что технологии Dolby, которые обеспечивают невероятный опыт погружения в происходящее на экране, будут как никогда востребованы как телевизионными вещателями, так и самими зрителями.

Ключевым моментом в развитии отечественного телевещания, на мой взгляд, стал запуск регулярного цветного телевизионного вещания в 1967 году. Это было поистине эпохальное событие

– По вашему мнению, какой вклад в развитие отрасли внесла ваша компания?
– Безусловно, за 80 лет электронного вещания в России технологии менялись и совершенствовались. Компания Dolby принимала в этом активное участие: в конце 2000-х годов нашим партнером в России стал спутниковый оператор “НТВ-Плюс”, который впервые стал использовать кодек DolbyDigital при трансляции своих телепрограмм. С тех пор технологии Dolby применялись при вещании таких исторических событий, как церемония открытия зимних Олимпийских игр в Сочи – это была первая прямая трансляция в формате DolbyDigital 5.1. Однако и cегодня мы не останавливаемся на достигнутом и активно внедряем на российском рынке наши новейшие разработки – систему объемного объектно-ориентированного звука DolbyAtmos и HDR премиального сегмента – DolbyVision.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2018
Посещений: 2236

  Автор

Александр Кабанов

Александр Кабанов

Директор компании "Теком"

Всего статей:  5

  Автор

Мария Губанова

Мария Губанова

Исполнительный директор “8 канал”

Всего статей:  20

  Автор

Ольга Филиппенко

Ольга Филиппенко

Директор центра мониторинга и анализа “Смимонитор”

Всего статей:  1

  Автор

Алексей Угринович

Алексей Угринович

Генеральный директор “Долби Си-Ай-Эс”

Всего статей:  6

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций