Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новый телевизионный год

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новый телевизионный год

Вот и на телевидении наступил новый год. В отличие от празднований общенациональных, этот “условный” праздник наступает не по календарю, а в месте и во время, определенные организаторами традиционной выставки-форума CSTB.Telecom&Media, которая и состоялась 7–9 февраля
Юрий Иванов
Обозреватель

На подменивший в этом году пленарную секцию круглый стол с претенциозным названием “Медиа без границ” прибыли все лидеры российского рынка услуг связи, чтобы поделиться успехами за 2016 год в области “отелевиживания” населения и своими планами на перспективу. За отсутствием, тоже ставшим традиционным, второго по значимости оператора телевидения в России – Ростелекома, которому, видимо, недосуг общаться с высоким сообществом. Вместо него наличествовала вездесущая китайская компания Huawei, что не скрасило потерю, но привнесло в не слишком праздничный букет перспектив нотку финансового оптимизма. Но о ней чуть ниже.

На мероприятии логично ожидалась жаркая дискуссия о методах выживания сообщества в не самых простых экономических реалиях. Жар, однако, не наступил, но тенденции были очерчены. Последние и вызвали основной интерес.

Прохладность дискуссии объяснилась по ходу действа, как только речь зашла о главной теме – дележе абонентского “пирога” (термин замминистра А.К. Волина). Делить-то, как высказалось большинство докладчиков, особо и нечего! Мол, охват населения близок к насыщению и наращивать доходность за счет экстенсивного проникновения телеканалов далее нереально. Оно и понятно, ведь все наиболее значимые для рекламодателей города давно и плотно покрыты аналоговым эфирным вещанием и почти покрыты цифровым, и кабельные операторы проникли почти в каждое городское домохозяйство, и Интернет вошел со своими ТВ-сервисами. Картину всеобщего покрытия уверенно дополняют спутниковые операторы непосредственного вещания – в особенности в местностях, куда еще не пришло “цифровое равенство” по наземным каналам связи.

В этой не новой и безрадостной для экспансии телевидения ситуации вещатели и операторы, однако, унывают не сильно, рассчитывая на различные способы пополнения бюджета, важнейшим из которых является по-прежнему конкуренция, а не то, что приходит на ум обывателю.

Не секрет, что соревнование в качестве контента телеканалы скорее имитируют, судя по однотипным программам в прайм-тайм и фильмам примерно одной категории. Включение наиболее рейтинговых телеканалов в первый и второй мультиплексы, обязательные к распространению, дополнительно уравнивает шансы вещателей по привлечению телезрителей. Поэтому получить преимущество возможно только за пределами сложившейся парадигмы – либо за счет приобретения уникального контента, либо за счет вхождения в другие среды распространения, либо если абонентам предлагать (не бесплатно, конечно) разные “вкусняшки” в виде дополнительных сервисов. Вот в этих направлениях и шел обмен мнениями за круглым столом.

О контенте, Китае и ко-партнерстве

Присутствие на форуме китайской стороны не столько повысило статус мероприятия, сколько обозначило наиболее перспективную географию движения контента. По высказыванию на форуме замминистра Минкомсвязи А.К. Волина, с потерей рынка на Украине КНР сейчас – приоритетный партнер России. И богатый, “в КНР бюджет одной региональной компании больше всего рынка РФ”. Но контент в Китае востребован не абы какой, а исключительно уникальный и качественный, к каковому замминистра отнес лидеров продаж: фильмы “Экипаж”, закупленный китайцами по российской квоте, “Сталинград” (по квоте США), сериал “Интерны”. Растет интерес китайского медиабизнеса и к российской музыке, причем в лице не только Витаса. Лучшим вариантом ведения бизнеса с китайской стороной А.К. Волин назвал партнерство, в первую очередь – создание совместных технологических платформ, для которых железо (кто бы спорил) предоставит КНР, а софт, само собой, Россия. В общем, нет границ для нашего медиа за границей, если с умом подойти, и к взаимной выгоде, ибо “дружба за деньги – самая крепкая”.

Кроме квотирования, А.К. Волин упомянул еще одно препятствие для движения на необъятный рынок Поднебесной – сроки осуществления сделки. До двух лет уходит на ее реализацию, считая от первичного контакта до удачного контракта. Что ж, известная жесткость китайских переговорщиков известна, но – два года?!

“Хорошее дело быстро не делается”, – поддержал пословицей слова замминистра К. Филиппов, SPB TV. По его мнению, китайский продакшн заинтересован в совместном производстве, а контент в КНР очень хорошего качества (особенно документальный). И софт российский действительно лучше китайского. Но оказалось, можно и быстрее. Михаил Ковальчук, генеральный директор “Сигнал Медиа”, поделился опытом более скорой реализации проекта с участием российского “Цифрового ТВ” и китайского LeEco – от подписания меморандума в мае 2016 года до достижения в январе 2017 года 12 млн просмотров в среде IPTV. Cудя по его опыту, на рынке КНР наиболее востребованы анимационные сериалы (например, “Бумажки”, признанный лучшим в Китае), короткий документальный (не подлежащий квотированию), а также локализованный контент. И хотя наш видеопродукт на рынке КНР пока проигрывает местному контенту, он все же числится в лидерах среди иностранных фильмов. Таким образом, несмотря на то что китайский рынок “зарегулирован”, вполне реалистично подстраиваться под ограничение по квотированию, а также организовать “ко-партнерство”, в частности в области технологий VR.

Не опроверг этих сентенций и первоисточник – Лю Либо, вице-президент по операторскому рынку компании Huawei в России. Он отметил, что медиа в Китае стало базовой потребностью, как вода, а наиболее перспективный российский контент на рынке КНР – это музыка, опера, балет, спорт. По итогам 2016 года медиаиндустрия в КНР достигла фантастических показателей: кассовый сбор в КНР составил 8 млрд долл. США, рынок частных развлечений (домашнее видео в основном) достиг 80 млрд долл., в Интернете работает 340 млн платных сервисов. Основными игроками рынка, по его словам, являются вещатели, операторы ОТТ-сервисов и онлайн-кинотеатры. И вообще, сказал он, приглашаем на китайский рынок, а с квотами – поможем, равно как и снизить срок совершения сделки до одной недели, для этого есть несколько бизнес-моделей сотрудничества. И не только сказал – взял и прямо в рамках выставки-форума подписал от лица Huawei соглашение с российским онлайн-кинотеатром Tvzavr о развитии экосистемы 4К в России. Китай он такой, предприимчивый.

Запестрели бизнес-модели

Пожалуй, не будет большой натяжкой сказать, что в целом круглый стол молчаливо отнес традиционное бесплатное телевидение к вымирающему виду, говорить о котором можно либо плохо, либо никак. Плохо не сказали не то из уважения к прародителю, не то волновало мэтров главное – деньги. По крайней мере, платное ТВ занимало внимание большинства спикеров, которые, несмотря на общий интерес, были далеко не единодушны в оценках как бизнес-моделей, так и перспектив.

Ведущими круглого стола (Ю. Припачкин и Я. Чурикова) было неоднократно отмечено, что будущее платного ТВ – за технологией ОТТ. Видимо потому, что Интернет, поверх которого накладываются этот сервис доставки видеоконтента, доступен повсеместно. Технически подкованный гуру здесь, наверное, возразил бы топ-менеджерам, что используемые для ОТТ сети MPLS принципиально не гарантируют непрерывность телевизионной трансляции, которой обладает доброе старое эфирное телевидение. Однако гуру, если он и был в зале, промолчал во имя святого бизнеса. Более того, Ю. Припачкин на животрепещущий вопрос “а что теперь делать операторам, распространяющим сигнал в аналоговом формате” дал краткую сочувственную рекомендацию – “продаваться скорее”.

В чем спикеры солидаризировались, так это в показателе эффективности операторского бизнеса, приняв за него ARPU. А вот по способам повышения дохода мнения разошлись.

В частности, представитель “ЭР-Телекома” выразил уверенность, что увеличение абонентской базы практически невозможно и пора повышать ARPU. Надо понимать – увеличивать абонентскую плату.

Елена Бальмонт (Viacom) также считает, что наш зритель избалован низкими расценками платного ТВ, что подтверждается всего лишь 20-м местом России по ARPU в мире.

Однако этот порыв остановил модератор “Круглого стола” – мол, рынок еще не насыщен и 10 млн абонентов пока, ко всеобщей радости, операторами не поделены. По его словам, ARPU в сегменте платного ТВ вырос в 2016 году в целом по стране на 5% и равен 152 руб./чел. Рынок вырос на 10% и достиг 74 млрд руб. При этом замедление роста доли спутникового и кабельного ТВ компенсируется с лихвой увеличением роста доли IPTV, происходит перераспределение по средам распространения. Однако да, ARPU в РФ меньше, чем в КНР, Индии и Казахстане, не говоря о Западе. Вот и скажите, операторы, что вы предполагаете – наращивать абонентскую базу или увеличивать расценки?

Тут оказалось, что для “НТВ-Плюс” (Михаил Демин) вопрос повышения ARPU вообще не стоит, поскольку у компании показатель этот в два раза выше, чем в среднем по отрасли, и в три раза выше, чем у спутниковых коллег, и, хотя маркетинговые акции исчерпали себя, удерживать ARPU на этом уровне все-таки удается.

В отличие от конкурентов МТС, как сообщила Наталья Братчикова, принял оптимальную стратегию “выигрывать в деньгах, а не в количестве”, взяв курс на наращивание ARPU за счет качественных (надо понимать – платежеспособных и неприжимистых) абонентов, для чего предлагает им во всех средах (“и в Ростелекоме, и на спутнике”) контент одинаково высокого качества, а тратится МТС на рекламу неохотно, только в регионах роста продаж.

Завершил пеструю картину подходов “Триколор ТВ”. Алексей Холодов опустил всех с орбитальных высот на грешную землю, объяснив коллегам, что рынок те оценивают неверно! Насыщение рынка платного ТВ, сказал он, не 100%, а принципиально ниже, потому что считать надо не по людям, а по количеству телевизоров! Как показали исследования, на одну семью в России приходится в среднем два телевизора, стало быть, в 54 млн домохозяйств работают 108 млн телевизоров, и проникновение платного ТВ на текущий момент составляет всего-то 70%. А у “Триколор ТВ” действуют более

10 млн контрактов с абонентами, большая часть которых имеет как раз двухпрограммные приемники, вот и делайте выводы.

Такие вот прозвучали разные подходы к эффективности. Но все равно, как ни крути бизнес-модели, а в перспективе должна быть какая-то стратегия развития! А всякая стратегия, понятно, это снова деньги.

“Куда идем мы с Пятачком...”

В наше время экономии игроку телевизионного рынка если и вкладывать свои свободные “пять копеек”, то во что-то надежное. Или в перспективное. А может, стоит приберечь последний пятачок на черный день?

МТС вот похвалился, что себя оправдала недешевая рекламная кампания с участием актера Гоши Куценко. “Цифровое ТВ” инвестировало в локализацию контента для китайского рынка. “Первый канал. Всемирная сеть”, наоборот, закупает контент в КНР, рассчитывая на приток зрителей.

Алексей Журавлев, “Билайн”, получив в 2016 году прирост и базы и ARPU (на 3%), видит “золотую середину” в установлении “cправедливых расценок” для абонента, ориентировочно 1200 руб./мес. в Москве и 800 руб./мес. в регионах. Он полагает, что еще 3–5 лет рынок будет расти, после чего возобладает конкуренция операторов по удобствам для абонентов (например, единый счет), и лишь затем начнется соревнование в качестве контента.

По мнению Сергея Назарова (“Акадо”), для кабельных операторов хороши как оправданные новшества, в частности “Интерактивное ТВ”, так и отказ от затратных позиций – рейтинговых каналов, взамен которых выгодно в пакет включать “телемагазины”. По его словам, “контент дорожает, а игроки рынка стремятся отобрать деньги у операторов в пользу правообладателей контента”. В то же время анализ, приведенный спикером, говорит, что зрителя привлекает качественный отечественный продукт (фильмы, спорт, сериалы, общественно-политические программы), с которым конкурирует профессионально продублированный зарубежный продукт.

Елена Бальмонт (Viacom) считает, что в условиях ведущихся ценовых войн и снижения телеканалами собственного производства инвестировать неразумно. В то же время рынок растет и новый приход иностранного контента неизбежен, говорит она.

Больше всех, однако, поразил Дмитрий Медников, презентовавший от ВГТРК и “Цифрового телевидения” долговременную стратегию захвата аудитории. Несмотря на то что главным итогом 2016 года он считает факт, что “платное ТВ выжило”, в дальнейшем его доля будет только возрастать, вести к образованию экосистемы платного смотрения. Целевой аудиторией при этом обозначены не смотрящие телевизор граждане (Non TV Viewers), то есть “нелояльные абоненты”, преимущественно – высокоплатящая аудитория. Кто бы это мог быть? Оказалось – дети! Нынешние, конечно, когда они вырастут, обеспечивая предпринимателям долговременную монетизацию проекта и 15 лет устойчивого роста.

Дело не только в том, отметил спикер, что дети определяют наше будущее, но они также наиболее восприимчивы, практически с рождения адаптированы к медиагаджетам. В дополнение к показу контента для них планируется производить контентно-связанные игры и игрушки, проводить направленные на детскую аудиторию маркетинговые акции с применением технологии виртуальной реальности (VR).

Апофеозом же апокалиптической картины светлого будущего платного ТВ стал, пожалуй, озвученный спикером финальный мем: “Приходит самое медийное поколение!” И еще прощальный призыв модератора круглого стола к сообществу – смотреть вперед с позитивом.

P.S. Автор воспринял все происходившее на круглом столе исключительно на слух и заранее приносит извинения за возможные неточности.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2017
Посещений: 5798

  Автор

 

Юрий Иванов

Обозреватель

Всего статей:  1

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций