В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
29 июля 2013 года исполнилось 125 лет со дня рождения русского и американского ученого Владимира Козьмича Зворыкина. В этот день возле Останкинского пруда рядом с телецентром “Останкино” был установлен памятник изобретателю телевидения. Скульптурная композиция “В. Зворыкин – изобретатель телевидения” работы скульптора Сергея Горяева и архитектора Алексея Тихонова выполнена в стилистике городской скульптуры и представляет собой отлитую из бронзы фигуру В. Зворыкина, опирающегося на свой знаменитый телевизор, выполненный из мрамора. Памятник был создан по инициативе “Первого канала” за счет спонсорских средств и теперь передан городу Москве.
На открытии памятника мэр Москвы С. Собянин отметил, что изобретения В. Зворыкина стали одними из самых главных революционных событий XX века, которые изменили мир. “Они объединили мир и миллиарды людей на этой планете в единое информационное пространство”, - подчеркнул С. Собянин. Он также сообщил, что вскоре будут завершены работы по благоустройству Останкинского пруда и прилегающего к нему парка.
Президент НАТ Эдуард Сагалаев считает очень важным, что памятник открыт рядом с телецентром “Останкино”, так как телебашня является символом российского телевидения. Э. Сагалаев также сообщил собравшимся, что решением НАТ при поддержке Роспечати и “Первого канала” учреждена премия имени Владимира Зворыкина, которая уже в этом году на конгрессе НАТ была вручена лучшим людям отрасли.
Торжественная церемония вручения первой Премии имени Владимира Зворыкина состоялась 9 ноября 2013 года в рамках международного конгресса НАТ.
В положении о премии записано, что Премия имени В. Зворыкина, одного из выдающихся изобретателей электронного телевидения, присуждается один раз в год за выдающиеся заслуги в области развития технологий и инженерных решений, которые позволили в существенной мере повлиять на запись, передачу/прием телевизионного сигнала, за оригинальные решения и разработки, которые привели к значительным улучшениям в производстве и воспроизведения аудио- и видеоконтента. Премия имени В. Зворыкина присуждается на конкурсной основе.
Назовем имена первых лауреатов. Ими стали:
С 1 октября 2013 года на должность генерального директора ОАО “Газпром-Медиа Холдинг” решением совета директоров холдинга вместо Николая Сенкевича был назначен Михаил Лесин, занимавший с 1999 по 2004 год должность министра РФ по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций. Можно было ожидать, что новое назначение (учитывая деятельность нового гендиректора на предыдущих ответственных постах), безусловно, приведет к неожиданным нестандартным решениям, как в организационном, так и в хозяйственном плане. Хотя в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС М. Лесин и сообщил, что политика “Газпром-Медиа Холдинга” кардинально меняться не будет, но тем не менее медиаэксперты, например Раф Шакиров, в назначении М. Лесина видят симптомы усиления контроля над медийной сферой, которое произойдет, так сказать, “в обход” – через медиаменеджеров.
В интервью газете “Известия” новый глава “Газпром-Медиа” не исключил, в частности, приобретения новых активов. И вот через короткий промежуток времени, 26 ноября, газета “Ведомости” со ссылкой на М. Лесина сообщает, что холдинг решил выкупить у фирмы Владимира Потанина “Интеррос” 100% акций “Проф-Медиа”. “Объединенный холдинг будет представлять собой структуру другого уровня, более высокого”, - заявил гендиректор “Газпром-Медиа”. Одобрение регуляторов и завершение сделки, сумма которой не сообщалась, запланировано на начало 2014 года.
После завершения этой сделки новый радиохолдинг сможет стать крупнейшим на рынке радиорекламы и потеснить нынешнего лидера – “Европейскую Медиагруппу”, - заявил в интервью sostav.ru первый заместитель генерального директора “Газпром-Медиа”, отвечающий за управление активами, Владимир Шемякин.
Комментируя приход Михаила Лесина на пост главы “Газпром-Медиа”, Михаил Швыдкой, президент фонда “Академия российского телевидения”, предположил, что нельзя исключать того, что с его приходом программная политика некоторых структур холдинга изменится.
И действительно, похоже, очередная сенсации уже не за горами. В середине ноября 2013 года в различных СМИ появляется сногсшибательная информация о том, что гендиректор “Газпром-Медиа” намерен в ближайшее время закрыть скандально известный телепроект “Дом-2”. Поводом к принятию такого решения стала драка в недавнем эфире, устроенная его участниками.
Почему новость сенсационная? Да потому, что, несмотря на неоднократные попытки, еще никому не удалось это сделать. Практически сразу после выхода в 2004 году в эфир этого проекта, собирающего многочисленную аудиторию, руководство канала подвергалось неимоверным нападкам со стороны широкой общественности и профессионального сообщества за нарушение моральных устоев общества, растление молодого поколения и прочее. Приводились данные экспертиз ученых о негативном и порочном влиянии на молодую телеаудиторию. Но все было бесполезно.
И поэтому теперь уж очень хочется верить, что при новом генеральном директоре появившаяся информация не станет очередным слухом. Правда пока, на момент написания обзора (середина декабря), закрытие “Дома-2” официально подтверждено еще не было.
Несомненно, что еще одним сенсационным событием, которое войдет в историю российского ТВ 2013 года, стало прекращение существования Премии Академии российского телевидения “ТЭФИ”. Окончательное решение о том, что Национальный телевизионный конкурс “ТЭФИ” в традиционном формате в этом году проводиться не будет, было принято на заседании совета учредителей фонда “Академия Российского телевидения”, которое состоялось 23 апреля 2013 года.
Принятию этого решения предшествовало официальное заявление ВГТРК о выходе из состава телеакадемии. Объяснение было простое: академия перестала быть институтом, объединяющим телевизионное сообщество, а превратилась в площадку телераздора. Вскоре после этого руководством “Первого канала” было объявлено, что ввиду отсутствия основных конкурентов канал больше не считает возможным выдвигать свои работы на ежегодный национальный конкурс. Именно вследствие этих событий президент телеакадемии Михаил Швыдкой заявил, что считает нецелесообразным проводить национальный телевизионный конкурс “ТЭФИ” в условиях, когда значительное количество производителей отзывают свои работы.
Напомним, что премия “ТЭФИ”, вручаемая за высшие достижения в области телевизионных искусств, была учреждена в 1994 году. Приз работы Эрнста Неизвестного представляет собой бронзовую статуэтку Орфея. В 2007 году из академии вышли и не принимали участие каналы, входящие в холдинг “Газпром-Медиа” (“НТВ” и “ТНТ”). С 2008 года фактически перестала участвовать и ВГТРК со своими каналами (“Россия”, “Культура”, “Спорт”, “Вести”), оставаясь при этом учредителем, платя взносы и не запрещая тем производителям и отдельным сотрудникам, которые хотят, выдвигать на премию свои работы.
Итак, окончательное решение, которое назревало последние годы в недрах академии, было принято. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Тем более что практически все телевизионщики сожалели о том, что лишились своей такой важной премии.
И в середине ноября 2013 года СМИ облетела очередная весть. Пресс-служба “Газпром-Медиа” сообщила, что крупнейшие российские медиахолдинги договорились об учреждении нового некоммерческого партнерства “Комитет индустриальных телевизионных премий”, в состав которого вошли 13 крупнейших телеканалов страны (“Первый канал”, “Россия-1”, “Россия-2”, “Россия-24”, “Карусель”, “Культура”, “НТВ”, “ТНТ”, “СТС”, “Домашний”, “Перец”, “РЕН-ТВ”, “Пятый канал – Петербург”) и Национальная ассоциация телерадиовещателей. Позднее к ним присоединился “ТВ-Центр”. Как сообщила пресс-служба “Газпром-Медиа”, основной задачей партнерства станет организация и проведение телевизионных премий для поощрения наиболее ярких и талантливых представителей индустрии.
В интервью “Интерфаксу” гендиректор “Газпром-Медиа” Михаил Лесин сообщил, что учредители комитета договорились о принципах взаимодействия, которые позволят избежать противоречий между медиахолдингами. И даже допустил, что поскольку Комитет телепремий – это максимально открытая структура, то, возможно, и “ТЭФИ” присоединится к этому комитету, так как представляет интересы определенной части телеиндустрии, в том числе региональной.
Должность гендиректора комитета предложена продюсеру П. Корчагину. Церемонии вручения Индустриальных телевизионных премий в категориях “Дневной эфир” и “Вечерний прайм” будут проводиться ежегодно в июне за период с 1 мая прошлого года по 1 мая текущего года. В 2014 году церемонии награждения пройдут 27 и 28 июня.
Что же тут скажешь? “Король умер! Да здравствует король!”
Май 2013 года принес радостную весть – канал Общественное телевидение России (ОТР) начал вещать на территории РФ и стал доступен у всех операторов кабельного, спутникового, IP-телевидения и на сайте otr-online.ru. Помните, как в любимом мультфильме про Чебурашку: “Мы домик строили, строили и наконец построили. Ура!” Вот и многие так же обрадовались, ведь по замыслу канал должен был стать просветительским и способствовать развитию гражданского общества. Органом контроля телеканала стал совет ОТР под руководством худрука МХТ им. Чехова О. Табакова, а наблюдательный совет ОТР возглавил первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ М. Островский.
Однако по результатам опроса фонда “Общественное мнение”, проведенного спустя три месяца после начала вещания канала, лишь 9% граждан посмотрели какие-либо передачи на ОТР, и лишь 6% россиян он пришелся по вкусу. И хотя гендиректор ОТР Анатолий Лысенко призывал не судить о канале по первым дням вещания и сообщил, что, по сути, полноценную работу ОТР начнет только с сентября, со стороны медиа-экспертов канал практически сразу подвергся беспощадной критике. Приведем одно из наиболее характерных мнений. Декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Анна Качкаева: “C одной стороны, мы имеем нераздражающую картинку, отвечающую запросу зрителей, и подачу с налетом ностальгии, но именно благодаря этому странному контексту из новостей уходят новости, а из телевизионной жизни уходит ощущение, что это разговор современного человека с современным человеком. …К тому же во всем мире под термином “общественное телевидение” подразумевают разговор со всем обществом, а не с 6% граждан”.
Напомним, что одной из целей ОТР декларируется “обеспечение привлекательного, альтернативного государственно-коммерческому вещанию через создание адекватных вызовам времени смысловых, жанровых, технологических и иных координат, способных обновлять мотивацию потребления содержания и участия зрителей в данном типе медиа”. Но что-то пока не получилось…
Генеральный секретарь профессионального Союза журналистов России Леонид Речицкий видит суть проблемы в государственном контроле за ОТР: и руководство канала, и общественный и наблюдательный советы состоят сплошь из должностных лиц. “Чьи интересы будут защищать эти должностные лица? Конечно, государства”.
Пока канал существовал на средства, выделяемые из государственного бюджета России. Но, по словам гендиректора А. Лысенко, 1,5 млрд руб., выделенные государством, покрывают только 65% расходов, и уже в июле 2013 года он объявил, что бюджет канала иссяк. Не спасли его и личные пожертвования даже с учетом лично внесенных главой Роспечати 100 тыс. руб. из собственных средств.
Многие эксперты высказывают мнение, что ОТР ожидает печальная участь, поскольку в его финансовой поддержке (как и в самом вещании) не заинтересовано ни общество, ни власть. Еще до запуска канала известный тележурналист В. Познер говорил, что ОТР в нынешнем виде и по способу финансирования, и по структуре “в смысле назначения руководителя президентом страны” противоречит самой идее общественного телевидения.
В ноябре 2013 года Комитет ГД по бюджету отказал каналу в увеличении бюджета на 2014 год и, по сообщению газеты “Ъ”, А. Лысенко заявил, что опасается сокращения штата и производства собственного контента. По информации того же “Ъ”, дело дошло до того, что из-за тяжелого финансового положения ОТР рассматривает возможность изменения устава, чтобы получить права на показ рекламы. Как говорится, за что боролись…
Граждане нашей страны давно привыкли, что начало нового года или сезона всегда сопровождается ростом цен. Но не бывает правил без исключения. С 1 октября 2013 года, с началом нового телесезона, компания спутникового телевидения “НТВ-Плюс” запустила беспрецедентную акцию: в новый сезон – с новыми ценами! Да какими соблазнительными - 91 канал за 29 руб. в месяц!
Пакет “Лайт Запад” состоит из каналов различной жанровой направленности - это все федеральные каналы, а также различные новостные, спортивные, развлекательные, детские, познавательные, музыкальные, киноканалы, каналы в HD-качестве и пр.
Это предложение, безусловно, не могло остаться незамеченным рынком – ведь в ценовом сегменте компания теперь конкурирует по демократичности цен даже с “Триколором”. При том, что “народный оператор”, напротив, вывел на рынок вполне себе недешевый премиум-пакет. Ряд экспертов очень бурно отреагировали на это предложение “НТВ-Плюс”, предположив, что теперь рынок платного телевидения ждут большие перемены. Операторам останется разве что доплачивать абонентам за подключение, каналам – за бесценок отдавать свой контент, снижая при этом его качество. Но, по сути, несмотря на кардинальное снижение цен, “НТВ-Плюс” остался в премиум-сегменте, так как остальные пакеты, включающие в себя лучшие детские, познавательные, спортивные, кино- и прочие каналы, стоят отнюдь не 29 рублей. Оператор стремится в разы увеличить абонентскую базу, не уничтожив при этом и премиум-услуги. Как у него это получится – узнаем в 2014 году.
Сегодня многие телевизоры поддерживают технологию объемного изображения, но наличие технологии 3D в телевизоре уже не является модным определяющим фактором, который влияет на выбор покупателя в пользу той или иной модели.
24 октября 2012 года Ассоциация потребителей электросвязи (CEA) приняла новый стандарт телевидения высокой четкости Ultra HD, общий для двух видов разрешения экрана – 4K UHDTV (2160p) и 8K UHDTV (4320p). Ранее этот стандарт был предложен NHK Science & Technical Research Laboratories и принят Международным союзом электросвязи в августе 2012 года как Рекомендация BT.2020. После его утверждения все основные производители электроники тут же приступили к выпуску своих линеек телевизоров диагональю больше 50 дюймов, поддерживающих новый стандарт.
И главным трендом этого года на прошедшей в январе 2013 года выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES 2013) в американском городе Лас-Вегас стали уже телевизоры Ultra HD. Надо сказать, что именно эта выставка в последние годы задает направление всей индустрии и признана флагманом развития цифровых технологий для потребительского рынка. Использование новой матрицы позволило значительно улучшить качество изображения телепередач, создавая эффект присутствия в предложенных моделях. Безусловно, все новые Ultra HD-телевизоры – это несомненный шаг вперед, к новым стандартам развлечения.
Заметим, что все препятствия, которые эксперты видят сегодня в популяризации 4K-телевизоров среди производителей, уже устраняются. Голливуд массово работает над проблемой создания фильмов в 4К. А приход кодека High Efficiency Video Coding (HEVC или H.265) на смену H.264 (MPEG-4), который в настоящее время является основным для кодирования цифрового видео, открывает возможности для просмотра более качественного потокового видео в сочетании с многократным снижением нагрузки на сеть даже при небольшой пропускной способности.
В феврале 2013 года в рамках NTT R&D Forum 2013 крупнейший оператор мобильной связи Японии NTT DoCoMo продемонстрировал возможности этого нового стандарта для компрессии видео. Новый кодек использует для сжатия видео более совершенные алгоритмы, что, в свою очередь, благоприятно сказывается не только на визуальном восприятии видео, но и на аппаратных возможностях нового стандарта HEVC.
Однако справедливости ради стоит сказать, что формат 3D все-таки “скорее жив, чем мертв”. 4K-дисплеи и технология 3D идут нога в ногу. Так, например, 55-дюймовый телевизор Toshiba 55ZL2 с разрешением 4K (3840x2160 точек), кроме всего прочего, располагает 3D-дисплеем, который дает возможность просмотра 3D без использования очков. ЖК-экран выполнен с использованием технологии лентикулярных линз, которые и создают 3D-эффект. Модель имеет девять точек для наблюдения оптимального 3D-эффекта и систему распознавания положения зрителя перед экраном для подстройки объемного изображения. Это несколько решает проблему, с которой сталкиваются разработчики дисплеев, когда 3D-эффект становится проблематичным для коллективного просмотра.
Сегодня телесмотрение доступно не только дома на диване, но и в метро, автомобиле, кафе, на природе и, главное, на любом виде гаджетов.
Недавно компания Viasat первой из дистрибьюторов платных телеканалов вышла на российский рынок с мультискрин-решением, которое делает для подписчиков пакета Viasat Premium HD доступными 15 каналов телесемейства Viasat на компьютерах и любых мобильных устройствах. Таким способом компания предлагает решить давно наболевший для телевизионщиков вопрос: “Как телеканалам не потерять аудиторию в связи с тем, что многие зрители уходят в Интернет?”.
Опцию “мультискрин” подписчикам Viasat Premium HD обеспечивает сервис Viaplay – собственная VoD-платформа Viasat. Viaplay разработан Modern Times Group в Швеции и на сегодняшний день является одним из ведущих онлайн-видеосервисов в Европе.
Сервис доступен как в Интернете, так и в виде приложения на платформах iOS и Android. Уникальной особенностью Viaplay, выделяющей его на фоне других VoD-сервисов, является функция скачивания контента через приложение на мобильное устройство для просмотра без подключения к сети Интернет. В компании уверены, что будущее именно за моделью TV everywhere.
Но вот в кинокомпании “Амедиа”, которая в прошлом году создала дочернюю структуру и осуществила вещание ТВ-каналов, решать проблему мобильного телезрителя стали несколько иначе. Виталий Студитских, генеральный директор группы телеканалов “Амедиа” в интервью “ТелеМультиМедиа” сказал, что они уверены, что сейчас появляется аудитория, которая не смотрит телевизор и не подключена к платному ТВ – у операторов платного ТВ одна аудитория, а в Интернете – другая. Поэтому в “Амедиа” планируют охватить всех, предлагая зрителю лучший контент самых известных мировых производителей и на каналах Amedia TV, и на платной интернет-платформе Amediateka. Платформу для вещания в Интернете разработала компания SPB TV, известная в России своими решениями для мобильного телевидения МТС и “Билайн”. Выбранная система CAS/DRM – Verimatrix.
Интернет-сервис подойдет для тех пользователей, кто просматривает контент на экране компьютера или мобильного устройства с экраном 9 дюймов. Но если речь идет об экране 45-50 дюймов и видео высокого разрешения, то в “Амедиа” рекомендуют смотреть телеканалы через операторов платного ТВ, которые предоставляют хороший сервис на большом экране.
Что же, решения могут быть разными, и, как всегда, выбор остается за зрителем. Но, главное, что этот выбор у него есть!
В завершение всего вышеизложенного следует сказать, что в данном обзоре представлены лишь несколько ярких картинок из медийного калейдоскопа событий 2013 года. Но согласитесь, что события эти значимые и поэтому, несомненно, достойны того, чтобы войти в историю современного телевидения.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2013
Посещений: 8499
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций